на главную страницу

30 Апреля 2008 года

Тема номера

Среда

ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА

29 апреля Президент Российской Федерации Владимир Путин вручил в Кремле государственные награды лучшим людям страны

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда». Екатерининский зал, Кремль.



     Высокую оценку своего труда получили и представители Вооруженных Сил. 10 военнослужащих были удостоены государственных наград в кремлевской резиденции главы государства.
     «Все, чего мы добились за последние восемь лет, позволяет нам сейчас задавать новые, более сложные амбициозные цели. Нет сомнения, что мы добьемся их, в том числе благодаря неразрывной преемственности поколений, - сказал Владимир Путин на церемонии вручения государственных наград. - Здесь собрались выдающиеся люди, чей труд и творческие замыслы, чей интеллект и особый дар служат современной России и часто становятся решающей силой в достижении самых ярких, значительный успехов Отечества».
     Примечательно, что в преддверии Дня Победы одним из первых был награжден участник Великой Отечественной войны полковник в отставке Павел Сюткин (на снимке). Он удостоился высшей награды государства - Золотой Звезды Героя России. Пять раз Павел Павлович горел в своей самоходке, трижды был ранен и контужен. На его счету - десятки подбитых вражеских танков и другой бронетехники.
     На фронт ушел добровольцем, успев к тому времени окончить десятилетку, поработать матросом и молотобойцем. Поначалу Павел Павлович попал в команду лыжников-стрелков, но до фронта не доехал. Как имеющего среднее образование, его направили во 2-е Ростовское артиллерийско-противотанковое училище. И уже через год лейтенант Сюткин в должности командира экипажа самоходно-артиллерийской установки САУ-152 под станцией Жуковка, что на Брянщине, принял боевое крещение. Да какое! Подбил немецкий танк, уничтожил артиллерийскую батарею, сохранив свою машину и экипаж, за что и был награжден орденом Красной Звезды. Через два месяца к нему добавился орден Отечественной войны I степени.
     Сколько еще было таких кровопролитных, жесточайших боев! При освобождении тверской земли экипажу Сюткина пришлось два дня воевать в окружении, отражая непрерывные контратаки противника. В машину артиллериста тогда попало восемь снарядов, но боевой лейтенант сумел-таки вывести самоходку к своим.
     При прорыве немецкой обороны в Восточной Пруссии подразделение гвардии старшего лейтенанта Сюткина уничтожило батарею шестиствольных минометов, подавило огонь пяти дзотов, разбило шесть противотанковых орудий и сожгло два немецких танка. За этот подвиг Павел был награжден орденом Александра Невского.
     В победном 1945-м при ликвидации восточно-прусской группировки немцев батарея Сюткина уничтожила 9 немецких танков, 12 орудий, 8 шестиствольных минометов, 10 бронетранспортеров, разбила 10 дзотов и уничтожила до 500 гитлеровцев. За бои в Восточной Пруссии Павел Сюткин получил звание капитана, орден Красного Знамени и был представлен к званию Героя Советского Союза, но, к сожалению, представление в те годы не было реализовано.
     Высокие государственные награды засияли и на груди летчиков-испытателей - Александра Петрова и Сергея Маслова.
     Полковник Петров - военный летчик-снайпер, летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный военный летчик России. Им освоено более 20 типов различных летательных аппаратов. Общий налет - более 3,5 тысячи часов, большая часть из которых в сложных метеорологических условиях.
     Не секрет, что летная работа всегда сопряжена с риском для жизни. И в службе Александра Петровича таких испытаний немало. К примеру, в мае 2001 года в ходе учебного полета в Липецком центре подготовки и переучивания летного состава фронтовой авиации на самолете Су-27, пилотируемом Петровым, возник пожар. Произошел отказ пилотажно-навигационных приборов, вышла из строя радиостанция, в кабину самолета начал поступать едкий дым. Впереди по курсу был Липецк. Понимая, что в любой момент может произойти полный отказ управления самолетом или взрыв, летчик принял решение снижаться и находиться в самолете, пока не будет найдено безопасное место для падения горящей многотонной машины. К счастью, появилась безлюдная площадка, и полковник Петров смог катапультироваться на минимально возможной высоте 600 метров. Благодаря мужеству и героизму летчика жертв и разрушений удалось избежать.
     Вместе с тем на счету Александра Петровича есть и исключительно ответственные задания, которые он также выполнил четко и безукоризненно. Так, 20 марта 2000 года на боевом самолете-истребителе Су-27уб полковник Петров, как один из наиболее опытных летчиков Военно-воздушных сил РФ, обеспечивал прикрытие и охрану Президента России Владимира Путина при полете над опасной в то время территорией Чеченской Республики в город Грозный. В целях скрытности перелет выполнялся без наземного радиотехнического обеспечения. Да и посадка производилась на взлетно-посадочную полосу, которая не предназначена для самолетов-истребителей. Отметим, что это единственный случай, когда первое лицо государства находилось без охраны специально подготовленных сотрудников.
     За мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники, полковник Сергей Маслов также получил из рук президента высшую награду страны. Сергей Владимирович - уникальный авиационный специалист, освоивший около 50 типов летательных аппаратов. По результатам 27 летно-испытательных работ на опытных и серийных авиационных комплексах, в которых он принимал участие, существенно расширены боевых возможности вертолетов. По четырем авиационным комплексам оформлены заключения на поставку для иностранных заказчиков.
     К воздушным асам можно отнести и командира 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка имени дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова ВВС Северного флота полковника Игоря Матковского, награжденного в Кремле медалью «Золотая Звезда». В его послужном списке около двух тысяч часов налета, шесть типов освоенных самолетов.
     Игорь Феоктистович прошел путь от старшего летчика, повторив путь отца, первого командира этой части.
     Следует добавить, что это единственный полк в нашей стране, которым за полтора десятилетия командовали три летчика, удостоенных звания Героя России (полковники Иван Бохонко, Павел Кретов и Игорь Кожин). Кроме того, это полк, который выполнил почти полтора десятка боевых служб на авианесущих кораблях Северного флота, полк, где служат лучшие летчики России.
     Полковник Матковский - лидер в освоении наиболее сложных видов полета. Он одним из первых в истории отечественной палубной авиации освоил дозаправку топливом в воздухе корабельного истребителя, применил на практике нестандартное маневрирование и подготовил летчиков своего полка к выполнению фигур кобра Пугачева и колокол, что существенно повысило боевые возможности истребителей в маневренном воздушном бою.
     Одним из первых строевых летчиков России Игорь Феоктистович совершил посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
     За заслуги в укреплении обороноспособности страны и большой личный вклад в воспитание высококвалифицированных военных кадров Герой Советского Союза маршал авиации в отставке Иван Пстыго удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
     Заслуженный военный летчик ВВС России, фронтовик, один из старейших маршалов авиации Иван Пстыго, отметивший 10 апреля этого года 90-летний юбилей, совершил первый боевой вылет 22 июня 1941 года с аэродрома Котовск у границы с Румынией, нанеся удар по колонне войск наступающих захватчиков. Потом были бои за Сталинград, Харьков, Белоруссию и Польшу. Будущий маршал не только воевал, но и изучал новую технику: первым из строевых летчиков освоил истребители МиГ-21 и МиГ-23.
     После войны Пстыго окончил высшие офицерские курсы усовершенствования командиров частей ВВС и был назначен заместителем командира дивизии. Служил на Сахалине, Чукотке, Камчатке. После окончания в 1957 году Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова девять лет командовал воздушной армией в составе Группы советских войск в Германии. С 1967 по 1977 год Пстыго - заместитель главкома ВВС страны, затем восемь лет - начальник Центральной инспекции по безопасности полетов авиации Вооруженных Сил СССР. Сейчас маршал в отставке Иван Пстыго работает в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского старшим референтом. За всю свою жизнь Иван Иванович получил сорок наград, среди которых семь орденов Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.
     Среди награжденных в Кремле военнослужащих были также полковники Игорь Гнутов, Валерий Солодчук, капитан 1 ранга Игорь Смоляк, удостоенные ордена «За военные заслуги».
     Начальник отдела исследования боевого управления, руководства полетами и средств радиоэлектронной борьбы центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации полковник Игорь Гнутов провел ряд исследований по повышению безопасности полетов при посадке на необорудованные площадки ночью, перспективным средствам РЭБ индивидуальной и групповой защиты. Принимал участие в отработке предложений по курсу боевой подготовки для членов экипажей вертолетов, специальной подготовки группы руководства полетами и боевой подготовки пунктов управления авиацией ВВС.
     Командир парашютно-десантного полка 98-й дивизии полковник Валерий Солодчук уделяет большое внимание вопросам боевой и мобилизационной готовности, службе войск и безопасности военной службы. Разработал и внедрил методические рекомендации командирам взводов и сержантскому составу по вопросам выполнения распорядка дня в подразделениях и несения службы в суточных нарядах. По итогам инспекции Министерства обороны РФ, прошедшей в октябре 2006 года, полк отмечен в лучшую сторону по укомплектованности и мобилизационной подготовке среди частей ВДВ.
     Заслуги экипажа гвардейского ракетного крейсера «Москва» Черноморского флота под командованием капитана 1 ранга Игоря Смоляка не менее значительны. Являясь флагманом Черноморского флота России, крейсер активно участвует в боевой подготовке флота и боевых службах в самых разных уголках Мирового океана.
     Зимой этого года крейсер принимал участие в боевой службе в Средиземном море вместе с кораблями Северного флота во главе с авианесущим крейсером «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». В составе корабельной ударной группы Северного флота экипаж крейсера «Москва» отработал элементы боевой подготовки по обороне на переходе морем, провел учения и тренировки по совместному плаванию и организации связи. Все боевые упражнения выполнены с высокими показателями. Руководство отмечает, что все порученные задачи Игорь Смоляк, обладающий хорошими аналитическими способностями, выполняет блестяще.
     Орденом «За морские заслуги» в этот день был награжден командир тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» Северного флота капитан 1 ранга Александр Шевченко, внесший большой вклад в укрепление морского потенциала России. Александр Петрович разработал и внедрил справочный комплект командира корабля для принятия решения на боевые действия, боевую службу, боевое дежурство, выполнение боевых упражнений, что позволило сократить временной норматив принятия решения на 37 процентов. Успешно применяется и разработанное Шевченко частное наставление по подготовке корабля к рейдовым сборам и сбор-походу.
     За прошлый год план боевой подготовки экипажем крейсера выполнен в полном объеме. Корабль отмечается в лучшую сторону по многим показателям.
     За высокие достижения в государственной службе и заслуги в области изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах обороноспособности страны, а также за большой вклад в укрепление морского потенциала России ордена «За морские заслуги» был удостоен и первый главком ВМФ России, главный инженер Морского научного комитета Герой Советского Союза адмирал флота в отставке Владимир Чернавин.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex