на главную страницу

28 Мая 2008 года

Армия и общество

Среда

Надежные крылья ВТА

В канун 77-летия военно-транспортной авиации на вопросы «Красной звезды» отвечает командующий 61-й воздушной армией Верховного главного командования (ВТА) генерал-лейтенант Виктор КАЧАЛКИН

Беседу вел Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



     

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Виктор Тимофеевич Качалкин родился в 1963 г. в Ростовской области. В 1984 г. окончил Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков. В 1987-м принимал участие в боевых действиях на территории Анголы. В 1993-м окончил командный факультет ВВА им. Ю.А. Гагарина. В 1997-м назначен командиром военно-транспортного авиационного полка. После окончания в 2003 г. Военной академии Генерального штаба ВС РФ был назначен заместителем командира соединения и в том же году возглавил его. В 2005 г. стал заместителем командующего Военно-транспортной авиацией. Указом Президента РФ 22 февраля 2007 г. назначен командующим 61-й ВА ВГК (ВТА). Заслуженный военный летчик. Освоил три типа военно-транспортных самолетов (Ан-24, Ил-76МД и Ан-124), а также Л-29. Общий налет на всех типах самолетов - около 4.000 часов.
     

     - Виктор Тимофеевич, 1 июня Военно-транспортной авиации исполняется 77 лет. Дата хоть и не юбилейная, но символическая. Все-таки семерка, как принять считать, - цифра счастливая. А тут их сразу две...
     - 61-я воздушная армия встречает свой праздник значительным ростом показателей в боевой подготовке. В этом году за первый период обучения мы провели три полковых летно-тактических учения. Осталось провести несколько таких же учений, которые будут выполняться с учетом практических задач по перевозке грузов или десантированию личного состава ВДВ.
     Практически втрое - до 35 часов - увеличился налет летчиков ВТА. Тогда как в минувшие годы он составлял всего 10-12 часов. Прежде всего это следствие того, что коренным образом изменилась ситуация с топливом. Изменилась в лучшую сторону. В этом году мы получили топлива в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2007 года. Поэтому и летаем. Практически еженедельно каждый авиационный полк летает минимум по две летные смены. Между тем в недалеком прошлом это могла быть только одна летная смена в месяц. Но до оптимальных показателей еще далеко. В год у каждого летчика должно быть не менее 150 часов налета. Многое, конечно, зависит от исправности авиационной техники, и здесь нам тоже есть над чем работать.
     Основная задача сейчас - подготовка молодых летчиков. В авиационных частях этому уделяется особое внимание. Недавно прошли сборы с молодым летным составом в дивизиях и отдельных полках. На сегодня практически все полки восстановлены к полетам в боевых порядках днем и ночью, чего мы не делали уже длительное время.
     Большое внимание уделяем подготовке летного состава еще с курсантской скамьи. Например, в этом году стажировку в соединениях и частях ВТА проходят 34 курсанта из Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков. Мы провели с ними теоретические занятия на базе учебного центра в Иванове, приняли зачеты, провели тестирование и определили тем самым своеобразный рейтинг выпускников училища, которых можно принять в свои ряды. Среди них есть очень хорошо подготовленные в теоретическом плане. Но достаточно и тех, кто еще слабоват. В целом их подготовка - как теоретическая, так и практическая - оставляет желать лучшего. Отчасти, конечно, это обусловлено тем, что в период обучения на них не хватало топлива, летного ресурса. Поэтому офицерская служба для таких выпускников также начнется с ивановского учебного центра. Затем мы отправим их по частям, где они получат надлежащую летную практику. Все просто: увеличилось количество топлива - значит, нужно готовить молодой летный состав. Сегодня это основной наш приоритет. Не считая, разумеется, поддержания боевой готовности подготовленного летного состава.
     - С молодежью работа идет, и это хорошо. Но не готовите ли вы кадры для гражданской авиации? Летчиков там катастрофически не хватает, и их, насколько мне известно, переманивают любыми способами, сулят большие заработки...
     - Проблема такая действительно существует. К сожалению, в свое время, когда происходили массовые сокращения не только в Военно-транспортной авиации, но и в целом в Вооруженных Силах, мы потеряли большое количество летчиков. Без работы они не остались - перешли в гражданский флот, в авиацию МЧС, Внутренних войск и спокойно продолжают там летную деятельность. Определенный отток кадров налицо и сегодня. Но он намного уменьшился. Опытных летчиков мы стараемся никому не отдавать.
     Гораздо больше нас беспокоит сегодня отток инженерно-технического состава. Как известно, самолет не может полететь без подготовки на земле. А готовит его инженерно-технический состав. На сегодняшний день сложился большой дисбаланс между денежным содержанием летчика и техника. Мы предлагаем отрегулировать его, чтобы каким-то образом поднять денежное содержание инженерно-технического состава. Труд людей надо стимулировать, формировать у них мотивацию к дальнейшей службе. Это наше предложение поддержано главнокомандующим ВВС и, надеюсь, в ближайшее время воплотится в жизнь.
     - Стимулирование должно касаться и летчиков. Сколько, по вашему мнению, должен получать летчик ВТА, чтобы, образно говоря, не посматривать на сторону?
     - Думаю, командир корабля должен получать порядка 50 тысяч рублей. Не хочу утверждать, что этого достаточно. Потому что потребности людей растут. Человек и общество развиваются, меняются жизненные стандарты. Процесс этот не может не затрагивать военнослужащих и членов их семей. К сожалению, растет и инфляция. Никуда мы от этого не денемся, потому как сказываются законы макроэкономики.
     - Каково сейчас состояние авиационной техники в ВТА? Какие проблемы волнуют вас, как командующего, в плане технического обеспечения?
     - Основные типы самолетов, которые находятся на вооружении ВТА, - Ил-76, Ан-124 и Ан-22. По Ил-76 проблемных вопросов в общем-то хватает, но мы обеспечиваем исправность данного парка самолетов на требуемом уровне. С Ан-124 самое тяжелое положение. Хотелось бы, чтобы оно выправлялось в лучшую сторону. Но не все зависит от нас. По крайней мере, много проблем вызвано тем, что самолет разрабатывался в одном государстве, а эксплуатируется в другом. Я имею в виду Россию и Украину.
     Надо понимать, что техника в ВТА сама по себе очень дорогостоящая. А размеры гособоронзаказа не настолько большие, чтобы полностью обеспечить наши потребности. Последние поставки воздушных судов были в 1992 году. Но я не хочу сказать, что техника у нас старая. Практически вся она третьего поколения, в хорошем состоянии. И прослужит еще минимум лет 25-30. Кроме того, мы идем сейчас по пути глубокой модернизации парка самолетов Ил-76 и Ан-124. Планер у них прекрасный, важно обновлять авионику и, по возможности, двигатель.
     - Насколько востребован сегодня тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан»? Каковы его перспективы?
     - Ан-124 пришел на вооружение в Военно-транспортную авиацию в 1987 году. Тогда стали поступать первые самолеты, и летный состав начал на них переучиваться. «Руслан» на сегодняшний день очень востребован. Это самый большой в мире военно-транспортный самолет. Ан-124 может перевозить практически любую технику и вооружение, имеющиеся в наших Вооруженных Силах. Он способен доставить их в любую точку страны за минимальное время. Поэтому потребность в нем, безусловно, есть. Пусть наши Вооруженные Силы стали поменьше, но Россия как была, так и осталась по территории огромной. Ресурсы, которые необходимо защищать, у нас тоже велики. Соответственно, есть необходимость постоянно осуществлять переброску воинских группировок из одного региона в другой. И «Руслан» здесь незаменим.
     - А что вы можете сказать о совместном российско-украинском проекте военно-транспортного самолета Ан-70?
     - Самолет этот тоже востребован. И крест на нем ставить нельзя. Если комплекс недостатков, который был предъявлен конструкторам на этапе испытаний, будет устранен, думаю, самолет этот имеет будущее. На авиасалоне «МАКС-2007» мы встречались с генеральным конструктором КБ Антонова Дмитрием Семеновичем Кивой. Непосредственно говорили об этом самолете, о самолетах Ан-124 и Ан-22. Есть понимание того, что они нужны и востребованы и в России, и на Украине. Соответственно, конструкторы работают над устранением выявленных недостатков.
     - Что делается в ВТА в плане предупреждения летных происшествий?
     - На протяжении 77 лет основными приоритетами для нас были и остаются выполнение полученных задач в установленные сроки и качественно при максимальном соблюдении мер безопасности как на земле, так и в воздухе. Фактически это система, которая включает в себя ряд направлений, связанных с воспитанием и подготовкой специалистов Военно-транспортной авиации; подготовкой авиационной техники и грамотной ее эксплуатацией на земле и в воздухе; умением действовать в особых случаях в полете; содержанием аэродромов, запасов материальных средств, радио- и светотехнического оборудования в эксплуатационном состоянии. И эта система сегодня работает.
     - Одно из основных предназначений Военно-транспортной авиации - десантирование войск. Причем десантники хотят чаще прыгать не с Ан-2, а с Ил-76. Раньше это было большой проблемой. Но в недавнем интервью «Красной звезде» заместитель командующего ВДВ по воздушно-десантной подготовке генерал-майор Вячеслав Борисов отметил, что с вашим приходом на пост командующего вопрос увеличения количества прыжков с Ил-76 стал решаться лучше и проще. По его словам, вы используете все возможности для обучения своих экипажей, а параллельно помогаете десантникам больше прыгать с «76-го». Выходит, на прыжки топлива не жалеете?
     - В прошлом году «голубые береты» впервые за долгие годы выполнили план по прыжкам с самолета Ил-76. Это о чем-то говорит. И дело здесь не в том, что теперь мы не жалеем топлива для десантников. Просто топливо это есть! Кроме того, вместе с Воздушно-десантными войсками мы действительно и свой летный состав готовим. Когда летчик научился летать в районе аэродрома, по кругу, научился выполнять взлет и посадку, его необходимо выводить на маршруты, на десантирование. Особенно развито это в Пскове, где сегодня дислоцируются 76-я дивизия ВДВ и полк ВТА. Командиры авиационных частей и летчики, кстати, заинтересованы в этом не меньше десантников. Ведь одно дело выполнить десантирование тактически, без десанта, и совершенно другое - с практической выброской. Такое соседство только на пользу. Хотя на оптимальные параметры, повторяю, мы еще не вышли. Топлива все-таки требуется больше. Так что перспектива для дальнейшего роста есть.
     - Помогают ли решать вопросы боевой подготовки коммерческие перевозки, которые практикуются в ВТА?
     - Военно-транспортная авиация уже давно решает не только широкий круг задач по предназначению, но и задачи по перевозке народнохозяйственных грузов на платной основе. Благодаря этому в былые годы мы и продержались. Прежде всего удалось удержать подготовленный летный состав. Люди не разбежались, потому что летали. А параллельно готовили на топливе заказчика молодежь. Впрочем, это до сих пор помогает нам готовить экипажи к полетам на большие расстояния и по международным воздушным линиям, и внутри страны. Могу сказать, что сегодня доля топлива, используемого в коммерческих целях, составляет где-то 20 процентов. Заработанные средства также используются на поддержание авиапарка в боеготовом состоянии. Хочу особо подчеркнуть, что коммерческие рейсы делаются не в ущерб выполнению задач по предназначению. Ведь объединение наше, кроме всего прочего, выполняет задачи по обеспечению визитов первых лиц государства.
     - Изменилось ли что-то в последнее время в плане перевозки призывников?
     - Мы решаем эту задачу во время весеннего и осеннего призыва. Из тех районов, где нет железных дорог, где затруднено автомобильное сообщение, молодое пополнение перевозят самолетами ВТА. В прошлые годы было порядка 50 таких самолето-вылетов. В этом году их спланировано более 60. К выполнению этой задачи мы приступили с середины мая и будем выполнять ее вплоть до 1 июля. Для перевозки молодого пополнения подбираются лучшие экипажи Военно-транспортной авиации, на всех аэродромах взлета и посадки оборудованы места для отдыха молодых военнослужащих, организованы горячее питание и медицинское обслуживание.
     - Давайте перейдем к социальным вопросам. Сколько сейчас бесквартирных среди военнослужащих ВТА?
     - На сегодняшний день в частях ВТА насчитывается 2.885 бесквартирных. Наиболее проблемные в этом плане гарнизоны - Тверь, Оренбург, Иваново, Смоленск. В этом году мы заложили 6 домов. Конечно, это немного, но уже что-то. Сейчас идет разработка проектно-сметной документации по строительству жилого дома в Смоленске. Большое количество бесквартирных в Москве, в управлении командующего ВТА. Чтобы как-то снизить остроту проблемы, сейчас мы проводим реконструкцию семейного общежития в подмосковном поселке Медвежьи Озера. Для того, чтобы обеспечить офицеров служебным жильем. Но скоро у них будет и собственное жилье. Ситуация в этом плане меняется. Довольно-таки большие средства поступают на капитальное строительство. Немаловажно и то, что армия на сегодняшний день остается одной из тех немногих госструктур, где еще можно получить крышу над головой. А когда человек обеспечен жильем, ему и служба в радость. Вот почему президентская программа «15+15», которая успешно реализована в пяти регионах Российской Федерации, должна распространиться и на другие гарнизоны.
     - Виктор Тимофеевич, что вы пожелаете труженикам неба в канун праздника?
     - Во-первых, хочу поблагодарить весь личный состав Военно-транспортной авиации. Поблагодарить за ту каждодневную работу, которую выполняет летный и инженерно-технический состав, специалисты тыла и связи. Слова благодарности мне хотелось бы адресовать своему заместителю по инженерно-авиационной службе генерал-майору Ю.В. Сидорову. В Военно-транспортной авиации он служит практически всю жизнь и все задачи решает образцово. Хотел бы отметить также командира авиационного полка полковника Н.Е. Краснокутского, командира отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения подполковника Р.И. Пипия, командира батальона связи подполковника Г.Н. Егорова, многих и многих летчиков, штурманов.
     Мы работаем и служим в непростых условиях. Но тот круг задач, который стоит перед ВТА, решался, решается и будет решаться всегда. Желаю всему личному составу здоровья, семейного благополучия. Чтобы решение социальных проблем, стоящих перед нами, получило наконец заметный качественный сдвиг. Чтобы проблем этих стало меньше.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex