на главную страницу

26 Апреля 2008 года

Армия и церковь

Суббота

Воинство земное и небесное



История Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса начинается с учреждения Дворянского полка в 1807 году. Его воспитанники разместились в бывшем доме графа Р.И. Воронцова, перестроенном архитектором А.Е. Штаубертом под военное учебное заведение. По желанию великого князя Константина Павловича - организатора Дворянского полка - в здании была устроена домовая церковь, освященная в честь «Воскресения Словущего» в 1810 году и упраздненная в 1918 году. В 1993 году кадетский ракетно-артиллерийский корпус был возрожден и в марте 2007 года отметил 200-летний юбилей своей преемственной истории. К этой дате восстановлен и домовый храм.

     В программу обучения кадет включен курс «Земное и небесное воинство. Духовно-нравственные традиции русского воинства». Он направлен на изучение духовно-культурного наследия и воспитание тех лучших качеств, которыми всегда отличались русские воины, - патриотизма, благочестия, правдолюбия, отваги, миротворчества, смирения, силы духа, верности Богу и Отечеству.
     Курс охватывает период с I по ХХ век, в него включены история возникновения христианства, становление и развитие православия в России, подвиги раннехристианских и русских воинов, князей, царей, императоров, подвижников и прославленных военачальников, государственная символика, императорские ордена и воинские знаки отличия, история святынь, иконография святых, памятники и храмы воинской славы.
     Этот богатый и многообразный материал изложен в иллюстрированном учебном пособии, которое получило благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и положительные рецензии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Программа курса одобрена Академией постдипломного педагогического образования.
     Изучение теоретического материала сопровождается экскурсиями и паломничествами. Кадеты регулярно бывают на Валааме и в Приозерском подворье Валаамского монастыря, совершают поездки в другие обители Санкт-Петербургской епархии. Русские воины часто посещали монастыри, потому что иночество - величайший подвиг духовного служения миру; оно охраняет мир, молится за мир, духовно окормляет его и предстательствует за него. Под сенью святых обителей накануне сражений воины черпали духовные силы, обретали внутренний мир и душевное равновесие.
     Воинская служба близка иноческому служению, а подвиг - подвижничеству.
     Вступая на путь монашества, человек отрекается от мира, отказывается от имущества и земных интересов, добровольно обрекает себя на лишения, обязуется исполнять волю игумена и духовных наставников. Так и воин, принимая присягу, всецело посвящает себя заботе о стране и народе. Подобно монаху, он не принадлежит себе и, если потребуется, должен отдать свою жизнь за Родину.
     Кстати, в монастырских и кадетских буднях много общего: четкий распорядок дня, ранний подъем по сигналу, общая трапеза, отсутствие праздности и строгая дисциплина.
     Такой образ жизни требует терпения и силы воли. Паломничество способствует укреплению духа, общение со священниками и братией благотворно сказывается на формировании морально-нравственного облика кадет. В свою очередь, кадеты стремятся оказывать посильную помощь насельникам монастыря.
     Виктория Гусакова, кандидат искусствоведения, преподаватель Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex