на главную страницу

25 Апреля 2008 года

Армия и общество

Пятница

АДУЙ СЕБЯ ЕЩЕ ПРОЯВИТ

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



В этом году Адуйский полигон («дочерний» объект Свердловского полигона, ПУрВО) отметит полувековой юбилей. За истекшие десятилетия по его землям «грохотали» танки чуть ли не десятка поколений. А сколько на его учебных площадях было обучено военнослужащих, и вовсе не счесть...

     Между тем Адуй - самый компактный уральский полигон. Более того, он - единственный «землеотвод» в Екатеринбургском гарнизоне, где в ходе решения плановых задач огневой подготовки по боевому предназначению может быть задействовано основное штатное вооружение танковых, артиллерийских и зенитных (прямой наводкой) подразделений. Универсальность полигону придает то, что в его окрестностях нет крупных населенных пунктов. К тому же дополнительную степень безопасности Адую обеспечивает наличие боковых (лесных) защитных зон, что в свою очередь не вызывает у военных головной боли в отношении «излета боеприпаса» - частого спутника стрельбы штатным снарядом. Этого, кстати, не скажешь о Свердловском полигоне, являющемся не только частью околицы столицы Среднего Урала, но и оказавшемся в последнее десятилетие в осадном «частоколе» дачных построек.
     Сегодня Адуй является безальтернативным гарнизонным полигоном как для танкистов верхнепышминского танкового полка (в чьем нештатном ведении он, собственно, находится), так и для личного состава танкового батальона 276-го мотострелкового полка постоянной готовности, для коллег - представителей Центральной базы резерва танков, курсантов Екатеринбургского артиллерийского училища, отчасти - воинов-зенитчиков гарнизона и специалистов Уральской отдельной бригады радиационной, химической и биологической защиты.
     - Практическое значение Адуйского полигона в интересах Екатеринбургского гарнизона трудно переоценить, - уверен командир верхнепышминского танкового полка полковник Сергей Нырков. - И эта его уникальность останется впредь. По той простой причине, что по ряду основных позиций, где бы можно было с таким же успехом «натаскивать» специалистов, в первую очередь танковых подразделений, иного подотчетного места у военных в Свердловском регионе нет. А если к тому же задуматься о перспективе переоснащения не только танковых, но и мотострелковых воинских частей современными образцами бронетехники, то Адуй и вовсе станет единственным адаптированным под параметры учебного процесса местом.
     Однако при всех существующих плюсах Адуйский полигон пока успешным не назовешь. Во-первых, для верхнепышминских танкистов он - нештатный. Во-вторых, от базы екатеринбургских хозяев до Адуя - 60 километров, в то время как расстояние от танкового полка - рукой подать. Отчего первые бывают на объекте значительно реже, чем на своем основном, Свердловском полигоне. В-третьих, штаб штатной администрации полигона - в Екатеринбурге. Зато представители действующей адуйской администрации - сплошь верхнепышминцы, допущенные к исполнению обязанностей электриков, водителей и так далее лишь в силу соответствия своих военно-учетных специальностей. К тому же из-за положения нештатности у них нет старших - начальников объектов, тактического поля, директрисы.
     - Но и это еще полбеды, - констатирует полковник Нырков. - Проблема в ином - в текущем финансировании жизнедеятельности «дочернего» полигона, что называется, по остаточному принципу.
     Хотя и эти средства стали выделяться на Адуй лишь с приходом на командирскую должность самого Ныркова.
     - Первое, что бросилось в глаза, - вспоминает полковник Нырков свое знакомство с полигоном, - невооруженным взглядом было видно, что войсковой объект существует за счет... самовыживания.
     И сегодня Адуй не назовешь бурно развивающимся войсковым объектом. Площадь его тактического поля позволяет проводить РТУ. Но, как и в прежние годы, это, по словам командира танкового полка, «просто поле» без соответствующей электрификации. Что в свою очередь вызывает проблему с созданием учебной мишенной обстановки. Вот и приходится танкистам всякий раз брать на занятия ротные тактические комплекты. Хотя и с ними - морока.
     - Чтобы те действовали, - поясняет Нырков, - нужно электропитание, и мы везем с собой аккумуляторы, потом тянем к ним кабель... Словом, подготовительный процесс занимает больше времени, чем само действо.
     Да и «срастется» это все лишь в том случае, если, заранее побеспокоившись, командование полка «пробьет» на время плановых занятий командировку тем же, скажем, электрикам «с допуском» из состава Свердловской полигонной команды.
     Аналогичная «беда» происходит с обеспечением процесса стрельбы штатным выстрелом. Давным-давно проложенные кабели танковой директрисы в основе своей изношены «боями». Их по большому счету менять надо не глядя, но это дело денег стоит. Причем немалых. Правда, весной 2007 года танкистам «подфартило» - удалось получить «кусок» кабеля. Его длины хватило на оснащение одного огневого рубежа, что лишь отчасти решило существующую проблему.
     - Параллельно с электрификацией директрисы надо решать вопрос об обновлении мишенных подъемников, - дополняет свой рассказ полковник Нырков. - Они - наиболее уязвимая часть полигонного оборудования. Пули, осколки выводят их из строя с завидным постоянством. И всякий раз нам приходится возить «убитые» подъемники (за две с лишним сотни километров) на восстановление в дивизионную мастерскую Чебаркульского гарнизона.
     ...Еще один существенный минус нынешнего Адуя - отсутствие нормативного танкодрома. Сегодня механики-водители верхнепышминского полка вынуждены нарабатывать опыт вождения боевых машин на мини-танкодроме. При этом обусловленная усеченность трассы не дает личному составу полноценно нарабатывать практические действия в рамках существующего объема программы обучения.
     Между тем территория и характер местности так называемого Дальнего Адуя в состоянии не только предоставить обучаемому контингенту условия для вождения боевых машин (даже в составе батальона), но и оборудовать на имеющейся площади трассу со всеми сопутствующими препятствиями. Более того, пересекающая полигон мелководная речка могла бы сопутствовать учебному процессу в отработке вопроса по преодолению водной преграды.
     Правда, что бы эти «скрытые резервы» стали жизнеспособными, Дальний Адуй следует развивать. То есть вкладывать в его будущую полевую инфраструктуру реальные деньги, потому что надеяться только на собственные силы и возможности - дело малопродуктивное. И тому есть пример. Полтора года назад командование соединения дало «добро» на начало работ по подготовке на Адуе трассы вождения. Но собственных усилий уральских танкистов хватило лишь на то, чтобы по намеченному маршруту произвести вырубку леса. Вот и приходится командованию полка пока еще выискивать иные способы вооружения практикой специалистов. В частности, для участия в вождении боевых машин на «нормативной» трассе верхнепышминские механики-водители выезжают на танкодром Свердловского полигона. При этом управлять им приходится танками из состава учебно-боевой группы 276-го мотострелкового полка.
     - Однажды мы попытались вместе с личным составом перевезти под Екатеринбург и свою технику. Но затея не увенчалась успехом, - рассказывает полковник Нырков. - Во-первых, пришлось делить полковую учебно-боевую группу. Во-вторых, возник ряд попутных вопросов по снабжению вывезенной группы, обеспечению сохранности танков и их техническому обслуживанию. Плюс ко всему столкнулись с проблемой передвижения по перегруженным улицам Екатеринбурга.
     В то же время танкисты полка не оставляли попытки самостоятельно обустроить Дальний Адуй. Но и от этой затеи в конце концов пришлось отказаться, так как из-за недремлющего местного населения оставлять на полигоне что-либо до следующего дня занятий, в том числе и временные полевые сооружения, было чревато потерей имущества навсегда.
     - Однако заниматься становлением Адуя надо обязательно, - убежден полковник Сергей Нырков. - Но не абы как: надумали - и делаем. А с перспективой на годы вперед. С удобством для обучения последующих поколений. Для этого необходим грамотно составленный последовательный план развития полигона, где, на мой взгляд, в дополнение к уже перечисленному в обязательном порядке должны найти отражение задачи по постройке танкового огневого городка, винтовочного артиллерийского полигона. Хотелось, чтобы полигон стал штатной единицей танкового полка. В том случае Адуй обзаведется своей полигонной командой. Вот тогда можно будет вести речь о гарантированном сохранении возводимой инфраструктуры.
     В то же время не только завтрашний облик Адуя заботит полковника Ныркова.
     - Мы перешли на контракт, - продолжает командир полка. - В ходе подготовки личного состава стремимся научить его укладываться в рамки нормативных секунд и сантиметров. Боремся за качество отработки задач, за хорошие и отличные финальные результаты. Но без достойной учебной материально-технической базы в лидеры не выйдешь: никого обучение «на пальцах» на пьедестал еще не возносило.
     На снимке: полигонные будни Адуя.
     

     
Комментарий начальника отдела полигонов ПУрВО полковника Юрия КУЧУМОВА:

     - Действительно, в системе полигонного хозяйства Уральского региона Адуй занимает особенную нишу. Как в силу своей профильной неординарности, так и в отношении сохраненного запаса прочности: полсотни лет в строю боевой подготовки, а параметры перспективного развития реализованы лишь наполовину. Но последнее, на мой взгляд, скорее, не заслуга «скрытых резервов» полигона, а упущение в деятельности наших предшественников.
     Хотя стоит признать, что не всегда командирские желания совпадали с наличествовавшими на тот момент возможностями. За примером далеко ходить не надо. В 90-е годы прошлого столетия, да и в начале нынешнего века военный округ испытал острый дефицит финансирования. Зачастую выделяемых средств не хватало на проведение рядового занятия по боевой подготовке. Доходило до того, что этапы стрельб обеспечивались мишенями, изготовленными из подручных средств. Понятно, что в тех условиях речь о развитии полигонного хозяйства уже никто не вел.
     К счастью, сложные времена канули в Лету. Сегодня в том числе и этап боевой подготовки ПУрВО финансируется в должном порядке. Появилась возможность всерьез задуматься о развитии закрепленного за округом полигонного хозяйства. Что называется, дошли руки и до Адуя.
     Поддерживаю командира танкового полка в том, что работы на Адуе - непочатый край. Как в вопросах восстановления технического оснащения, так и в плане возведения новых полигонных объектов. В первом случае, действительно, есть большая проблема с износом комплектов полигонного оборудования - они устарели как морально, так и физически. Те же механизмы мишенной обстановки, так называемые подъемники, латаны-перелатаны. И уже гораздо чаще пребывают в ремонте, чем эксплуатируются по своему прямому предназначению. Мы бы рады заменить старье на новые, современные агрегаты, но многое из того уже не выпускается. Вот почему все труднее изыскивать запчасти к столь древним механизмам.
     Однако не соглашусь с полковником Нырковым в вопросе снабжения полигонной инфраструктуры кабельной продукцией. С данной номенклатурой дефицита у нас нет. Кто сколько заказывает, тому столько и отгружается.
     Что касается полигонных объектов, то танкодром Адую нужен однозначно. Также необходимо возвести ряд дополнительных элементов артиллерийской директрисы. Требуют ремонта фронтальные железнодорожные путепроводы. Нельзя медлить с восстановлением войскового стрельбища и танковой директрисы. И, конечно, надо подумать о местах «небоевой» жизнедеятельности личного состава, прибывающего на занятие в поле. От пункта постоянной дислокации полигон находится на удалении. А это значит, что конкретное войсковое подразделение не только будет как днем, так и ночью решать в поле стоящие задачи, но и регулярно принимать пищу, отдыхать. Где и как - вопросы, требующие проработки.
     Но все они реально выполнимы. Правда, при условии соблюдения достаточного финансирования. Будут поступления - не только Адуй, но и остальные полигоны округа смогут, восстанавливая, совершенствуя и, где надо, расширяя матбазу, работать на реализацию окружного плана боевой подготовки.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex