на главную страницу

29 Апреля 2008 года

ГОД СЕМЬИ

Вторник

ПОБОЛЬШЕ ТАКОЙ СЕМЕЙСТВЕННОСТИ...

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».




     Не секрет, что с гражданским персоналом в наших военных госпиталях есть проблемы: хороших специалистов, в том числе врачей, переманивают коммерческие и другие структуры, и осуждать их трудно: там вдвое, а то и втрое больше платят... И если сталкиваешься со случаем, когда муж, жена и дочь - целая семья - гражданские врачи, к тому же, как я узнал, все с учеными степенями, трудятся в одном военном госпитале имени П.В. Мандрыки, поистине испытываешь удивление.
     Кто же они? Воронин Тимофей Сергеевич, доктор медицинских наук, заведующий лабораторией нейрохирургических исследований и к тому же консультант-невропатолог. Его супруга - Воронина Надежда Андреевна, врач-аллерголог, кандидат медицинских наук. И их дочь - Хорева (по мужу) Екатерина Тимофеевна, тоже невропатолог и тоже кандидат медицинских наук. Получается, скажем так, семейственность, на которую в былые времена смотрели косо. Но начальник госпиталя говорит:
     - Побольше бы такой семейственности... Все - высокой квалификации, работают творчески, с полной отдачей, а главное - любят свое дело, пользуются уважением у пациентов и в коллективе.
     Ворониных, пожалуй, всегда объединяло одно - любовь к профессии, к медицине, которая зримо обращена к человеку, исцелению его от недугов, а то и к спасению самой жизни. А чтобы быть на высоте этого призвания, надо максимально познать суть этой профессии и прежде всего на избранном направлении.
     Нередко это познание начинается еще с младых ногтей. Вот главе семьи Ворониных Тимофею Сергеевичу было «делать жизнь с кого» - с отца. В годы Гражданской войны тот сражался с махновцами, а в Отечественную стоял насмерть на Курской дуге. И когда рассказывал о боях-пожарищах, то непременно упоминал военных медиков, что были рядом с пехотинцами, танкистами и артиллеристами и спасали бойцов на поле боя и в госпиталях. Так еще юношей Тимофей стал проникаться мыслью стать доктором, врачом, и именно армейским, чтобы оказаться на поле боя и спасать раненых, возвращать им здоровье.
     Поступил в Тверской мединститут, а по окончании призвался в армию и сразу был назначен в Прибалтику - в ракетные войска - врачом дивизиона. Войны «горячей», слава Богу, тогда не было (была «холодная»), но что такое постоянная готовность, тревоги, дежурства в глубинных ракетных шахтах, когда нужны крепкие нервы и здоровая психика - это Тимофей хорошо понял. И он сделал крен в своем врачевании в сторону неврологии и психиатрии. А позже он пригласил в Прибалтику подругу по институту Надю, и они поженились.
     Так и зашагали по этой стезе Воронины, теперь уже вдвоем. Через некоторое время он получил новое назначение - стал начальником психоневрологического отделения гарнизонного госпиталя Забайкальского военного округа, где Надежда Андреевна стала начальником отделения функциональной диагностики. А потом - Военно-медицинская академия, факультет руководящего состава. Там, помимо всего, взялся за кандидатскую диссертацию, а по окончании факультета, уже будучи в госпитале Н.Н. Бурденко, ее закончил. Тема ее - «Астенический синдром у дежурных операторов ракетных войск». К ней до сих пор обращаются медики-ракетчики.
     И вообще Воронины шли в гору. Еще в Забайкальском госпитале оба красовались на Доске почета. В Ленинграде, пока муж учился в академии, Надежда Андреевна тоже не теряла времени даром - окончила клиническую ординатуру и заочно - аспирантуру.
     Новым этапом для Тимофея Сергеевича была служба в Москве, в 7-м авиационном госпитале, на научном поприще. Вникнув в жизнь авиаторов, он, как невропатолог, нашел много любопытного и остропроблемного в их делах. Например, у летчиков нередко случаются внезапные потери сознания в полете. Тревожится мировая статистика: более 200 самолетов потерпели аварию по этой причине. А цена гибели летчика и самолета в среднем составляет 29 миллионов долларов...
     Значит, надо разобраться с психологическим состоянием летчиков в полете и на земле, при взлете и посадке. Такие факты и суждения легли в основу докторской диссертации Тимофея Сергеевича. Она так и называется: «Влияние профессиональных факторов на нервную систему летного состава ВВС и космонавтов».
     Ну а что касается юношеской мечты проявить себе врачом в боевой обстановке, то она тоже осуществилась. В 1986 году полковник Воронин побывал в Афганистане в составе технической комиссии по боевой готовности наших летчиков, где свои теоретические наработки по неврологии и психиатрии он проверял на практике, делая упор на морально-психологический фактор. Сам руководитель Афганистана Наджибулла объявил ему благодарность и вручил боевую медаль.
     А через три года последовала командировка в Анголу, тоже с задачей обследования летного состава. Тут ситуация была погорячее. Однажды во время интенсивного артиллерийского обстрела пришлось на всю катушку применять свои практические медицинские познания и навыки в полевой хирургии...
     Надежда Андреевна в отличие от супруга такими командировками не богата. Когда супруг в течение трех лет углублял свои знания в академии, Надежда Андреевна, обучаясь в клинической ординатуре и уже имея запас знаний и практики в сфере аллергологии, решила не отставать от мужа и написала кандидатскую диссертацию «Аллергические заболевания легких и подходы к лечению».
     - Тут уж было не до памятников культуры Питера, хотя я очень их люблю, - вспоминает она. - Тема была выношена, я ее испытала на множестве больных, и надо было трудиться.
     Кстати, после защиты диссертации члены комиссии даже высказывали мнение: она вполне тянет на докторскую... Но, наверное, вышестоящие инстанции посчитали, что автор еще молода для докторской...
     Ныне Надежда Андреевна - так предусмотрено штатом - единственный врач-аллерголог госпиталя. Есть у нее в распоряжении несколько коек - для тяжелобольных. А разновидностей болезней хоть отбавляй: от наиболее опасных - бронхиальной астмы, отека Квинке - до поллиноза (сенная лихорадка), крапивницы, лекарственной и пищевой аллергии.
     В последнее время в практике Ворониной к классическим средствам лечения - иммунотерапии, введению каждому индивидуально соответствующих доз «виновного» аллергена стало применяться такое новшество, как забор крови на предмет диагностики. Тут вообще-то достаточно одного миллиграмма, чтобы современные приборы через час выдали результат.
     Семья Ворониных дружная, да и медицинские профессии схожие: психоневрология, аллергология - тут и в характере лечения больных немало общих составляющих. Поэтому не только на службе, но и дома часто завязываются профессиональные беседы. В госпитале обмен мнениями идет под руководством опытного профессионала, начальника неврологического отделения полковника Виктора Владимировича Ядова и с участием младшей Ворониной (Хоревой). Она уже 6 лет трудится в госпитале им. П.В. Мандрыки, набирается опыта у старших и сама, как молодой специалист, выдвигает соответствующие предложения, касающиеся предмета лечения. В настоящее время Екатерина в отпуске по уходу за ребенком.
     - Будем пополнять династию врачей-неврологов, - говорит она.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex