на главную страницу

23 Апреля 2008 года

Специальный репортаж

Среда

ВСЕМИ ВИДАМИ ОРУЖИЯ

Константин ЛОБКОВ, Виталий АНЬКОВ (фото), «Красная звезда».



Из Японского моря возвратилась в базу корабельная поисково-ударная группа (КПУГ) Тихоокеанского флота, выполнившая в полигонах подготовки комплекс боевых упражнений с применением ракетного, торпедного и других видов оружия.

     Чтобы увидеть, как учат воевать моряков и подробнее рассказать об этом читателям, корреспонденты «Красной звезды» отправились в точку рандеву с оказией - на торпедолове, небольшом специальном судне, которое извлекает из воды отстрелянную практическую (учебную) торпеду. Все-таки многометровое «изделие» стоит порядка миллиона рублей! Причем, когда нас перевозили скоростным катером с торпедолова на большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц», своеобразный адреналин мы получили, забираясь под брызгами соленой воды на высокий борт БПК по шторм-трапу, который болтало из стороны в сторону, и он все норовил уйти из-под ног.
     Кстати, этому хорошо учат на флоте. Ведь во время учебной тревоги военнослужащий обязан в считанные секунды занять свое место в боевом посту, а в случае борьбы за живучесть корабля действовать умело и ловко в любой точке этой махины. И таких авральных моментов за несколько суток учения в море были десятки. Из корабельной трансляции, выведенной в каждые каюту и кубрик, и днем и ночью звучали команды с главного командного пункта. Следуя им, моряки четко действовали по корабельному расписанию, отражали воздушные налеты авиации и торпедные атаки подводных лодок, отрабатывали все виды обороны на переходе морем. И в этом динамичном процессе происходило подчас невидимое со стороны слаживание всего экипажа.
     Особенно затруднили поиск дизельной подлодки, «прорвавшей» на морской глубине строй надводных кораблей, сезонные изменения температурного режима воды, весенний рост планктона. Но отчасти задачу акустикам облегчила учебная ситуация, когда «Варшавянка» сама должна была обнаружить себя дымовой ракетой после того, как выполнит торпедную стрельбу по КПУГ. С командного пункта «Адмирала Пантелеева» корабли заранее оповестили, что нужно внимательно наблюдать за горизонтом моря, задание каждому экипажу - визуально заметить небольшой всполох оранжевого дыма над поверхностью воды.
     На «Адмирале Трибуце» в эту работу включились не только мичманы и матросы штурманской боевой части. Тут же на верхнюю палубу корабля вызвали многих свободных от вахт моряков, стажеров-курсантов Тихоокеанского военно-морского института, а начальник штаба соединения капитан 1 ранга Эльдар Ахмеров пообещал предоставить отпуск на пять суток тому, кто первым обнаружит «цель». Самым глазастым в это пасмурное утро оказался матрос с БПК «Адмирал Пантелеев».
     Но главное было впереди. На поиски лодки условного противника, которая вновь «нырнула» на глубину, устремились противолодочный самолет и вертолеты корабельного базирования. Если корабли тащили за кормой антенны гидроакустических станций для обнаружения субмарины, то летательные аппараты выбросили на воду специальные «сети» из красноватых буев. Они покачивались на волнах, «прощупывая» море вглубь и вширь. И вскоре с самолета Ил-38 под командованием майора Руслана Шарабудинова пошел сигнал: есть цель.
     - На боевом курсе! - отдал команду по боевым частям командир «Адмирала Трибуца» капитан 2 ранга Сергей Собокарь. - Атака подводной лодки торпедой левого борта!
     Не зря на флоте говорят: стреляет весь корабль. По приказу командира в работу включились десятки офицеров, мичманов и матросов. Торпедный комплекс немного развернулся от борта в море, ухнул выстрел, и мы видели, как увесистое «тело» торпеды стремительно ушло в воду. Взрыва не услышали, ведь это был учебный пуск. Если отталкиваться от всех расчетов корабельных специалистов, то снаряд прошел рядом с подлодкой. По словам начальника отделения вооружения минно-торпедного управления ТОФ капитана 1 ранга Евгения Дубинина, экипаж выполнил боевое упражнение тактически грамотно, а огневой результат (поражение условного противника) будет точно известен после разоружения использованной торпеды в базе, когда снимут показатели ее аппаратуры самонаведения.
     - В реальных условиях, хотя подводники постоянно меняли курс и скорость своего корабля, применяя ложные цели, шансов уйти незамеченными у них практически не было, - объяснил военным корреспондентам Евгений Иванович. - Ведь атака лодки проводилась с комбинированным использованием всего арсенала противолодочного оружия. Почти одновременно нанесли по ней удары БПК «Адмирал Пантелеев» главным ракетным комплексом и малый противолодочный корабль «Метель» торпедой и реактивно-глубинными бомбами. А один из вертолетов, получив целеуказание с кораблей, метнул торпеду по субмарине с воздуха.
     Кстати, и подводная лодка в свою очередь отрабатывала учебные пуски по кораблям. Она то уходила от преследования, то скрытно с морских глубин атаковала «противника».
     Зато все условности отошли в сторону, когда морской буксир потащил за собой небольшой плавающий щит. Тут уж в полной мере проявили свою выучку комендоры «Адмирала Трибуца»! Сложность такой стрельбы очевидна: нужно попасть в мишень на расстоянии в десяток километров, не задев при этом буксир, который находится от нее всего в 600 метрах. Причем выстрел считается точным, если снаряды взрываются вокруг щита в пределах сотни метров. И едва загремели, заухали главные артустановки корабля, автор этих строк в бинокль увидел высокие всплески воды буквально рядом с мишенью, что подтвердило качество стрельбы.
     Для командира БПК капитана 2 ранга Сергея Собокаря этот выход в море был своего рода испытанием: он впервые участвовал в тактическом учении в таком качестве. И Сергей Петрович с большим облечением вздохнул, когда корабль ошвартовался у причала. По его словам, не удалось-таки поставить мажорную точку во время учения. По решению командования из Главного штаба ВМФ пока отменили интересную стрельбу из зенитно-ракетного комплекса по воздушной мишени, которой предстояло промчаться со скоростью 300 метров в секунду. Но в целом он весьма удовлетворен действиями подчиненных в этом напряженном для всего экипажа морском выходе. Моряки на практике проверили свою базовую подготовку, учились тому, что потребует реальный бой.
     Капитан 1 ранга Эльдар АХМЕРОВ, начальник штаба соединения больших противолодочных кораблей:
     - Два года подряд мы удерживаем приз главнокомандующего ВМФ по торпедной стрельбе, и в этот раз «Адмирал Трибуц» выполнил упражнение, о результатах которого мы доложим в Москву. Достаточно уверенно на своем первым выходе в море в новой должности действовал его командир капитан 2 ранга Сергей Собокарь. Успешно справились со своими обязанностями во время учения старпом капитан 2 ранга Олег Пузин, заместитель командира корабля по воспитательной работе капитан 2 ранга Владимир Евсеенко, помощник командира БПК капитан 3 ранга Алексей Болотников, командиры боевых частей капитаны 2 ранга Олег Семин и Сергей Бурмакин, капитан-лейтенанты Владимир Самохвалов и Анатолий Пчелов, остальные офицеры и мичманы.
     Считаю, и другие корабли и противолодочная авиация успешно применили все виды оружия с выполнением подготовительных и зачетных боевых упражнений. А особенностью нынешнего выхода в море стало интенсивное взаимодействие кораблей и авиации, и как итог - атака подводной лодки смешанным составом поисково-ударной группы.
     Подполковник Игорь ШЛЫКОВ, заместитель командира авиаполка:
     - Для нас подобные учения в море - дело привычное, хотя и нечастое. Кроме нашего экипажа, в них принял участие экипаж майора Владимира Щербинина, вертолет которого базировался на борту большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев». В ходе тактического выхода мы отрабатывали слаженность и взаимодействие как с кораблями, так и с базовым аэродромом, откуда выходил на задание Ил-38. Естественно, выполняли поиск, слежение и уничтожение подлодки условного противника. Наш экипаж, имеющий допуск к ночным полетам, решал учебно-боевые задачи и в темное время суток. То есть в комплексе морская авиация подвела здесь своего рода итог той работе, которой мы занимались еще у себя в базе. Ведь все эти упражнения прежде отрабатывали по элементам на полигоне. До выхода кораблей в море мы провели летно-тактическое полковое учение, где ставили на крыло и молодые экипажи. Ну а в совместном учении были задействованы, конечно, наши самые опытные летчики. Среди них - штурман эскадрильи подполковник Сергей Лемишко, командир эскадрильи подполковник Владимир Арбузов, начальники технико-эксплуатационных частей отрядов майор Сергей Заплатин и капитан Александр Добрачев, старшие техники вертолетов морского базирования капитаны Юрий Алексеев и Владимир Христюха.
     Добавлю, что, когда мы улетали с аэродрома в заданный морской район в сложных метеоусловиях, произошло обледенение вертолета. Но техника, которая считается всепогодной, не подвела. Побольше бы таких машин, только модернизированных и новых...
     
На снимках: Во время полетов вертолета.; Командир БПК «Адмирал Трибуц» капитан 2 ранга Сергей СОБОКАРЬ.; Перед стрельбой.; «Варшавянка» перед погружением.; Курсант ТОВМИ имени С.О. Макарова старшина 1 статьи Григорий ВЕСЛОПОЛОВ.; Торпедная атака.; Корабль в море.; Между небом и морем.; Заместитель командира авиационного противолодочного полка подполковник Игорь ШЛЫКОВ.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex