на главную страницу

24 Апреля 2008 года

Армия и общество

Четверг

Чтобы избежать аварий

Капитан 1 ранга Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».
Старший лейтенант Евгений КАЙДАШ.



Исполнилось 65 лет с момента основания Инспекции безопасности мореплавания (ИБМ) Черноморского флота Российской Федерации. Однако корни возникновения этой службы уходят в далекое прошлое. С постройкой первых кораблей моряки уже задумывались о собственной безопасности, но как самостоятельный надзорный орган инспекцию безопасности мореплавания ЧФ создали лишь в годы Великой Отечественной войны.

     На инспекцию военно-морской подготовки и судового надзора (так она называлась в момент создания) возлагали ряд задач по надзору за правильным использованием и содержанием кораблей, судов и плавсредств тыла, а также учет и анализ аварийности и разработку мероприятий по предупреждению аварий. Неоценимый вклад в становление черноморской инспекции внесли ее начальники капитаны 1 ранга Игорь Пахулов (1966— 1973 гг.), Иван Буйнов (1973—1985 гг.), Анатолий Шакун (1985—1989 гг.).
     В период роста мощи Военно-морского флота увеличивается количество поднадзорных судов. Если в 1981 году их было 496, то в 1991-м - уже 642. Регион контроля у инспекции ЧФ в местах дислокации был довольно широк: Поти, Новороссийск, Керчь, Феодосия, Херсон, Николаев, Евпатория, Черноморское, Очаков, Одесса, Измаил, Жданов, Хмельницкий, Волгоград, Киев, Астрахань, Ташкент, Запорожье. Возрастали требования к проверкам, ответственность за безопасность плавания судов. Это вызвало необходимость передачи инспекции в непосредственное подчинение первым лицам ВМФ.
     В настоящее время в Инспекции безопасности мореплавания ЧФ РФ трудятся специалисты с огромным опытом, профессионалы своего дела капитан 1 ранга запаса О. Евдокимов, капитаны 2 ранга запаса В. Богомолов, Н. Горжий, В. Круковский, В. Чухнов, В. Муженко.
     С 1989 года ИБМ Черноморского флота возглавляет капитан 1 ранга Александр Аркин, которого мы и попросили рассказать о делах в подчиненном коллективе.
     - Александр Владимирович, что пребывает под надзором инспекции, каков, образно говоря, фронт работ?
     - Под нашим контролем находятся не только корабли, подводные лодки и суда обеспечения Черноморского флота, но и суда южного таможенного управления и частей центрального подчинения. Каждый корабль ежегодно проходит комплексную проверку на годность к плаванию. Однако если корабль или судно идет на боевую службу, с визитом в иностранные порты, то его обязательно подвергают дополнительной, внеочередной проверке, как, например, большой десантный корабль «Цезарь Куников», который сейчас участвует в международных учениях БЛЭКСИФОР.
     Плановую проверку кораблей и судов осуществляем после сдачи морских элементов курсовых задач.
     - Что конкретно вы проверяете?
     - Технику и средства управления кораблем, водолазную подготовку, медицинское обеспечение, средства связи, средства навигации и наблюдения за обстановкой, состояние главной энергетической установки и вспомогательных механизмов, состояние средств борьбы за живучесть, готовность личного состава к их использованию. Словом, все, что касается обеспечения безопасности, начиная от средств индивидуального спасения и заканчивая учениями по отработке действий главного командного пункта.
     - Бывает так, что корабль не выдерживает проверку?
     - К сожалению, иногда бывает. Экипажи некоторых кораблей проходят проверку лишь с третьего раза. Доклад о том, что тот или иной корабль не выдержал проверку, направляем на центральный командный пункт ВМФ и начальнику управления безопасности мореплавания ВМФ, а также информируем командующего Черноморским флотом.
     - Есть ли какие-либо различия в проверке судов обеспечения и боевых кораблей?
     - Существенных различий нет. Мы работаем по одному плану, причем придерживаемся такого правила: как можно меньше проверок по бумагам. Если необходимо проверить локацию, то проверяем ее на всех режимах. Точно так же фактически проводим проверку по действию личного состава в случае шлюпочной тревоги. В обязательном порядке наблюдаем за спуском шлюпки на воду, после чего она должна отойти от борта. Главное во время проверки - меньше условностей.
     - Какие корабли и части вы отметили бы в лучшую сторону?
     - Гидрографические и спасательные суда Новороссийской ВМБ, подводную лодку «Алроса», отдельный дивизион судов в Феодосии, дивизию надводных кораблей, дивизион учебных судов учебного отряда... На высоком уровне организовано наше взаимодействие с диспетчерским командным пунктом бригады спасательных судов и командным пунктом Черноморского флота.
     - Александр Владимирович, поднадзорные вам корабли находятся не только в Севастополе, но и в других портах Черного и Азовского морей. Они также проходят проверку флотской инспекцией безопасности мореплавания?
     - В годовом плане надзорной деятельности планируем командировки для инспекций в Феодосию, Новороссийск, Темрюк, Ейск, Краснодар, Туапсе, Сочи и другие пункты базирования, где дислоцируются корабли и суда Черноморского флота. Так что личный состав на месте не сидит. Самое напряженное время - в периоды подготовки флота к сбор-походу, сдаче курсовых задач и в целом летний период обучения.
     - Кого бы вы отметили из своих подчиненных в лучшую сторону?
     - Каждый, кто несет свою вахту в инспекции, - специалист в своей профессиональной области. Это заместитель начальника отдела капитан 2 ранга Сергей Пашков, старшие инспекторы подполковник медицинской службы Юрий Брайко, капитаны 2 ранга Василий Соколов, Василий Харченко. Это если говорить о действующих офицерах. Есть у нас и ветераны военной службы, которые в полной мере используют свой богатый опыт. Это офицеры запаса водолазные специалисты Владимир Чертан, Владимир Романов, Николай Домарев, Юрий Ткачев, врачи-спецфизиологи Леонид Старча, Николай Сиротин, Василий Филлипов, Вячеслав Борисенко, мичманы запаса Анатолий Онуфриев, Виктор Конычев и Эдуард Зубков.
     - На какие проблемные вопросы вы хотели бы обратить внимание командиров и начальников?
     - Пожалуй, это некачественная подготовка штабами кораблей к проверке инспекцией, несвоевременное устранение замечаний. Не секрет, что корабли на флоте далеко не новые, продление межремонтных и междоковых сроков приводит к опасности возникновения аварийной ситуации. Поэтому, выдавая документ о годности к плаванию, мы берем на себя определенную ответственность за его безаварийность. И это заставляет нас добиваться устранения выявленных замечаний.
     - Что можно сказать об обеспечении кораблей и судов современными средствами спасения?
     - На данный момент Черноморский флот на 90 процентов обеспечен новыми индивидуальными и коллективными средствами спасения, в том числе, конвенционными спасательными плотами, изготовленными по международным стандартам. Однако достигнуть такого результата было нелегко. Считаю, каждый командир, прежде чем вывести корабль в море, обязан убедиться, что спасательными жилетами обеспечен каждый член экипажа, имеется полный комплект коллективных средств спасения. Для принятия верного решения в критической ситуации люди должны иметь прочные знания и навыки по спасательной подготовке для обеспечения своей безопасности на море.
     - Александр Владимирович, ограничивается ли ваша деятельность только надзором за безопасностью плавания?
     - Когда мы проверяем и находим недостатки, то всегда объясняем причины, по которым сделано замечание. Еще одна из обязанностей инспекции - расследование происшествий и аварий. Нам дано право на особое мнение по этому вопросу. После выяснения причин аварии другими флотскими структурами проводим независимое расследование и имеем право опротестовать уже вынесенное решение иными инстанциями. Кроме того, наши специалисты оказывают помощь морякам во время проверок, обращают внимание личного состава на те или иные действия, правила эксплуатации технических средств. Словом, наша главная задача - сделать все возможное для того, чтобы аварийных ситуаций на флоте не возникало.
     - Спасибо за беседу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex