на главную страницу

28 Мая 2008 года

Тема номера

Среда

Москва и Пекин просигналили Западу

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



     Куда в первую очередь отправится новый глава государства (правительства), кому из зарубежных коллег отдаст предпочтение - этот момент всегда живо комментируется прессой. И, конечно, не зря. Первая зарубежная поездка вступившего в должность первого лица страны уже сама по себе, без всяких официальных заявлений и даже без прозрачных намеков указывает на приоритет во внешней политике.
     Да, на текущий исторический момент для России нет более важной задачи в сфере дипломатии, чем закрепить свои отношения с восточными соседями. В том числе на высшем уровне личного общения, имея в виду огромную роль доверительных связей, которые порой успешно соперничают с политической целесообразностью.
     Полетев в Казахстан и далее в Китай, Дмитрий Медведев дал ясно понять, что высоко ценит неформальные отношения, заведенные его предшественником с руководителями этих двух государств. И что он намерен внести свой личный вклад в упрочение этих связей. Очень важно, что и Нурсултан Назарбаев, и Ху Цзиньтао, со своей стороны, продемонстрировали дружественные встречные устремления. В результате получился достаточно внятный общий сигнал Западу о том, что тенденция к расширению и углублению взаимодействия по линии Москва - Астана - Пекин благоприятна как никогда в последние годы.
     Не станем сильно преувеличивать значение этого факта, понимая, что политические стратегии наших восточных соседей имеют в своих основах и другие важные векторы. Это нормально. Современная российская дипломатия ведь тоже не лыком шита, ни одно из направлений она не абсолютизирует. Тем не менее азиатский акцент в российской политике сейчас представляется своевременным и практичным.
     Речь, конечно, идет в первую очередь о геополитике, о взаимном стремлении трех стран усилить коллективное влияние на процессы, происходящие в мире и конкретно в Азиатском регионе. Это стремление обоснованно со всех сторон - и географически, и исторически, и экономически. То есть оно естественно. И поэтому сильно прозвучал в выступлении Медведева на пресс-конференции во время китайской части визита тот момент, где он сказал о необходимости превратить Шанхайскую организацию сотрудничества в реально действующую систему энергетического и торгово-экономического партнерства.
     Президент России, кроме того, подчеркнул, что давно назрела необходимость реформирования Организации Объединенных Наций, которая значительно потеряла в прежнем политическом весе и слабо реагирует на самые острые мировые события и факты. Если точнее, она реагирует, но не так, как того требуют интересы международного сообщества в целом.
     В Пекине обеспокоенность Москвы понимают и разделяют. Более того, по важным международным вопросам две столицы часто выступают в роли союзников, противопоставляя свои позиции позициям США и их союзников. Как известно, Россия и Китай осудили провозглашение независимости Косово, подвергли критике развертывание в Восточной Европе американского противоракетного щита, изложили весьма схожие предложения по урегулированию иранского ядерного кризиса. Частые двусторонние визиты две страны дополнили совместными военными учениями.
     Выступая перед студентами и преподавателями Пекинского университета, Медведев, в частности, сказал: «Российско-китайское взаимодействие сегодня превратилось в ключевой фактор международной безопасности, тот фактор, без которого невозможно принятие основных решений в рамках международного сотрудничества. Я могу вам сказать откровенно, что, может быть, не всем даже нравится такого рода стратегическое взаимодействие, которое существует между нашими странами. Но мы понимаем, что это взаимодействие в интересах наших народов, и мы будем его всячески укреплять, нравится это кому-то или нет».
     Кто-то из западных наблюдателей нашел в этих словах Медведева «агрессивный» подтекст. Кто-то распознал новую попытку «асимметричного ответа» на действия США. Мы же не будем искать эффектных выражений, а просто отметим, что политический диалог между Москвой и Пекином развивается поступательно и приводит к более зрелым отношениям партнерства.
     Можно ли аналогичным образом оценить российско-китайское экономическое сотрудничество? Видимо, пока нет. Во всяком случае, авторитеты в данной части придерживаются довольно сдержанных суждений. Да ведь и цифирь в этом плане красноречива. В прошлом году товарооборот между Россией и Китаем не достиг и 50 миллиардов долларов. Для масштабов таких держав это, как говорят, не выше плинтуса. Для сравнения: торговля Китая с Южной Кореей вчетверо живее, с Соединенными Штатами - вшестеро объемнее!
     Отсюда, собственно, и задачи вытекают: осуществить качественный прорыв. Сделать это невозможно без заключения долгосрочных соглашений, которые, в свою очередь, требуют реальных оснований, материальных стимулов. Разговорами о дружбе можно лишь посодействовать прорывным направлениям в коммерции и кооперации, однако, увы, не за ними последнее слово. Тем более, если мы имеем дело с прагматиками-китайцами.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex