на главную страницу

22 Мая 2008 года

Армия и общество

Четверг

ВРАЧЕВАТЕЛЬ СТАЛЬНЫХ ПТИЦ

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



Говорят, судьба каждого человека предопределена. Только не дано нам знать ее заранее. Вот и генеральный директор 121-го авиационного ремонтного завода (АРЗ) Яков Каждан, выбравший еще в советские времена почетную и, казалось, стабильную профессию военного инженера, никак не мог представить себе, какие его ждут испытания после развала СССР. Забегая вперед, скажем, что их Яков Анатольевич с честью преодолел и приобрел уникальный опыт руководителя для выживания в условиях затяжного экономического кризиса.

     Окончив в 1980 году с отличием Даугавпилсское высшее военное авиационное училище, он был направлен в г. Вазиани (Грузинская ССР). За десять лет службы на 519-м АРЗ прошел путь от должности старшего инженера технического отдела до начальника завода. Вот тут-то и начались тернии...
     Начался развал союзного государства. Смутное было время. В Грузии стал расцветать национализм, виновниками всех немыслимых бед объявлялись русские, в том числе и представители Минобороны. На волне новых веяний появились желающие поживиться за счет продажи оборудования завода. Я. Каждан организовал и обеспечил вывоз имущества и авиационной техники и возвращение большинства сотрудников предприятия в Россию. Здесь ему за спасение техники могли только предложить должность с понижением...
     В 1997 году новое назначение - Дальний Восток и воинское звание - полковник. В 2000 году под его руководством создается Дальневосточный центр по ремонту авиационной техники. В него вошли 388-й (Спасск-Дальний), 322-й (Воздвиженка) и 153-й (Кневичи) авиационно-ремонтные заводы. Не от хорошей жизни прошло такое реформирование. Экономику, как говорится, так переводили на новые рыночные рельсы, что загнали ее в тупик. Объединение усилий позволило спасти от разорения заводы. На созданном предприятии ремонтировалась вся авиационная техника фронтовой авиации и РОСТО, дислоцированная на Урале и Дальнем Востоке.
     Через три года новое назначение - начальник 121-й АРЗ (Кубинка). Яков Анатольевич с благодарностью вспоминает своих предшественников - руководителей предприятия в различные годы, ветеранов завода за самоотверженный и творческий труд, направленный на развитие завода. Однако ему в новых реалиях, как и прежде, пришлось искать нестандартные решения для дальнейшего развития завода.
     Минобороны выбрало 121-й АРЗ исполнителем программы модернизации штурмовиков Су-25 в вариант Су-25СМ. Яков Каждан понимал: на имеющихся станках такую модернизацию в полном объеме выполнить нельзя. Была разработана программа поэтапного технологического переоснащения производства, оборудования. Конечно, и квалификацию персонала нужно было подтянуть до необходимого уровня.
     Стоит напомнить, что все это происходило во времена экономического кризиса, когда многие руководители, сетуя на объективные трудности, допустили развал своих предприятий. Яков Каждан сумел найти решения, создать команду, которая шаг за шагом делала завод конкурентоспособным. Начальник смог сохранить высокопрофессиональный коллектив и вывести его из кризиса.
     Прежде всего наладили взаимовыгодное сотрудничество и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ совместно с ЦИАМ, ВИАМ, НИИД, ГосНИИ ЭРАТ, МАТИ, МАИ, с предприятиями авиационной промышленности ФГУП «РСК «МиГ», ОКБ им. Сухого, НПК «Штурмовики Сухого», ФНПЦ «ММПП «Салют», ОАО «Уфимское МПО», ФГУП «Завод им. В.Я. Климова», ММП им. В.В. Чернышева, МПО им. И. Румянцева, ОАО «Красный Октябрь», НПО «Сатурн» и другими.
     Был взят стратегический курс на постоянное снижение себестоимости ремонта авиационной техники. В расчет брались не только модернизация «Грачей», но и выполнение работ в интересах Минобороны России по другой номенклатуре изделий. Например, именно с прицелом на будущее приобрели роботизированный комплекс и установку для газоплазменного напыления восстанавливаемых покрытий. Они позволяют проводить ремонт деталей самолетов и двигателей по самым современным технологиям. Если раньше изношенную дорогостоящую деталь приходилось утилизировать, то теперь ей в полном объеме возвращают все эксплуатационные характеристики. В первую очередь это касается деталей и узлов статора компрессора, турбины, камер сгорания и реактивных сопел. Впрочем, список новейшего по мировым стандартам оборудования 121-го АРЗ можно продолжать долго.
     Без преувеличения можно сказать - под руководством Якова Анатольевича на предприятии, реорганизованном в ОАО «121-й авиационный ремонтный завод», создано современное высокотехнологичное производство, внедрены уникальные технологические процессы, открывающие широкие перспективы модернизации, ремонта, восстановления деталей и узлов самолетов и двигателей. На АРЗ функционирует система менеджмента качества ремонтируемой авиационной техники, в том числе для гражданских воздушных судов. Возможности завода подтверждены соответствующими сертификатами, на выполнение всех видов работ получены необходимые лицензии и другие документы. Имеются экологический сертификат соответствия и лицензия на утилизацию авиационной техники.
     За период с 2003 года объем продукции, выпускаемой предприятием, увеличился более чем в два раза, проводится модернизация штурмовиков Су-25 в вариант СМ. Завод уверенно смотрит в будущее.
     От редакции. Сегодня генеральному директору ОАО «121-й авиационный ремонтный завод», заслуженному военному специалисту Российской Федерации, кавалеру ордена «За военные заслуги» Якову Каждану исполнилось 50 лет. Краснозвездовцы присоединяются к многочисленным поздравлениям в адрес юбиляра, желают ему здоровья, счастья и дальнейших успехов в труде на благо процветания России!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex