Интересы развития военно-исторической науки в нашей стране обуславливают важность совершенствования методологических подходов к ее изучению. В этой связи внимание привлекает недавно увидевшая свет монография, посвященная важнейшим методологическим проблемам исследования и преподавания военно-исторических дисциплин в высших военно-учебных заведениях (Современные методологические проблемы военной истории в системе военного образования / Под общ. ред. генерал-майора С.А. Тюшкевича и генерал-лейтенанта P.M. Тимошева. – М.: Военный университет, 2008).
Эта книга стала итогом многолетней работы группы военных историков. В ее основу положены лекции, прочитанные в Институте военной истории Министерства обороны, военных вузах, а также труды «Философия и военная история» (М., 1979), «Опыт и уроки отечественной военной истории» (М., 1994). В подготовке издания авторский коллектив опирался на помощь профессорско-преподавательского состава кафедры философии и религиоведения и кафедры истории войн и военного искусства Военного университета.
Особое место авторы обоснованно отводят анализу методологических проблем истории Великой Отечественной войны. И здесь трудно не согласиться с выводами авторов о том, что история минувшей войны продолжает оказывать активное воздействие на разум и чувства многих миллионов людей, помогает определять свое отношение к процессам современности. А изучение этой истории должно быть востребовано не только как дань памяти о прошлом, но и как особый ресурс выживания российского общества и его успешного развития.
Авторы оправданно уделили значительное внимание рекомендациям по использованию военно-исторических знаний в военно-патриотическом воспитании и подчеркнули роль средств массовой информации в их пропаганде.
На наш взгляд, заслуживают особого внимания размышления авторов на тему альтернативных взглядов на военную историю и по проблеме истинности исторических знаний. Известно, что нынешний этап развития исторической науки, характеризующийся переосмыслением событий прошлого, включением в научный оборот новых, ранее неизвестных документов, предъявляет повышенные требования к определению форм, методов и средств в разоблачении ложных представлений. Предложенная авторами методика разоблачения фальсификаций военной истории, возможно, не во всем совершенна, но все же вооружает читателя определенными знаниями и навыками критической оценки исторического материала.
Особенность данного труда состоит и в том, что он удачно, по нашему мнению, сочетает в себе черты научного исследования и учебного пособия по базовым проблемам военной истории. В конце каждой главы читателю предлагаются вопросы для самоконтроля, список использованной литературы, а в приложении имеется краткий словарь основных терминов.
Несмотря на сложность рассматриваемых проблем, книга читается с интересом, подкупает искренностью и четкой позицией авторов, их знанием дела, глубокой заинтересованностью судьбами Отечества.
В первую очередь этот труд, конечно, предназначен для военных кадров, для которых военно-историческая наука является фундаментом широкого военного кругозора. И, видимо, не случайно авторы книги поместили в ней в качестве одного из приложений статью замечательного военного мыслителя А.А. Свечина «Изучение военной истории», рассматривавшего эту науку как почву, на которой «рождаются опорные точки нашего военного мышления».