на главную страницу

14 Мая 2008 года

Страна и мир

Среда

«Купите персики...»

По данным правоохранительных органов,
значительное число преступлений в России приходится на долю этнических группировок

Евгений ЛИСАНОВ, «Красная звезда». Фото автора.



     
Абреки с Казбека

     А теперь мысленно перенесемся из прекрасного закавказского далека в Северо-Кавказский регион. Тамошние уголовники также не оставили без внимания величественные стены Белокаменной. Порасторопнее других оказались вездесущие чеченцы. В ГУ МВД РФ по ЦФО отмечают, что чеченская ОПГ одной из первых, еще в 1987 году, обрела характер организованного сообщества с жестким централизованным управлением. Оттеснив славянских «братков», горцы заняли лидирующие высоты.
     Правда, заговорили о них в криминальном мире еще в начале 1980-х годов. Тогда под руководством Альтимирова и Сулейманова в Южном порту Москвы был организован своеобразный лохотрон для покупателей автомашин. Очень скоро новоиспеченные мошенники вытеснили господствовавших там азербайджанских бандитов. А штаб-квартирой новых завоевателей стал ресторан «Узбекистан».
     Как бы странно на первый взгляд это ни звучало, но стремительному восхождению чеченских абреков по криминальной лестнице способствовала тогдашняя общеполитическая ситуация в стране. Даже упоминание о чеченских ОПГ вызывало негодование у слезливых правозащитников и их крикливых приспешников из так называемого либерального лагеря. Во многом это обусловило скованность правоохранительных органов в борьбе с чеченским криминалом.
     - Чеченские ОПГ несколько отличались от других этнических группировок, - рассказывает начальник отдела по борьбе с этническими организованными группами, преступными сообществами ГУ МВД РФ по ЦФО полковник милиции Андрей Рязанов. - Они подчиняются только своим старейшинам. В случае опасности группировка могла мгновенно разделиться на мелкие группки, выпадающие из поля зрения оперативников. А на преступления, как правило, направляются наемники из Чечни, которые подчас и русского языка не знают. По завершении задания «гастролеры» возвращаются в родные места - ищи ветра в поле.
     К 1991 году ситуация в самой России изменилась. Чрезмерная дерзость незваных гостей, жестокое поведение приняли такие масштабы, что закрывать глаза на создавшееся положение уже было невозможно. И власти всерьез взялись за новоявленных покорителей столицы. В результате все значимые чеченские лидеры были задержаны, единое преступное сообщество распалось на группировки, во главе которых встали новые предводители.
     Изменилась и их специализация. Банальная уголовщина сменилась преступлениями в финансовой и экономической областях. Среди которых - участие во внешнеэкономической деятельности, подчинение своему контролю банков, коммерческих структур, получение крупных кредитов в банках под фиктивные договоры и т.д. и т.п. Переориентация деятельности чеченских ОПГ связана с тем, отмечают в правоохранительных органах, что чеченские власти, многочисленные кланы и тейпы вынуждены были искать более серьезные источники финансирования.
     Новый удар по чеченскому криминалу власти нанесли, когда прогремели взрывы в российских городах, с началом второй чеченской кампании. Эта борьба не прекращалась и в последующие годы.
     Года два назад московские оперативники задержали 36-летнего «вора в законе» Казбека Шахбулатова по кличке Казбек рыжий. Уроженец горного села Шалажи, он был лидером одной из чеченских ОПГ. В Москве контролировал несколько преступных команд, состоящих из земляков. В основном они занимались угоном автотранспорта, разбойными нападениями, грабежами.
     Конец преступной карьере «рыжего» положили столичные убоповцы. Совместно с сотрудниками УГИБДД они остановили машину бандита на Ярославском шоссе для осмотра. При себе у Шахбулатова оказался небольшой пакетик с 10 граммами чистого героина. Это было началом...
     На сегодняшний день в Москве действует около десятка чеченских ОПГ. Род занятий стандартный: угон и перепродажа автомобилей, торговля оружием, наркотиками, рэкет.
     
Малые, да удалые

     Есть в Первопрестольной и другие этнические криминальные сообщества, попадающие в милицейские отчеты. Это, как правило, небольшие, объединенные по национальному признаку группки бандитов, которые в силу своей малочисленности, раздробленности находятся на втором плане, так сказать, на подхвате у сильных преступного мира и не оказывают решающего влияния на криминогенную обстановку в регионе. В основном это относительно молодые ОПГ.
     Дагестанцы (даги, как их еще называют в преступном сообществе) разобщены по национальному признаку (в Дагестане проживает около 40 народностей, которые не всегда находят общий язык. - Е.Л.) и поэтому оттеснены на вторые роли. Так что единого понятия «дагестанская ОПГ» не существует, отмечают в правоохранительных органах. Можно лишь констатировать наличие небольших этнических преступных групп - аварских, лезгинских, лакских и т.д. и т.п.
     Осев в Москве, они сразу же взяли «в оборот» своих земляков. Новоявленные дагестанские «братки», не изобретая ничего нового, переняли всем до боли известные криминальные методы получения доходов. Широкий размах получило вымогательство среди земляков-коммерсантов. Так, все торговцы, занятые малым бизнесом, находятся под неусыпным оком собственных ОПГ. Ну а когда бизнесмены пытаются избавиться от чрезмерно навязчивой и разорительной опеки, их подвергают показательной расправе.
     Окрепнув на рэкете, они попытались было отвоевать у могучих азербайджанских «коллег» более прибыльный источник доходов - контроль за столичными рынками. Достаточно вспомнить в этой связи разборку в ресторане «Дагмар» в марте 2000 года между боевиками-дагестанцами и их азербайджанскими «коллегами». Дело дошло всего лишь до мордобоя. Победили, понятно, последние.
     А вот Подмосковье оказалось более благодатной почвой для дагестанцев. Поменяв тактику, они действуют там более хитро, без лишнего шума и наездов: оформляют торговые точки на подставных лиц из числа местных жителей. Но основным промыслом по-прежнему оставляют контрабанду и фальшивомонетничество, криминальный автобизнес и вымогательство. Занимаются посланцы страны гор также торговлей икоркой и рыбой ценных пород, которые нелегально вылавливаются в Каспийском море.
     СВОИ интересы в столице имеет и ингушский криминал. За контроль над техцентром на Варшавском шоссе в лихие 1990-е ингуши развернули нешуточную войну с подольскими «братками». Особенно острые стычки происходили в середине 1990-х. Но это, так сказать, мелочевка.
     В основном их интересы простираются куда дальше. Тяготея к банковским структурам, группировка пытается внедриться в нее, например, поставив, скажем, главбухом или вице-президентом своего человека. И, нужно сказать, весьма преуспела на этом поприще, составив конкуренцию более сильным чеченцам. По некоторым данным, это самая богатая группировка в Москве.
     На сегодня, сообщили в правоохранительных органах, в столице активно действуют три ингушских ОПГ. Самая многочисленная - «назрановская». Больше всего ее интересуют финансы, экономика в целом. А чистая уголовщина совершается как бы попутно и носит вспомогательный характер. Ингуши-назрановцы связаны с уважаемыми людьми, известными политиками.
     На втором месте - «грозненская». Ее бойцы - жители Грозного ингушской национальности. Впрочем, встречаются в ее составе и этнические чеченцы. Сфера их деятельности, в отличие от респектабельных назрановских ребят, куда скромнее! Их криминальный удел - торговля крадеными автомашинами и захват заложников, нападения на водителей большегрузной техники.
     Самым «отстойным» криминалом заняты малгобековцы. Они специализируются на рэкете торговых, посреднических и иных коммерческих структур в районе Сокольников.
     НАВЕРНОЕ, не ошибусь, если скажу, что самой неприметной из вышеперечисленных ОПГ является осетинская, хотя и существует в российской столице без малого 20 лет. «Вор в законе» Николай Бизикашвили по кличке Цика, возглавив ее еще в начале 1990-х, постепенно собрал под свои знамена около 30 боевиков из бывших спортсменов. (Не так уж и много для завоевания Белокаменной, заметим!) В ее послужном списке бандитизм и вымогательства, похищения людей и финансовые махинации (кстати, весьма удачные). Ареал влияния группировки - муниципальный округ «Мосфильмовский». Кстати, этот московский пятачок породнил осетинских бойцов со славянскими «братками» во главе с Сергеем Шевкуненко (Шефом).
     В 1994 году Цику арестовали. Вместе с ним судили восьмерых подельников из осетинской ОПГ. Спустя год убили Шефа. Потеряв руководство, группировка ослабла и не оказывает значительного влияния на криминогенную обстановку в городе.
     На этом хотелось бы поставить точку. Но уж слишком пестр, разноголосен, разнолик уголовный мир Москвы. Подчас даже опытные борцы с криминалом не могут вспомнить всех персонажей этнического криминалитета России. Кто, к примеру, может рассказать об экзотической ассирийской «братве»? А между тем ассирийская группировка существует с незапамятных советских времен. Тогда ей принадлежали все палатки чистильщиков обуви в Москве. Впрочем, чистили они не только ботинки. Весьма удачно обчищали чужие квартиры да карманы. Отличительная особенность этой публики от остальных в том, что ее члены по национальности могли быть кем угодно. Например, в свое время лидером группировки был Мильготин, еврей.
     В отличие от мощных этнических ОПГ, ведущих между собой войну не на жизнь, а на смерть, ассирийцы предпочитают не ссориться с более сильными «коллегами», решать проблемы, не проливая крови. Такая тактика оправдывает себя, даже приносит дивиденды. Нашли они взаимопонимание с грузинами, азербайджанцами, неплохие отношения выстроились и со славянскими «ворами в законе».
     Новое дыхание ассирийская ОПГ получила в начале 1990-х. Пользуясь покровительством скандально известного Вячеслава Иванькова (первая жена которого была ассирийкой), группировка прибрала к рукам наркорынок в Москве, контролировавшийся азербайджанцами. С тех времен их новой специализацией стали поставки наркосредств в Россию. Плюс к этому - торговля нефтью и оружием. Впрочем, не брезгуют ассирицы банальными грабежами и квартирными кражами.
     - На сегодняшний день, - подытоживает беседу полковник милиции Андрей Рязанов, - группировка не имеет жесткой структуры и спецбригад - для этих целей используются грузинские, азербайджанские или солнцевские боевики. Поэтому с точки зрения правоохранительных органов ассирийская ОПГ формально не существует.
     
Сказки Шехерезады

     Продолжим наше виртуальное путешествие по современному столичному этническому криминалу. Картина была бы неполной, если не упомянуть еще об одном сегменте преступного ландшафта - азиатском.
     Если заглянуть на любой московский рынок, то рядом со всепроникающими азербайджанцами или северо-кавказцами можно заметить лиц, так сказать, с азиатской внешностью, мирно торгующих всевозможной снедью или дешевыми шмотками. Но время от времени милицейские сводки отражают случаи задержания того или иного наркокурьера из солнечного Таджикистана или рэкетира из не менее солнечного Узбекистана. Причем их число с каждым годом растет. Так, только в прошлом году таджикские граждане, как сказано выше, совершили 8,5 тысячи преступлений, а узбекские - 10 тысяч.
     В правоохранительных органах отмечают, что за последние годы таджикская преступность заметно окрепа, возмужала. Осваивая новые криминальные горизонты, в некоторых местах таджики потеснили другие этнические ОПГ. В сферу их деятельности уже входят не только традиционное попрошайничество или наркоторговля, но и торговля оружием, похищение людей.
     В прошлом году столичные оперативники задержали уроженцев Узбекистана Орзимирода Каримова и Фархада Асророва, входивших в таджикскую ОПГ. Их разыскивали аж с августа 2003 года за разбойное нападение на коммерсантов. Угрожая оружием, они напали на предпринимателей и отняли у них 10 тысяч долларов.
     ...У подъезда одного из столичных ресторанов их уже поджидали оперативники. Ожидание затянулось. Но каково же было удивление милиционеров, когда глубокой ночью они увидели вместо двух подельников целую ораву. И тем не менее подозреваемых взяли аккуратно, без лишнего шума. У Каримова при обыске нашли пистолет Стечкина и 20 патронов к нему. Выяснилось, что в поле зрения правоохранительных органов он попадает не впервые. Наследил и на исторической родине, где его судили трижды. А на момент задержания коллеги из Самарканда розыскивали его за мошенничество. Предъявив российские паспорта, подельники клялись и божились, что являются чуть ли не коренными россиянами. Но документы, увы, оказались поддельными.
     Листаем далее милицейские отчеты.
     В феврале с.г. на Варшавском шоссе собровцы задержали нескольких таджиков. Еще в декабре прошлого года те похитили земляка-коммерсанта. Полтора месяца бедолагу держали взаперти на съемной квартире, требуя с родственников выкуп в 3 млн. долларов. Но у многочисленной родни таких денег не было, вот и обратились за помощью к милиционерам.
     
По следам «азиатских драконов»

     Криминальное поле с таджиками и узбеками делят другие малоизвестные «братки» из далеких экзотических мест Азии. О китайских и вьетнамских мафиози широкой общественности известно немного: «разборки» происходят обычно между своими. Криминалитет из стран Юго-Восточной Азии, отмечают в ГУ МВД РФ по ЦФО, существует в России около 15 лет. Поскольку это самые закрытые этнические ОПГ, разобраться во всех хитросплетениях этих структур крайне сложно даже многоопытным оперативникам.
     - Китайские бандиты из-за внешней схожести предпочитают мимикрировать под среднеазиатов, - продолжает рассказ Андрей Владимирович. - В быту они скромны, даже аскетичны. Внутри группировки жесткая дисциплина, слепое повиновение лидерам, обет молчания и круговая порука. Так что при задержании и во время допросов из них слова не выудишь.
     На сегодняшний день известны три китайские ОПГ: «пекинская», «харбинская» и «шанхайская». Они опекают соотечественников, торгующих в разных районах Москвы. Основные финансовые источники китайских группировок: содержание подпольных публичных домов, тотализаторов, наркопритонов, нелегальная торговля на вещевых рынках товарами из Азии. И не только. Не брезговали китайские триады и более серьезными преступлениями. На памяти оперативников похищения преуспевающих бизнесменов-китайцев в приснопамятные 1990-е.
     Скромнее ведет себя вьетнамская «братва». Правоохранительным органам известны хайфонская ОПГ и «бригада» из провинции Нге Тиен, которые враждуют между собой.
     Несколько лет назад во время командировки в колонию, где отбывают наказание иностранцы, мне довелось познакомиться с представителем вьетнамского криминала в России. Нгуен Ван Тиен в прошлом был человеком добропорядочным и законопослушным. В конце 1970-х, когда разразился вьетнамско-китайский конфликт, командовал дивизионом зенитных комплексов С-125 «Печора». В 1987-м уволился в звании капитана. Тогда же ему предложили принять участие в очередной «стройке века» в Москве. И Нгуен согласился. Зарабатывал хорошие деньги. Но стройка закончилась, а вместе с ней и деньги. На что жить? Ударился в криминал. Слушая этого щуплого человека, невольно ловишь себя на мысли: кто бы мог подумать, что он может совершить какое-то преступление! И тем не менее погорел бывший капитан на банальном воровстве. За что и загремел в «иностранку».
     Основная сфера деятельности вьетнамских мафиози - рэкет и вымогательство у своих соотечественников, продажа редкоземельных и драгметаллов, а также нелегальная переброска земляков через Россию в Европу. Кстати, этот промысел поставлен на широкую ногу и приносит заправилам солидные барыши.
     * * *
     Нужно отметить, что в последние годы сделано немало в плане борьбы с этническими ОПГ. На улицах российских городов стало более спокойно, безопасно: не слышны выстрелы, не гремят взрывы. Однако в МВД РФ предостерегают от самоуспокоенности, этническая преступность не исчезла. Она осталась, затаилась в ожидании благоприятных для себя времен. Не следует недооценивать опасность преступных этноструктур, вовлеченных в такие виды криминального промысла, как переброска нелегальных мигрантов, торговля оружием, контрабанда стратегических ресурсов и наркотических средств. Расслабляться нельзя.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex