на главную страницу

17 Апреля 2008 года

Армия и общество

Четверг

ИЗ-ЗА ПАРТЫ ЗА ШТУРВАЛ...

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник направления военного образования Военно-воздушных сил генерал-майор Юрий АКСЕНОВ

Беседу вел Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».



     

     
Визитная карточка

     Юрий Августович АКСЕНОВ родился в 1957 году. Окончил Харьковское высшее военное авиационное командное училище связи (1979 г.), Военно-воздушную академию им. Гагарина (1987 г.). Проходил службу на командных должностях. В ВВА им. Гагарина был начальником кафедры организации связи и радиотехнического обеспечения ВВС. С 2005 года - начальник направления военного образования ВВС.
     

     - Юрий Августович, какую задачу решает ваше структурное подразделение в составе Главного командования ВВС?
     - Основная задача - это организация работы военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Военно-воздушных сил, военных факультетов и военных кафедр при государственных муниципальных образовательных учреждениях, в школах-интернатах с первоначальной летной подготовкой.
     - Каковы особенности вузов ВВС по сравнению с вузами других видов Вооруженных Сил и родов войск?
     - Структура вузов ВВС самодостаточная в том смысле, что в наших училищах проводится подготовка офицеров по всем основным направлениям военных специальностей. Если не считать финансистов, юристов, начальников физподготовки, то по всем другим профильным направлениям (летчики, инженеры, техники, радисты, связисты, ракетчики и т.д.) мы ведем обучение.
     - Какие основные мероприятия проводились в системе военного образования в 2007 году?
     - Мы всегда действуем согласно утвержденному плану. Внедрению какой-либо новой программы в процесс обучения всегда предшествует полуторагодичная подготовка, а на ее реализацию отводим пять лет.
     Что касается обустройства училищ ВВС, то в Краснодарском ВВАУЛ введена спортивная база, сделан капитальный ремонт в столовой, ремонтируются учебные корпуса. В Сызранском ВВАУЛ построен жилой дом для преподавателей и офицеров. В Ейском ВВАУ завершен ремонт казармы и общежития для курсантов. В Ставропольском училище отремонтированы столовая, кровли зданий. В Воронежском училище завершается строительство курсантского клуба, сдан в эксплуатацию банно-прачечный комбинат. В Тверской академии воздушно-космической обороны установлены новые автоматизированные системы управления на командных пунктах вуза.
     Как известно, принято решение об объединении двух наших академий: ВВА им. Гагарина и ВАИА им. Жуковского. Сегодня мы ведем активную работу по всестороннему обеспечению этого процесса.
     - Каковы итоги работы вузов ВВС в прошлом году?
     - По большей части мы ими довольны. Наши выпускники по-прежнему остаются очень востребованными в войсках. Кстати, главком ВВС всем командующим объединениями поставил задачу обеспечить жильем каждого выпускника, прибывшего к ним для прохождения службы, независимо от семейного положения.
     Летная подготовка приобретает динамику, налет увеличивается. Кроме того, растет количество выпускаемых классных специалистов. Для сравнения: в 2006 году - в Краснодарском ВВАУЛ было подготовлено 26 классных специалистов, а в 2007 году - 41. В Челябинском ВВАУШ было 7 выпускников с 3-м классом, а стало 11. В Сызранском ВВАУЛ мы предпринимаем усилия, чтобы повысить уровень подготовки молодого летного состава.
     При этом каждый выпускник летного училища обеспечивается налетом не менее 180 часов, чего вполне достаточно.
     - Какие проблемы возникают при открытии общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой? Как вы их решаете?
     - Учащиеся этих школ находятся на полном пансионе. Питание, проживание и обучение организовано за счет средств, выделяемых из бюджета местных органов власти.
     Сейчас открывается школа-интернат в Хабаровском крае, практически решен вопрос о создании школы в Курске, в стадии проработки создание школы в Калининграде.
     В школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой мы делегируем пять военных специалистов: заместителя директора школы-интерната по летной подготовке, офицеров-воспитателей и старшину. Оплата труда наших военных специалистов производится исходя из средней заработной платы в конкретном регионе. Так, в Курске будет установлено одно денежное довольствие, в Хабаровске - другое, а в Москве - третье.
     По эффективности и достигнутым результатам наши школы не уступают суворовским военным училищам. 90% их выпускников поступают в вузы силовых министерств и ведомств и 60% выпускников становятся курсантами вузов ВВС.
     Наряду с общеобразовательными предметами ребята в этих школах получают навыки пилотирования легкомоторных самолетов, вертолетов. Не стоит отчаиваться и тем подросткам, которые не допущены к летной работе по состоянию здоровья. Они занимаются инженерно-техническим обслуживанием летательных аппаратов.
     - В «Красную звезду» в прошлом году обратились за помощью ветераны ВВС из Санкт-Петербурга. В своем письме они изложили ситуацию, связанную с открытием школы-интерната с первоначальной летной подготовкой рядом с Северной столицей. По их словам, местные власти восприняли в штыки их инициативу, связанную с созданием школы на базе одного из аэродромов, никак, с их точки зрения, не мотивируя свое решение. Юрий Августович, внесите, пожалуйста, ясность в эту историю.
     - Ситуация такова. Эта инициативная группа под флагом открытия школы-интерната хочет получить здание бывшего музея, в котором она будет располагаться. Они заявляют, что для них первична школа, а инфраструктура - вторична. Нам стало очевидно, что эти люди не прочь заняться коммерцией.
     - Как дела с кадрами в системе военного образования ВВС?
     - Проблемы существуют. Прежде всего остается много вакантных должностей курсовых офицеров в вузах ВВС. Мы, конечно же, не перестаем искать опытных офицеров в войсках. Наша задача - перенести с их помощью все важное и лучшее из войск в воспитание будущих офицеров в вузах. Однако и в войсках налицо дефицит младшего офицерского звена. Безусловно, текучка кадров связана с недостаточным денежным содержанием офицеров.
     Достаточно остра кадровая проблема с курсовыми офицерами в Санкт-Петербургском высшем военном училище радиоэлектроники (военном институте), Иркутском высшем военном авиационном инженерном училище (военном институте), а также в Тамбовском высшем военном авиационном инженерном училище радиоэлектроники (военном институте), в Челябинском высшем военном авиационном училище штурманов (военном институте).
     Что касается укомплектованности вузов профессорско-преподавательским составом, то ситуация беспокойства не вызывает. Подготовка преподавателей - высокая. Напомню, что каждые пять лет все вузы ВВС проходят обязательную процедуру аккредитации и аттестации. Так, Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище в очередной раз подтвердило свой высокий уровень, успешно прошло все стадии аттестации и повысило статус до университета. В этом отношении мы растем.
     - Как обстоят дела с тренажерной базой в вузах ВВС?
     - В авиационных инженерных училищах тренажерная база в хорошем состоянии. Что касается летных училищ, то они обеспечены хуже из-за отсутствия целевого финансирования, направленного на закупку новых тренажеров. И все же в Сызранском ВВАУЛ функционирует новый тренажер, позволяющий выполнять весь комплекс упражнений. На очереди - Краснодарское училище.
     - Краснодарское ВВАУЛ, как известно, объединило в себе несколько училищ. Реорганизация оправдала себя? Что вообще представляет собой в Краснодаре система подготовки курсантов?
     - В настоящее время в Краснодарском училище проводится обучение специалистов для всех родов авиации, за исключением армейской (их готовят в Сызрани). Принцип обучения таков. Вначале курсанты проходят три курса базовой подготовки. По ее завершении проводится обучение летному мастерству на аэродромах первичной летной подготовки - в Кущевском, Тихорецке и Котельникове.
     В дальнейшем к работе приступает комиссия, которая определяет профессиональную пригодность курсантов по родам авиации. Кому-то ведь суждено стать летчиком-истребителем или бомбардировщиком, а кому-то летать на самолетах стратегической и военно-транспортной авиации. После сдачи соответствующих экзаменов курсанты переходят к подготовке по определенным для них родам авиации. В Армавире осуществляется обучение летчиков истребительной авиации, в Борисоглебске - фронтовой авиации, а в Балашове – летчиков Дальней и военно-транспортной авиации. В этих учебных центрах оставшиеся два года будущие офицеры занимаются летной и теоретической подготовкой по своим направлениям.
     Надо отметить, что данные центры - составные части училища, где находится вся инфраструктура факультетов, командование, а также соответствующие учебные авиационные полки. Дело в том, что аэродромная сеть не позволяет сосредоточить подготовку летчиков для разных родов авиации где-то в одном месте. Тем более что летную подготовку курсантов мы обязаны осуществлять только в дневное время суток (положено через час после рассвета начинать работу и за час до заката солнца заканчивать полеты).
     Кроме того, при подготовке будущих летчиков мы не можем занимать воздушное пространство над какой-то территорией слишком длительное время. Поэтому для успешного учебного процесса надо иметь минимум девять аэродромов в составе училища.
     Данные учебные центры были созданы на базе профильных летных училищ. А в военное время могут быть развернуты для выполнения задач в интересах войск. Пока этих аэродромов для нужд Краснодарского училища достаточно.
     - Какие меры принимаются для сокращения отрыва курсантов от учебного процесса, например для службы в нарядах и уборки территории?
     - Этот вопрос в вузах ВВС решается комплексно. В последние годы в Вооруженных Силах идет процесс объединения небольших училищ, где количество личного состава 500-700 человек. Именно в них отрыв курсантов от учебного процесса в целях обеспечения жизнедеятельности вуза как воинского организма больше, чем в остальных. Сейчас мы от этого постепенно уходим. Другими словами, укрупнение училищ - это один из путей решения данной задачи.
     Второе, это соблюдение требований Федерального закона «Об образовании» и общевоинских уставов, которые регламентируют процесс отвлечения курсантов на те или иные работы. Если ранее учащихся могли оторвать от занятий решением начальника гарнизона и вышестоящего органа военного управления, то теперь это может произойти только в соответствии с распоряжением председателя Правительства РФ. Это законодательно закреплено и в вузах соблюдается.
     Но есть и другой аспект. Привлечение курсантов к выполнению задач антитеррора, решению хозяйственных вопросов, обеспечению собственной жизнедеятельности предусматривается в планах обучения, чтобы будущие офицеры в дальнейшей службе понимал всю сложность организации быта солдата и по призыву, и по контракту.
     Что касается питания курсантов, то сейчас мы оцениваем опыт заключения контрактов с предприятиями пищевого назначения. Это задача успешно решена в Военной академии воздушно-космической обороны в Твери.
     - Обмениваетесь ли опытом с вузами других видов Вооруженных Сил и родов войск?
     - В прошлом году на базе Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов (военного института) проводился учебно-методический сбор. Помимо этого, мы попросили организовать выездные занятия на базе Челябинского высшего военного автомобильного училища, где специалисты ВВС познакомились с устройством быта, организацией службы, автопарком, учебно-материальной базой. Словом, для себя вынесли много нового и интересного. В то же время высказали и свои предложения.
     Кроме того, создание и техническая модернизация оснащения Костромской военной академии РХБ защиты дает нам возможность пойти по этому же пути при объединении Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина и Военной инженерно-авиационной академии им. профессора Н.Е. Жуковского. В конечном итоге будет осуществлен перевод материальной базы на территорию Монинского гарнизона с ремонтом всей инфраструктуры, создание, по сути, наукограда.
     - Расскажите о распределении выпускников. Где теперь особенно престижно служить?
     - Наши выпускники в настоящее время не хотят оставаться для прохождения службы в Москве и Центральном регионе России. Они с удовольствием едут на Дальний Восток, Крайний Север, потому что там хорошие коэффициенты в денежном довольствии. Если оценивать это относительно военной карьеры, уверен, что они поступают правильно.
     - Какой вуз вы бы отметили особо?
     - По организации летной работы - это Краснодарское высшее военное училище летчиков (военный институт), где начальником полковник Валерий Лашко, а среди авиационных инженерных вузов - Воронежский военный авиационный инженерный университет, где начальником генерал-майор Геннадий Зибров.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex