на главную страницу

23 Мая 2008 года

Страна и мир

Пятница

БЕЗ ДЕЙСТВЕННОЙ
ИНТЕГРАЦИИ НЕ ОБОЙТИСЬ

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



Сегодня в Минске на заседании Совета глав правительств стран Содружества Независимых Государств премьер-министры обсудят около двух десятков вопросов, касающихся сотрудничества в различных сферах. В частности, в ходе заседания будет рассмотрен процесс выполнения поручений Советов президентов и глав правительств СНГ по подготовке совместных комплексных мероприятий по повышению продовольственной безопасности в странах СНГ. В повестку заседания входит также обсуждение проектов Конвенции о приграничном сотрудничестве государств Содружества и Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, вопросов финансового и организационного сотрудничества в таможенной, гуманитарной и других областях.


     И все же главным, ради чего в белорусской столице собрались главы исполнительной власти государств Содружества, станет обсуждение хода работ по выработке проекта Стратегии экономического развития СНГ. Стратегия должна охватывать период до 2020 года, отражать этапность, приоритетные направления и механизмы реализации. В ней излагаются цели и задачи экономической интеграции, системообразующие аспекты сотрудничества, основные сферы взаимодействия в области экономики. Проект стратегии был в основном одобрен 16 мая на заседании специальной рабочей группы, которая приняла решение вынести его на рассмотрение Экономического совета СНГ 20 июня.
     
Экономика как зеркало прагматизма

     Не секрет, что сегодня экономическим локомотивом СНГ является Россия, играющая ключевую роль в решении задачи сохранения геополитической целостности Содружества в условиях значительного усиления конкуренции со стороны внерегиональных сил. И вряд ли кто-то попытается это оспорить. По предварительным данным, внешнеторговый оборот России со странами СНГ вырос по сравнению с предыдущим годом на 27,4 процента и составил 82,4 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 52,6 млрд. долл. (рост на 24,3 процента), импорт – 29,8 млрд. долл. (рост на 33,4 процента). При этом темпы роста торговых операций со странами Содружества были заметно выше, чем с другими странами мира.
     Сохранилась тенденция к постепенному увеличению доли стран СНГ в общем объеме внешней торговли России с 14,7 процента в 2006 году до 14,9 в 2007-м. Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ были Украина (доля в общем товарообороте со странами СНГ по итогам прошлого года – 36,0 процента), Белоруссия (32,6) и Казахстан (20,1).
     Структура российских закупок в странах СНГ также отражала взаимовыгодный характер экономик стран Содружества: на долю продукции машиностроения приходилось 31,9 процента, на металлопродукцию – 21,0, продовольственные товары – 14,4, продукцию химической промышленности – 10,2 процента.
     Немаловажно, что общий оборот взаимной торговли стран СНГ также возрос. За девять месяцев 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года он увеличился на 28,8 процента и составил 141,2 млрд. долл. При этом удельный вес взаимной торговли составил 24,1 процента (в аналогичном периоде 2006 года – 23 процента). Как и ранее, основными потребителями и поставщиками товаров на рынках стран СНГ оставались Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина, на долю которых приходилось 94 процента общего объема взаимной торговли.
     
Провальный список

     Вместе с тем глубина и степень развития отношений государств – участников СНГ в экономической сфере не достигла того уровня, который был определен в начале формирования Содружества. Первоначально заявленные в рамках СНГ задачи по созданию зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, единого экономического пространства, согласованное проведение экономической политики так и не были реализованы. В рамках Содружества не удалось достичь важнейшей цели: сформировать такую систему экономических отношений, которая устраивала бы все государства-участники. Прежде всего это касается завершения формирования зоны свободной торговли, основные принципы которой были определены подписанным странами СНГ 2 апреля 1994 года соответствующим Соглашением.
     Кроме того, несмотря на периодически предпринимаемые меры по реформированию СНГ и повышению его эффективности, степень развития отношений стран-участниц в экономической сфере значительно отстает от таких интеграционных объединений, как НАФТА, АСЕАН, АТЭС и других аналогичных структур. Сокращаются хозяйственные связи государств-участников, происходит их переориентация на третьи страны, уменьшаются объемы производства в отраслях промышленности с высокой степенью обработки, сворачиваются традиционные научные и научно-технические связи, увеличивается сырьевая направленность экспорта. И, как следствие, увеличивается зависимость государств от конъюнктуры мирового рынка, растет разрыв в их экономическом развитии, происходит инновационное отставание от других стран.
     Именно поэтому в Концепции дальнейшего развития СНГ зафиксировано, что основной целью Содружества является формирование в долгосрочной перспективе интеграционного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.
     
Приоритетные направления

     22 февраля в Москве состоялся неформальный саммит глав государств СНГ, в ходе которого из уст президентов звучали слова о необходимости сохранения и дальнейшего развития Содружества. При этом Владимир Путин подчеркнул, что интеграция в рамках СНГ необходима не только в силу востребованности сохранения исторический связей, но и потому, что от дальнейшего развития Содружества зависит будущее как нашей страны, так и партнеров по Содружеству. В этой связи в концепции отмечено, что ее приоритетная задача – выработка Стратегии экономического развития Содружества, механизма экономического сотрудничества государств-участников. При этом основная роль должна отводиться деятельности по следующим приоритетным направлениям:
     – завершение введения полномасштабного режима свободной торговли;
     – либерализация условий и дальнейшее развитие взаимной торговли;
     – разработка согласованной линии относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг;
     – развитие взаимодействия в области транспорта;
     – углубление сотрудничества в области энергетики;
     – многостороннее сотрудничество в области добычи, транспортировки и транзита углеводородов;
     – развитие производственных кооперационных связей между предприятиями;
     – развитие военно-экономического сотрудничества;
     – разработка и реализация крупных совместных инвестиционных проектов и т.д.
     Проект Стратегии экономического развития СНГ должен быть представлен главам государств до начала осени этого года.
     
В спорах рождается истина

     Несмотря на четко выраженную позицию концепции, споры вокруг будущего СНГ не утихают, что в свою очередь может свидетельствовать об отсутствии равнодушия к ее будущему со стороны как заинтересованных структур, так и скептиков. К примеру, генеральный секретарь Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ Михаил Кротов считает, что в отношениях со странами СНГ у России должен превалировать прагматический подход. Нельзя судить о степени экономической интеграции только по рынку товаров, игнорируя при этом положение на рынках труда и капиталов. Таможенный совет реально создается только для трех государств – России, Белоруссии и Казахстана. Киргизия как член ВТО с очень низкими таможенными пошлинами по определению не может быть членом ТС, а между Узбекистаном и Таджикистаном до сих пор существуют минные поля и оборванные линии электропередачи. В области рынка труда мигранты из Украины, Молдавии и Кавказа обладают большей привлекательностью и меньшей конфликтностью. В области роста рынка капиталов российско-белорусские отношения отстают не только от российско-украинских, но даже от российско-грузинских. Ожидаемое вступление России в ВТО приведет к тому, что несогласованные в рамках ЕврАзЭС 40 процентов таможенных тарифов нельзя будет согласовать на основе компромисса, так как РФ будет связана обязательствами по ВТО. С другой стороны, при вступлении в ВТО Казахстану и Белоруссии вряд ли удастся войти в данную структуру на условиях, предоставленных России. Поэтому сохранение и развитие зоны свободной торговли – реальная и главная задача России.
     При этом России необходимо определить свои приоритеты в отношениях не только со всеми членами СНГ, но и, возможно, в первую очередь со странами Содружества, входящими в такую организацию, как ГУАМ. Совершенно очевидно, что на ГУАМ делает ставку Запад и делает в расчете на доступ к углеводородным ресурсам Каспийского региона. Поэтому, даже учитывая важность транзитных возможностей Украины и Молдавии, их роль в организации все-таки второстепенна. Во главу угла здесь выходит Азербайджан. Вот именно с ним России и необходимо выстраивать свои взаимоотношения как с приоритетным партнером.
     Для интеграционных процессов в СНГ необходимо создать координационные советы национальных министерств экономики, финансов, транспорта, энергетики и т.д., а аппараты этих советов сделать составной частью Исполнительного комитета СНГ.
     Есть и противоположная точка зрения. Как считает директор института экономики РАН Руслан Гринберг, СНГ по-прежнему остается бракоразводной конторой и не является интеграционной группировкой. Мы находимся в остром противостоянии с другими игроками мировой политики и экономики, а страны СНГ, как в начале своего существования, так и в настоящее время, главным своим принципом участия в Содружестве считают только одно – максимум экономических выгод и минимум политических обязательств. Сегодня же выход из провальной политики на постсоветском пространстве только один – Россия должна выстроить инновационную политику, инициировать комплексную научно-техническую перестройку, упорядочить индустриальную политику и начать внедрять комплексную государственную поддержку всего этого комплекса, тогда и страны СНГ сами к ней потянутся.
     
Что делать?

     Вероятно, что при нынешнем разноуровневом состоянии экономик государств Содружества и разности их подходов к вопросам политической и экономической интеграции кто-то должен взвалить на себя груз ответственности и взять инициативу по политическому, экономическому и социальному прорыву СНГ в свои руки. Кто это может быть, сомневаться не приходится. В целях придания процессам интеграции со странами СНГ целевого и системного характера, укрепления позиций России на пространстве Содружества необходимо выработать долгосрочную программу развития экономических отношений РФ с этими государствами с учетом реалий сегодняшнего дня; определить систему приоритетов в развитии взаимосвязей как в целом со странами СНГ, так и в отношениях с каждым из них исходя из приоритетных направлений деятельности СНГ; рассматривать завершение создания зоны свободной торговли в качестве первого и основного этапа для перехода на более высокие формы экономической интеграции.
     Принимая во внимание, что многие страны СНГ в силу различных обстоятельств не в состоянии осуществить на современном этапе подобный переход (таможенный союз, общий рынок товаров, услуг, капитала и рабочей силы), необходимо обеспечивать проведение эффективной политики по достижению указанных форм интеграции в более узком составе. Например, в рамках формируемых с российским участием международных интеграционных структур (Союзное государство, ЕврАзЭС). В целях углубления и активизации процессов интеграции на пространстве СНГ необходимо подготовить и внести на обсуждение уставных органов содружества совместные межгосударственные программы сотрудничества, прежде всего в отраслях экономики, представляющих взаимный интерес, – нанотехнологии, авиастроение и космос, гражданское машиностроение, транспорт, энергетика (в том числе атомная), добыча и переработка углеводородов и минерального сырья.
     С учетом стратегических интересов России целесообразно продолжить работы по совершенствованию отношений в технологически взаимосвязанных отраслях экономики, в том числе в сфере производственной кооперации и специализации производств. Также необходимо оказывать содействие участию российских предпринимательских и банковских структур в приобретении, акционировании и приватизации промышленных и иных объектов на территории СНГ. Создать условия по привлечению капиталов стран СНГ в российскую экономику.
     Время показывает, что попытки государств – участников СНГ самостоятельного проникновения на западный рынок, установления экономических связей в надежде решить собственные проблемы путем интеграции в него оказались провальными. Было много слов, много обещаний со стороны США и Евросоюза, но практических действий за ними не последовало. Запад не пускает и вряд ли пустит страны СНГ на свой рынок, руководствуясь при этом собственными меркантильными интересами. А если и пустят, то только в качестве сырьевого или еще какого придатка. Никто из разумных на такую роль добровольно, естественно, не согласится. Поэтому только в рамках Содружества мы сможем создать условия для поднятия экономики, для исправления экономической ситуации в масштабах всего СНГ. Кроме нас самих, этого никто не сделает.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex