на главную страницу

7 Мая 2008 года

Без камуфляжа

Среда

ПЕСНИ НАШИХ ОТЦОВ

Людмила ЖУКОВА. Л. ШУМСКИЙ (справа) в Чечне.



Представители старшего поколения называют песню духовным оружием, потому что она поднимала боевой дух, умножала силы, вела к Победе. Наш рассказ об одном из певцов-подвижников, сохраняющих верность военно-патриотической и лирической песне, – заслуженном артисте России Леониде Григорьевиче Шумском. В апреле этого года на первом Всеармейском совещании писателей он был удостоен памятного знака «100 лет генерал-майору Борису Александрову» за большой личный вклад в создание и популяризацию военно-патриотической музыки России и развитие армейской музыкальной культуры.

     Всесоюзный теледебют артиста состоялся на Сочинском Международном фестивале песней «Русское поле». Сегодня в репертуаре Леонида Шумского десятки записанных на радио, кассетах и компакт-дисках героических и лирических советских и современных песен, отшлифованных упорным трудом над каждой фразой, каждым словом, интонацией. А в работе еще много возрождаемых певцом песен, и новых, написанных современными поэтами и композиторами, которые надо «распеть», одухотворить, чтобы взмыли они с нотного листа и улетели в народ.
     С особенными чувствами Леонид Григорьевич выступает перед ветеранами Великой Отечественной войны, слушателями военных учебных заведений и в «горячих точках». На ежегодных фестивалях Фатьяновской песни в Вязниках – под открытым небом, «на солнечной поляночке» – перед «залом», обрамленным с трех сторон белоствольными березами. Стал лауреатом премии праздника «Соловьи, соловьи...». Выступал в Волоколамске в день годовщины его освобождения от фашистов на фестивале «Волоколамский рубеж». Не раз пел сурковскую «Землянку» под Истрой, там, где в 1941-м был остановлен враг и где родилась эта прекрасная песня. В составе «Фронтовой бригады» Союза писателей России объездил множество воинских частей, погранзастав и одиноких, затерянных в горах блокпостов.
     Однажды Леонид Шумский, только что проводивший младшего сына в армию, прочитал стихи друга – поэта полковника Владимира Силкина, где есть такие строки: «Не возьмет меня снаряд, снайпер не дотянется! С битым сотню раз подряд ничего не станется!» И родилась песня под названием «Блокпост». Так к ипостасям Шумского – певца по профессии, режиссера по образованию и призванию, поэта по зову души (он – член Союза писателей России, автор сборника стихов «Прощальный марш») – прибавилась еще одна – композитор по наитию. Сегодня эта песня двух друзей стала любимой в военной среде, звучит на радиостанциях и включена во многие сборники и компакт-диски. Потом были еще песни на стихи друзей – современных поэтов и на собственные стихи.
     Певец живо и интересно умеет донести до слушателей историю создания песен прошлых лет, рассказать об их иногда причудливо сложившихся судьбах. Недавно на концерте в Культурном центре Вооруженных Сил РФ, где добрую половину зала занимали юные суворовцы и кадеты, певец исполнил песню «Серая шинель». На киноэкране шли нам навстречу солдаты сороковых-грозовых. Под дождем, меся непролазную грязь. С полной выкладкой за плечами. В сырых серых шинелях...
     - Эту песню я услышал в середине пятидесятых от старшего брата, вернувшегося из армии. Брат трагически ушел из жизни, и моя детская память удержала всего несколько поразивших мальчишеское воображение строчек: «Ты, любовно сшитая, пулями пробитая...» и «Со слезами гордости в лучший угол горницы мать повесит старую серую шинель...» – Как заноза сидели во мне долгие годы только эти строчки, ведь сам отслужил три года в 1960-х в погранвойсках в серой шинели. Долго не мог полностью восстановить песню – она никогда не записывалась на пластинки и не звучала по радио. К счастью, спустя много лет судьба свела меня с историком русской советской песни полковником Юрием Евгеньевичем Бирюковым. В послевоенные сороковые, будучи суворовцем, он сам пел эту песню. Юрию Евгеньевичу удалось разыскать подлинные стихи военного журналиста Василия Ермакова, опубликованные в 1942-м году в одной из фронтовых газет. Автор музыки остался неизвестным...
     Не раз исполнял эту песню Шумский по радио. Однажды певцу позвонил взволнованный ветеран и попросил запись песни: «Это и обо мне, о моей шинели!» Встретились. И рассказал старый солдат, как бежал с донесением по безлесной степи.
     - Налетевший фашистский истребитель решил поразвлечься – стал гоняться за мной, делая один заход за другим. Под пулеметными очередями пришлось петлять зайцем, с мыслью: «Господи, пронеси!» Когда добежал до перелеска, вручил пакет командиру, тот удивился: «Что это с твоей шинелью?» Батюшки, и правда! Полы будто ножом срезаны... В музей бы ее, голубушку, тогда...
     Песни наших дедов, отцов – это всегда драматический рассказ о пережитом, о судьбах человеческих, это признание в любви и верности невесте, жене, милой Родине нашей. И исполнять их, в самом деле, может не каждый. Требуется сопереживание, страдающее сердце, понимающий разум.
     Леонид Шумский, рожденный в победном 1945-м, рос, как все послевоенное поколение, под фронтовые песни, заменяющие колыбельные. Их пел отец, связной партизанского отряда, мать, бесстрашная хозяйка явочной квартиры народных мстителей.
     После войны песни привольно лились из репродукторов с утра до ночи. Из блистательной плеяды артистов той поры Леонид выбрал себе в заочные учителя Владимира Трошина, учился его умению вкладывать душу в самые подчас простые слова и мелодии.
     Еще одной знаковой песней в военно-патриотическом репертуаре Шумского стал шедевр М. Исаковского и М. Блантера «В лесу прифронтовом», за исполнение которого на телеконкурсе «Алло! Мы ищем таланты» в 1970 г. он стал лауреатом и получил приз зрительских симпатий.
     Став солистом Литовской филармонии, потом оркестра «Современник» и Москонцерта, Леонид Григорьевич выбирал для исполнения песни такого же высокого уровня, такие как всеобщая любимица «В землянке» А. Суркова и К. Листова, «фатьяновские алмазы» «В городском саду», «Где же вы теперь, друзья-однополчане».
     Когда в 1990-х годах начались кровавые события в Югославии, а затем на Белград и другие цветущие города обрушились американские бомбы, в репертуаре артиста появилась песня на сербском языке «Тамо далеко». Песня эта, ровесница марша В. Агапкина «Прощание славянки», о заточенных в 1912 году на острове Корфу воинах-сербах, об их тоске по родине, что «тамо далеко, за морем», впервые была исполнена Леонидом Шумским в 1999-м на многолюдном митинге в центре Москвы, с помоста у памятника маршалу Победы Георгию Жукову. Сербы, стоящие рядом с нашей группой, смахивали слезы и, протиснувшись к певцу, просили запись песни, чтобы слушать ее в растерзанной Сербии в исполнении русского брата.
     Сюжеты песен отцов – как сжатый в пружину роман. Требуют от исполнителя то металла в голосе, то нежности, философской мудрости или наивного простодушия, величавой торжественности или тихой трогательности, светлой грусти или солнечной радости. Всем этим богатством эмоциональной окраски и голосового диапазона обладает редкостный баритон заслуженного артиста России Леонида Шумского. И еще чем-то неведомым, необъяснимым.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex