на главную страницу

28 Мая 2008 года

Армия и общество

Среда

Семеро по лавкам

Елена КОЛОСЕНЦЕВА, «Красная звезда».



Когда рядовой Александр Наумов в 1983 году охранял под палящим солнцем Баграмский аэродром, то не догадывался, что через 6 лет у него появится дочка, затем еще одна. А к 2007 году детей в семье Наумова станет семеро.

     Проработав всего год после окончания школы, Саша Наумов был призван в подмосковном Ногинске на срочную службу, местом которой стал Афганистан.
     - Перед отправкой нас ни к чему не готовили. Среди новобранцев были и такие, кто ни разу не держал в руках оружия. Мне повезло, что я не пропускал занятия по военной подготовке в школе. Правда, даже не предполагал, что советы преподавателя начальной военной подготовки так пригодятся в будущем, - говорит, вспоминая недалекое прошлое, Александр.
     Он не любит рассказывать о своей службе в Афганистане, хотя для него она очень важна. Наумов ежегодно принимает участие в памятных мероприятиях, связанных с той войной, которые проводит в Ногинске местное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». Ну а его дети об армейских буднях отца кое-что узнают от матери, кое-что видят по фотографиям, сделанным Александром «за речкой» на купленный вскладчину сослуживцами фотоаппарат. Лишь изредка в кругу семьи он говорит о прошлом. Например, о том, что тогда, в начале 1980-х, не задумывался ни о семейной жизни, ни о карьере.
     Но война расставила акценты в его жизни по-своему. Вернувшись с нее в 22 года, Александр задумался о своем будущем: работая, одновременно учился заочно в одном из московских вузов. Вскоре женился, а в 1889 году у него появился первенец. Малышку назвали Антониной. Сейчас Антонина Наумова, старшая дочь ветерана афганской войны, учится на переводчика.
     Следом за Антониной на свет появились Дарья, Михаил, Екатерина, Павел, Анастасия и Тимофей.
     Стандартный вопрос, который задают, рассчитывая поздравить главу семейства с получением сертификата на 250 тысяч рублей: «Сколько месяцев младшему?»
     Оказывается, Тимофею исполнится годик в грядущем декабре. А разговоры о сертификате и других каких-либо материальных причинах появления в семье такого количества детей, которые иногда заводят окружающие семейство люди, для Александра и Татьяны оскорбительны. По сути дела и каких-то материальных выгод у семьи нет. Максимум - меньше платят за художественную школу, куда ходят большинство ребятишек из их семьи.
     - В молодости я, разумеется, не планировал столько детей. После третьего меня начали спрашивать: «Планируете ли еще пополнить семейство?» Я не мог ничего ответить. Как жизнь сложится... Вот и сейчас не могу сказать, что седьмой - последний, - признался Александр с улыбкой.
     Кстати, по его словам, он не рекордсмен-отец даже в собственном Ногинске. Когда ставил отметку в паспортном столе о новорожденном Тимофее, старушка-регистраторша заметила: «У меня вчера один мужчина восьмого вписывал».
     У самого Александра свободных граф в паспорте на странице «Дети» осталось всего три, а у Татьяны вообще нет уже места: слишком размашисто регистраторы вписывали имена детей, вероятно, не рассчитывая, что будет продолжение...
     Для Александра и Татьяны самое обидное - это видеть порой непонимание или, еще хуже, неодобрение со стороны окружающих. По мнению счастливых родителей, в стереотипном мышлении россиян между многодетной и неблагополучной семьей ставят знак равенства. Однажды сынишка спросил Татьяну, почему одноклассник, повторяя, видимо, слова своего отца, назвал их сумасшедшими. Пришлось маме как-то объяснять то, что, в общем-то, объяснить непросто.
     Действительно, семерых детей трудно воспитать и поднять на ноги. Но сейчас, по мнению Александра, это делать легче. В их семье самые трудные времена были, когда родилась Дарья, вторая дочка:
     - Тот период пришелся на 1993 - 1994 года. Ситуация была очень тяжелой. Было даже жутко от неизвестности, которая нас ждала. Я работал в двух местах одновременно, а получал все равно копейки. Так что вдевятером сегодня мы живем лучше, чем вчетвером тогда.
     Их семья традиционна: жена - домохозяйка, муж - постоянно на работе, в строительной организации, так что получает сейчас неплохо. «Зачем нам детский сад? У нас есть свой!» - смеется Наумов. Сейчас в их домашнем «детском саду» только двое, остальные учатся. Кто-то на переводчика, кто-то на бухгалтера, а кто-то еще в школе. Александр не перечит детям в выборе будущей профессии. Сказал, что рад любому их самостоятельному решению. Тогда я поинтересовалась, как он смотрит на то, что кто-то из его трех сыновей выберет армию. Вспомнив срочную службу, особенно свою и других новобранцев первоначальную неподготовленность к службе в «горячей точке», Александр ответил так:
     - Я отдаю предпочтения профессиональной армии, где каждый военнослужащий подготовлен и способен себя проявить именно в этом деле. Если сыновья когда-нибудь выберут путь военной службы по контракту, я соглашусь с их решением.
     На снимке: семья «афганца» рядового запаса Александра НАУМОВА (без старшей дочери Антонины, которая делала этот снимок).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex