на главную страницу

22 Мая 2008 года

Армия и общество

Четверг

Безопасность зависит от человека

Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда».



На прошедшей неделе состоялся региональный методический сбор по проблемам безопасности полетов и вопросам профилактики авиационных происшествий, организованный Службой безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. Более 160 представителей руководящего состава и специалистов органов безопасности полетов различных структур государственной авиации приняли участие в работе выездной конференции. Программа четырехдневных сборов включала не только анализ состояния безопасности полетов авиации за минувшее десятилетие, но и различные тренинги с участниками по профилактике и разбору авиационных происшествий.

     Аварийность в госавиации продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем государственного масштаба. Ежегодно ущерб от авиационных происшествий (АП) в среднем составляет более трех млрд. рублей. Только за 2008 год в авиации Вооруженных Сил произошло пять АП, потери от которых составили порядка 360 млн. рублей.
     - Последние 10 лет государственная авиация России выполняла свои задачи в очень сложных условиях, - отметил, открывая сборы, начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов. - В период с 1998 по 2007 год в государственной авиации Российской Федерации произошло 195 авиационных происшествий, из них 88 катастроф и 107 аварий. В авиации Вооруженных Сил за этот же период произошло 106 авиационных происшествий, из них 38 катастроф и 68 аварий.
     Серьезный резонанс в СМИ вызвала катастрофа штурмовика Су-25 Дальневосточного объединения ВВС и ПВО, произошедшая 20 марта 2008 г. Причиной катастрофы явилось поражение ведущего самолета неуправляемыми авиационными ракетами самолета ведомого при выполнении атаки наземных целей с пикирования. В процессе расследования было установлено, что ведущий ошибочно определил цель, приняв цель ведомого за свою из-за слабой контрастности элементов мишени на подстилающей поверхности полигона, и резко изменил траекторию движения самолета в сторону ведомого во время выполнения прицеливания и пуска ракет. Это и привело к выходу Су-25 ведущего на траекторию полета ракет ведомого к моменту их пуска. Гибель летчика произошла во время его катапультирования из неуправляемого штурмовика в условиях, не обеспечивающих безопасное аварийное покидание самолета. Как выяснилось позже, летчик, пилотировавший ведущий Су-25, и раньше выполнял такие действия в технике пилотирования, которые серьезно осложняли возможность для маневра ведомого. Однако материалы объективного контроля его предыдущих полетов не анализировались, что помогло бы предотвратить эту роковую ошибку. По словам представителя Службы безопасности полетов авиации ВС РФ полковника Сергея Дяденкова, игнорирование материалов объективного контроля или недостаточный их анализ зачастую приводит к тому, что многие ошибки летчиков в технике пилотирования остаются незамеченными вплоть до того момента, пока они не приведут к авиационным инцидентам.
     Несмотря на общее снижение количества катастроф в числе авиационных происшествий как в госавиации, так и в авиации Вооруженных Сил, начиная с 2004 года, общая картина аварийности продолжает оставаться неустойчивой. Именно поэтому, по словам начальника Службы безопасности полетов авиации ВС РФ, основные усилия в обеспечении безопасности полетов должны быть сосредоточены на профилактической деятельности руководящего состава.
     Наибольший урон от авиационных происшествий, по оценкам специалистов Службы безопасности полетов авиации ВС РФ, связан с гибелью людей, в особенности летного состава. За последние 10 лет в результате катастроф погибли более 200 человек, из них около 100 членов летных экипажей и более 100 пассажиров, среди которых несколько высших офицеров. В связи с этим, по словам представителей СБП авиации ВС РФ, снижается уровень учебно-боевой подготовки, боеготовности и боеспособности авиационных частей.
     - Прежде всего, гибель летного состава снижает укомплектованность авиации, подрывает моральный дух авиаторов. Кроме того, аварийность подрывает и третий важнейший компонент боевого потенциала - уровень боевого мастерства авиаторов, - отметил генерал-лейтенант Сергей Байнетов.
     В то же время в 2007 году впервые в авиационных происшествиях Вооруженные Силы не потеряли ни одного человека. Но это, скорее, исключение из правил, поскольку предпосылки к созданию такой ситуации начали складываться еще в начале 90-х годов. В чрезвычайных условиях руководящий состав авиации Вооруженных Сил был вынужден снижать сложность полетных заданий, исключить полеты по наиболее сложным видам боевой подготовки, распределять ограниченные лимиты топлива и другие средства, а также предоставлять возможность поддерживать натренированность наиболее подготовленным экипажам. Эти меры позволили избежать многих инцидентов и происшествий, предотвратить значительный рост аварийности. Однако уже сегодня последствия этих решений становятся все более ощутимыми с негативным оттенком. Низкий уровень натренированности даже у наиболее подготовленных авиаторов, большой разрыв между опытным и молодым летным составом, недостаточная социальная обеспеченность только стимулируют влияние «человеческого фактора» на аварийность в авиации Вооруженных Сил.
     За последние 10 лет наибольшее количество - 65% авиационных происшествий в авиации Вооруженных Сил произошло под влиянием человеческого фактора (нарушение личным составом организации, производства, управления или обеспечения полетов). Для сравнения, отказы авиационной техники всего в 25% случаев являются причиной авиационных происшествий. По другим причинам: воздействие внешних непрогнозируемых факторов, ухудшение самочувствия летчика и другое – всего 10%. Следует подчеркнуть, что половину авиационных происшествий вследствие ошибок и нарушений допустили экипажи под командованием летчиков 1-го класса. Более того, в 65% случаев, приведших к катастрофам, командирами экипажей были летчики-снайперы или летчики 1-го класса, занимавшие должности уровня командира авиационной эскадрильи и выше.
     В связи со столь значительным смещением причин АП в сторону человеческого фактора в системе «человек–машина–окружающая среда» мероприятия по предотвращению авиационных происшествий, по мнению Службы безопасности полетов авиации ВС РФ, должны быть главным образом ориентированы на «человека». Проще говоря, необходимы не только контроль и разбор полетов (что также немаловажно), но и внимание к летчику, к его подготовке, профессиональным и личностным качествам.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex