на главную страницу

22 Апреля 2008 года

История Отечества

Вторник

Три эпохи полковника КОЦАРЕНКО

Юрий ШЕВЧУК.
Краснодар.
Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».




     В начале апреля исполнилось 102 года со дня рождения полковника в отставке Василия Коцаренко - кубанца, патриота и бойца, прожившего нелегкую, но содержательную и счастливую жизнь. Она вместила в себя три эпохи: родился в начале прошлого века в царской империи, подростком встретил Октябрьскую революцию, испытал со своей страной становление, расцвет и распад многонационального государства и живет сейчас, в такие непростые годы возрождения России. Но из ста с лишним прожитых лет самыми неизгладимыми в душе и памяти для него остаются четыре огненных года Великой Отечественной войны!
     Василий Калинович родился в Отрадненском районе Краснодарского края. Своей земли семья не имела, и поэтому отцу и матери приходилось работать на зажиточных хозяев. Когда же царские власти объявили о возможности переселения и бесплатного получения земельного надела, то вся семья Коцаренко в 1909 году уехала искать лучшей доли в Казахстан. Там и обосновались в селе Прудки, в
     75 км от города Верный (позднее Алма-Ата). С 10 лет работал пастухом, батрачил. Самостоятельную жизнь начал в 16 лет, устроившись разнорабочим на строительство шоссейной дороги Алма-Ата - Фрунзе. Заочно учился на рабфаке в Ташкенте. Затем работал в трамвайном депо. В октябре 1928 года был призван на военную службу и направлен в 6-й стрелковый полк 2-й Туркестанской дивизии Среднеазиатского военного округа.
     В 1933 году дивизия, в которой служил Василий Калинович, была передислоцирована на западную границу страны в город Переяславль (Украина). Здесь Коцаренко поступает на заочное отделение Харьковского электротехнического института. В июле 1934 года ему присваивают звание воентехника
     3 ранга и направляют в 75-ю стрелковую дивизию, дислоцирующуюся в Киеве. По окончании окружных курсов по подготовке комиссаров продолжил службу здесь же в качестве старшего инструктора по организационно-партийной работе политотдела дивизии.
     Институт Василию Калиновичу закончить не удалось, так как началась война с Финляндией - так называемая «зимняя» советско-финляндская война 1939-1940 годов. В ее ходе Василию Коцаренко на собственном опыте довелось узнать, что такое «линия Маннергейма». Эта непродолжительная, но жестокая война, вытесненная из памяти народа последующими событиями, дала ему огромный боевой опыт, очень пригодившийся в недалеком будущем...
     К началу войны с фашистской Германией Коцаренко был уже в Белоруссии, куда после финской кампании была передислоцирована 75-я стрелковая дивизия. Штаб соединения разместился в Мозыре, а полки - в населенных пунктах района. Бойцы напряженно занимались боевой учебой. Ведь рядом, в Европе, уже бушевала война. В любую минуту она могла переброситься на нашу территорию.
     - Не скажу, - рассказывает Василий Калинович, - что война для нашей дивизии была неожиданностью. Нет, мы ждали ее и по возможности скрытно проводили подготовку. Но все были убеждены, что Гитлер не посмеет нарушить договор. Мы тогда делали то, что позволял приказ. А он был таковым: «Не паниковать, укрепляться. Быть в полной боеготовности. И ни в коем случае не отвечать на провокации». Мы рыли окопы и блиндажи. Оборудовали огневые точки, но не занимали их, чтобы «не спровоцировать немцев»...
     Как вспоминает полковник Коцаренко, еще 10 июня над позициями дивизии барражировали самолеты с черными крестами, высматривая и фотографируя военные объекты. Пролетел на большой скорости и «мессершмитт», что для того времени еще было весьма необычным. Все долго смотрели ему вслед... Кто-то сказал: «Вот сволочи, уже вызов делают! Странно, почему никто по нему не открыл огонь? Ах да, приказ...» Потом фашистские самолеты кружили над позициями вплоть до начала войны.
     Утро 22 июня Коцаренко встретил под бомбежкой. Прибежав в зенитный дивизион, он воскликнул: «Почему не стреляете?! Разве не слышно, какой бой идет на границе?» В ответ же услышал: «Приказа нет!» Война уже бушевала по всей западной границе, когда из Москвы пришла шифрограмма с известием о возможном внезапном нападении гитлеровцев, с предостережением войск - не поддаваться на провокации. Одновременно предписывалось: войскам быть в полной боевой готовности к отражению внезапного удара немцев.
     Мощный шквал огня, обрушенный противником, стер с лица земли военные городки, недостроенные укрепления соединения, узлы связи. Артподготовка противника привела к огромным потерям личного состава и вооружения. Несмотря на отчаянное сопротивление, штаб 75-й дивизии был уничтожен. Офицеров остались единицы. В их числе Коцаренко. Красноармейцы достреливали последние патроны, метали оставшиеся гранаты, кое-где пытались сойтись врукопашную, но вражеские автоматчики в упор расстреливали их...
     От расположения полка Василия Калинов
     ича на север и на юг, вплоть до Бреста, не было ни одной нашей воинской части. Это означало верное окружение, что и случилось. С боями остатки полка выходили из окружения. Не раз Коцаренко был на волосок от гибели и пленения, но Бог миловал.
     В дальнейшем, пройдя проверку Особого отдела как побывавший в окружении, получил назначение в 13-ю гвардейскую дивизию под командованием полковника Родимцева. И вновь непрерывные и неравные бои. Вновь окружение, уже под Харьковом. Взяв на себя вместо убитого командира командование дивизионом 120-миллиметровых минометов, с боями прорвался к своим, сохранив при этом личный состав, 12 минометов, около 200 лошадей.
     Во время боев под Сталинградом командование 13-й гвардейской стрелковой дивизии поручило батальонному комиссару Коцаренко сформировать 102-й отдельный батальон станковых пулеметов. Затем Василий Калинович был заместителем командира полка по строевой части 34-го гвардейского полка. В 1943-м командует 127-м гвардейским стрелковым полком в битве на Орловско-Курской дуге. Трое суток оборонял поселок Прохоровку. Был тяжело ранен под Белгородом, перенес несколько операций. По излечении в декабре 1944-го года направлен на 2-й Украинский фронт. Принимал участие в штурме Будапешта и в боях в районе озера Балатон. В марте 1945-го открылись старые раны. После семи месяцев госпиталя был комиссован по инвалидности.
     После войны работает главным энергетиком в трамвайно-троллейбусном управлении. Затем стал заместителем директора киностудии Алма-Аты и редактором кинохроники «Советский Казахстан». В 1955-м по рекомендации врачей переехал в Краснодар. Здесь также сотрудничал с киностудией. В 1964 году стал членом Союза журналистов СССР. Имеет множество публикаций в краевых газетах - «Советская Кубань», «Заря», «Родник Кубани», «Рассвет» и других. Является кавалером двух орденов Красной Звезды, орденов Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медалей «За оборону Сталинграда», «За оборону Киева», «За взятие Будапешта» и других. Многие годы возглавлял Краснодарскую краевую организацию ветеранов - участников Сталинградской битвы, дважды избирался членом Совета народных депутатов. Автор книги о героической защите Сталинграда «За каждый дом». В 1984 году становится председателем Краснодарского городского совета ветеранов войны и труда. Прилагает немалые усилия по объединению фронтовиков, мобилизации их на работу по патриотическому воспитанию молодежи. В это время в городе с его участием широко распространяется шефство ветеранов над школами, организуются военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок», поездки по местам боевой славы.
     С участием Василия Калиновича на базе Дома ветеранов был создан геронтологический центр, в работе которого принимают участие ученые Кубанской медицинской академии. В городской поликлинике создана общественная комиссия из ветеранов, а в госпитале инвалидов войны - постоянная общественная организация «Забота». С участием Краснодарского городского совета ветеранов и его председателя проводятся торжественные вечера, отмечаются различные памятные даты. Большую работу проводит Василий Калинович по организации льготной подписки ветеранам на газеты и журналы, смотров-конкурсов на лучшую первичную организацию, лучший музей боевой и трудовой славы, лучший коллектив художественной самодеятельности. Кстати, в этом смотре ветеранский ансамбль бального танца «Возрождение» стал лауреатом. Важной оказалась работа, начатая Коцаренко по оказанию материальной помощи наиболее нуждающимся ветеранам, инвалидам, семьям погибших. Социальная защита старшего поколения краснодарцев и организация патриотического воспитания молодежи по инициативе Василия Калиновича стали главными в работе городского совета ветеранов.
     Являясь членом большой дружной семьи ветеранов-фронтовиков, полковник Коцаренко отмечен городской думой и администрацией Краснодара почетным знаком «За заслуги перед городом», а решением высшего совета Всероссийского форума «Общественное признание» удостоен звания лауреата - за укрепление могущества и славы России. Имя Василия Калиновича внесено и в энциклопедию Международного биографического центра «Солдаты ХХ века». Краснодарцам есть кем гордиться и с кого брать пример! Имена таких людей золотом вписаны в историю нашей с вами Родины!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex