на главную страницу

21 Мая 2008 года

Армия и общество

Среда

Скоростной ракетный бастион

Виталий АНЬКОВ, «Красная звезда».
Фото автора.



Когда оказываешься на палубе современного ракетного катера, всякий раз задаешься вопросом: ну разве это катер? Действительно: длинна – 56,2 метра, ширина – 11,2 метра, осадка – 2,8. Настоящий корабль! И вооружение подстать: четыре пусковых установки противокорабельной ракеты «Москит», автоматическая артиллерийская установка АК-176М калибром 76,2 мм, две тридцатимиллиметровых автоматических скорострельных артустановки АК-630, которые способны производить 4000—5000 выстрелов в минуту. Плюс – комплексы для постановки пассивных помех. Они предназначены не для поражения противника, а для защиты от него. Кстати, ракета «Москит» – оружие уникальное. Скорость ее полета в два с лишним раза превышает скорость звука. За счет огромной кинетической энергии она пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри. Такой удар способен потопить даже крейсер. Сбить ракету из-за ее высокой скорости практически невозможно... Единственно, что позволяет называть ракетный катер катером, – это его резвость, не доступная большим кораблям. Четыре мощных двигателя, пока они, конечно, новые, разгоняют его до 50 узлов, то есть почти до ста километров в час.

     21 мая – День Тихоокеанского флота


     ВПРОЧЕМ, как бы это банально не звучало, главная сила любого корабля, главное его оружие – экипаж, люди в военной форме. Иначе, как объяснить, что при одинаковых тактико-технических характеристиках корабли даже одного соединения выполняют учебно-боевые задачи с разными результатами? Мне могут возразить: степень изношенности оружия и боевой техники тоже имеет значение. Да, это так. И все же история российского флота знает немало примеров, когда экипаж далеко не нового корабля добивался значительных и даже уникальных результатов. Если все эти примеры вспоминать, никакого времени не хватит. Да и к чему? Не случайно ведь в один из солнечных весенних дней я шагнул на палубу ракетного катера – не самого молодого в гвардейском дивизионе, но по общему признанию считающегося лучшим. Так что, прошу вместе со мной за впечатлениями...
     С командиром корабля гвардии капитаном 3 ранга Алексеем Кожевниковым, с которым нас познакомили в штабе бригады, мы еще пообщаемся. Сейчас он на ходовом мостике, и ему не до нас. Получен соответствующий сигнал, два ракетных катера сыграли приготовление к бою и походу. Скоро – съемка со швартовов. На палубе в ярко-оранжевых спасательных жилетах и касках уже сосредоточились швартовые партии.
     Хотя есть еще, кажется, время пообщаться с приглянувшимся нам – такая энергетика от него исходит – относительно молодым, худощавым военным моряком. Вообще-то, на корабле, особенно в походе, запросто можно набрать лишние килограммы. Становится понятно, почему у гвардии мичмана Олега Евгеньевича Старкова их нет, когда мы узнаем его должность. Он, боцман, хозяин верхней палубы, а, значит, гиподинамия ему не грозит. Часами за приборами сидеть не надо. Вся жизнь – движение.
     Через минуту разговора понимаем, что нам повезло. Перед нами истинный патриот корабля и флота. В жизни всякое бывает. Уже в звании мичмана он уволился в запас из морчастей погранвойск. Перепробовал многое на «гражданке» – все не то. Почему не устроился на торговое или рыбацкое судно? Там, по мнению Олега, нет такого порядка, как на военном корабле. С 2002 года он здесь. Ракетный катер для него в прямом и в обратном смысле – дом родной.
     – Экипаж у нас подготовленный, командир – что надо! – говорит Олег с гордостью. – Даже кубок лучшего корабля третьего ранга Приморской флотилии в прошлом году получили...
     – Замечательно, что вы об этом знаете. Иногда ведь как бывает: то, о чем говорят «в верхах», совершенно неведомо «низам»...
     – Ну что вы!.. Да зайдите в столовую команды!.. Там есть стенд о заслугах нашего катера: грамоты, фотографии, и все написано. Личный состав информирован полностью...
     Вот так боцман!.. Каким бы неожиданным вопросом «раскрутить» его на дальнейший разговор?..
     – Может быть, у вас и пресловутой «годковщины» нет, раз вы такие хорошие?
     – Конечно, нет! – смело и категорично заявляет наш собеседник. – Откуда ей взяться, если чуть ли не половина личного состава – контрактники. Причем, некоторые уже по второму сроку служат...
     – Ну вот... А как же расхожее мнение, будто на второй срок без предоставления ему жилья контрактник ни за что не согласится?
     – Жилье, конечно, важный фактор, как и деньги, которые сейчас очень неплохие. Некоторые контрактники до 22 тысяч получают. Но еще важнее – какой командир на корабле, какая обстановка, и часто ли корабль выходит в море...
     – Уж не романтик ли вы, Олег Евгеньевич? Помните пресловутые стишки: «Кто видел море наяву, а не на конфетных фантиках...»?
     – Я помню другое: как в 1998 году экипаж пограничного СКР, на котором я служил, скинулся деньгами, чтобы восстановить его и выйти в море... Я не знаю, романтика ли это, но когда наш корабль ночью выходит из бухты, когда встречная волна начинает бросать его, и молодые матросы смотрят на тебя и спрашивают, что делать, а ты им советуешь держаться за шторм-леера, уверяешь, что все будет хорошо, – тогда я испытываю чувство, которое хочется испытать еще и еще раз...
     НУ КАК вам первое общение?.. Лично я боцмана сразу зауважал. Мы еще не раз увидим его в работе: как ловко он обращается с бросательным концом, как яростно крутит рукоятку ленточного стопора, останавливающего якорь-цепь... А сейчас не будем больше злоупотреблять доверием гвардии мичмана. Едкий дым от работающих дизелей уже ощущают глаза, что, кстати, никак не отражается на приподнятом настроении моряков, а с сигнального мостика разносятся зычные команды командира. В упорядоченной суете баковой швартовой партии нельзя не заметить моряка, у которого улыбка вообще не сходит с лица. Судя по возрасту, контрактник. Запомним его, потом обязательно познакомимся...
     Спустя считанные минуты корабль начинает движение. На сигнальном мостике, куда мы поднимаемся, – встреча со старым знакомым. Давно ли он был помощником командира именно этого ракетного катера, потом несколько лет – командиром, и вот, после академии, гвардии капитан 2 ранга Евгений Николаевич Шмурин возглавляет дивизион.
     Сколько раз приходилось быть свидетелем подобной картины: на главном командном пункте (ГКП) корабля – бывший и нынешний его командиры. С психологической точки зрения ситуация дольно интересная. И, несмотря на то, что один офицер теперь начальник для другого, далеко не всегда она складывается мирно. Причина на поверхности: ревность.
     – А как у вас с этим чувством? – спрашиваем у Евгения Николаевича, когда позволяет обстановка. – Ведь в вашу бытность корабль даже в масштабе ВМФ был лучшим в своем классе...
     – Не поверите ведь, если скажу, что мне это чувство совсем неведомо, – улыбается командир дивизиона. – Конечно, каждую ошибку этого командира воспринимаю болезненнее, чем ошибки командиров других кораблей. Очень хочется, чтобы старые традиции здесь сохранились. И должен сказать, что повода для особой ревности экипаж не дает. Пройдите по кораблю: чистота, порядок, уют. Техника в строю, оружие боеготово, дисциплина на уровне. В прошлом году корабль успешно выполнил пять ракетных стрельб! Причем, некоторые – внепланово, без привычной подготовки. У командира, обратите внимание, – блеск в глазах. Рвение к службе отмечаю и у него, и у всего экипажа...
     СЛЕДУЮЩЕЕ утро встречаем в одной из многочисленных бухт приморского побережья. Корабль благополучно, в режиме радиомолчания вышел из-под удара «противника» и в указанной точке запасного района бросил якорь.
     У нас с вами есть совсем небольшой промежуток времени между побудкой личного состава, которому после ночного аврала дали чуть больше поспать, и началом плановых корабельных учений. Стоять на якоре – не значит ничего не делать. Мы используем редкую возможность застать командира корабля гвардии капитана 3 ранга Алексея Кожевникова в его каюте...
     Оказывается, не однофамилец. Сын бывшего командующего флотилией атомных подводных лодок и начальника Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. Макарова вице-адмирала запаса Валерия Александровича Кожевникова. Значит, интересуемся, и выбора не было, куда поступать после школы?
     – Ничего подобного! – твердо отвечает Алексей Валерьевич. – Выбор профессии и места учебы – мое личное решение. И, кстати, когда сдавал экзамены в ТОВВМУ, тоже по собственному желанию поступил на заочное отделение гражданского вуза по специальности «Менеджмент». Зачем? Для общего развития.
     Штурман, помощник командира, учеба на классах, командир корабля – отличное начало службы. Конечно, не можем не поинтересоваться, а есть ли у гвардии капитана 3 ранга адмиральские амбиции? В ответ – улыбка:
     – В звании лейтенанта однозначно были. Сейчас желания более приземленные и реалистичные – получить капитана 2 ранга. Дальше – видно будет.
     С гораздо большим удовольствием, чем о себе, Алексей Валерьевич рассказывает о корабле и экипаже. Да, действительно аж пять ракетных стрельб за прошлый год. Невероятно, но факт. Красить корабль замучились. Командир боевой части два гвардии старший лейтенант Юрий Жуков, выпускник Балтийского военно-морского института 2006 года, тоже, конечно, молодец, но главная заслуга в успешных пусках принадлежит старшине команды ракетного оружия гвардии старшему мичману Сергею Петровичу Дитлеру. Великолепный специалист, на которого можно во всем положиться. Другой ветеран корабля со времени его постройки – старшина команды мотористов гвардии старший мичман Василий Павлович Попов. Без преувеличения, эти два человека цементируют экипаж, хранят его славные традиции. Высокого мнения гвардии капитан 3 ранга Кожевников и о командире электромеханической боевой части гвардии старшем лейтенанте Михаиле Баканине. Надежный и быстрый ход ракетного катера – это ведь тоже грозное оружие. Кстати, в отличие от пресловутых девяностых годов, о которых Алексей Валерьевич наслышан, с ремонтом сейчас практически нет проблем. В 2005 году был заменен один из главных двигателей, в 2006-м корабль стоял в заводе, где оперативно и качественно был выполнен большой объем работ – от переборки дизелей, замены фильтров, трубопроводов до изготовления новой мебели в каютах и кубриках.
     Не можем не коснуться в беседе с командиром и темы постепенного перехода плавсостава на контрактную основу. Прав был боцман: корабль и по количеству контрактников лидирует в дивизионе. Почему? Мы это уже слышали: отличный экипаж и возможность выполнять работу, ради которой люди остаются на корабле. Ну и, конечно, добавил Алексей Валерьевич, индивидуальный подход к каждому потенциальному и состоявшемуся контрактнику. Чем больше отдачи от него, чем выше дисциплина, тем больше ему доверия. К примеру, такого, как гвардии старшина 1 статьи Игорь Пархоменко, можно совершенно без опаски на берег отпускать. Возвратится трезвым и вовремя. Кстати, именно на него, командира отделения электромехаников ракетного оружия, всякий раз после стрельб ложилась главная нагрузка по очистке и покраске контейнеров...
     В конце разговора два блицвопроса: что не нравится в нынешней службе и есть ли какая-то необычная мечта? Ответы тоже коротки: очень много приходящих сверху бумаг, которые по сути дублируют Корабельный устав; а мечта – послужить на корвете или на каком-то другом новейшем корабле...
     ВСЕ: отдохнули-поспали, наступает время корабельных учений. В их хронологии нетрудно запутаться, потому что идут они практически непрерывно. Наиболее зримые эпизоды – съемка с якоря, швартовка к другому, «терпящему бедствие» ракетному катеру, оказание ему помощи. Всем, кто на верхней палубе, при свежем ветре приходится изрядно потрудиться. Тут и беготня с кранцами, чтобы борта не повредить, и виртуозная, можно сказать, замысловатая работа со швартовыми концами. На баке узнаем знакомых нам гвардии старшего лейтенанта Юрия Жукова, уверенно отдающего команды, гвардии старшего мичмана Сергея Дитлера, управляющего шпилем, и, конечно, боцмана – гвардии мичмана Олега Старкова...
     А вот на следующий день уже не план учений и не вводная командира дивизиона проверили на прочность экипаж нашего катера – сама природа. Пошел дождь, ветер усилился до 15—16 метров в секунду.
     Сначала молодцом оказался вахтенный офицер, помощник командира гвардии капитан-лейтенант Илья Ямковой. Как и положено во время стоянки на якоре, он каждые пятнадцать минут определял место корабля и вовремя доложил о его сносе в сторону берега. Срочно была сыграна тревога, запущены двигатели, началась выборка якоря. Когда выяснилось, что он тянет за собой какой-то канат, потребовался смельчак, чтобы перерезать его. Не раздумывая, лег на палубу и повис с острым ножом за бортом... всегда улыбающийся гвардии старшина 1 статьи Игорь Пархоменко. Кто бы, как говорится, сомневался...
     А еще через сутки гвардейский ракетный катер уже выполнял следующую задачу – участвовал в охране конвоя. При этом непрерывно маневрировал, выставлял пассивные помехи, отражал воздушное нападение «противника» и совсем уже к вечеру успешно отстрелялся из носовой артустановки...

     На снимках:

     Командир ракетного катера гвардии
     капитан 3 ранга Алексей Кожевников.
     Ракетный катер в море.
     Работа на шпиле.
     Боцман гвардии мичман Олег Старков.
     Гвардии старшина 1 статьи
     Игорь Пархоменко.
     Борт к борту.
     Подготовка боезапаса к стрельбе.
     Огонь корабельной артиллерии.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex