на главную страницу

29 Мая 2008 года

Армия и общество

Четверг

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАССАХ ПОД КОНТРОЛЕМ

Василий ФАТИГАРОВ.
Фото автора.




     Сегодня, в День военного автомобилиста, невозможно не вспомнить добрым словом Военную автомобильную инспекцию Минобороны России, которая уже стала значимой структурой исполнительной власти страны, призванной обеспечивать безопасность дорожного движения при эксплуатации армейского транспорта. В составе инспекции опытнейшие профессионалы, превосходно разбирающиеся в сути нарушений и их причинах.
     Военная автомобильная инспекция (ВАИ) де факто родилась в начале Первой мировой войны. И первым историческим документом, который можно отнести к деятельности ВАИ, является «приказ по войскам Петроградского военного округа на театр военных действий от 4 сентября 1914 года».10 июня 1920 года В.И. Ленин подписал Декрет СНК РСФСР «Об автодвижении по г.Москве и ее окрестностям (правила)». Данный нормативный акт содержал требования к автомашинам и водителям, устанавливал предельные скорости движения автомобилей и мотоциклов, определял круг лиц, которые должны были нести ответственность за нарушение правил автодвижения. Юридически же годом основания ВАИ считается 1942-й. Для того чтобы исключить «местнический» подход при эксплуатации военной техники и транспорта и заставить всех должностных лиц работать только «на победу», приказом по Главному управлению автомобильной и дорожной службы Красной Армии от 26 августа 1942 года была проведена реорганизация. Приказ предписывал «отделы военно-автомобильных дорог, дорожно-комендантской службы и инспекторский слить в один отдел военной автоинспекции и военно-автомобильных дорог». В 1997 году была сформирована ВАИ Министерства обороны Российской Федерации, которая является структурным подразделением Главного автобронетанкового управления министерства.
     ВАИ до марта позапрошлого года состояло из ведомственных, разрозненных по подчиненности и различных по составу подразделений, к тому же не имеющих единого ствола подчиненности и руководства ими. Общая численность всех военных автомобильных инспекций в Вооруженных Силах Российской Федерации была около 500 человек, из которых 20% относились к численности подразделений технического обеспечения; 46,4% – к численности подразделений охраны и обслуживания органов управления; 33,6% – к численности комендантских служб. Отсутствовали штатные структурные подразделения ВАИ низшего звена - штатные ВАИ гарнизонов. Старшие инспекторы ВАИ гарнизонов входили в состав военных комендатур, при этом ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения на военных комендантов не возлагалась. Как правило, при очередном сокращении военные комендатуры переводились на более низкий разряд и должности старших инспекторов сокращались в первую очередь. Только в 2005 году было сокращено более 60 должностей старших инспекторов. Это привело к тому, что в гарнизонах работать стало практически некому. Такая разобщенность негативно сказывалась на работе ВАИ, а главное, на обстановке, складывающейся на дорогах страны с участием транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации. Для создания в Вооруженных Силах Российской Федерации эффективной системы обеспечения безопасности дорожного движения, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, министром обороны Российской Федерации и начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации было принято решение в пределах существующей штатной численности ВАИ создать структуру ВАИ Вооруженных Сил Российской Федерации, включающую ВАИ Министерства обороны Российской Федерации, 9 региональных ВАИ и 83 территориальных ВАИ как структурных подразделений ВАИ Вооруженных Сил, организующих свою работу по территориальному принципу.
     Организованная работа в рамках созданной системы позволит, по мнению начальника ВАИ Минобороны полковника Виталия Коха, сократить уровень аварийности и тяжесть последствий ДТП в Вооруженных Силах в течение 5 - 7 лет на 15 - 20%. Кстати, сегодня это уже видно на деле и сомнению не подлежит. Мы давно лелеем мечту о создании автоматизированной информационной системы военной автомобильной инспекции (АИС ВАИ), предназначенной для обеспечения работы иерархической интегрированной информационной сети, говорит Виталий Викторович. АИС ВАИ смогла бы обеспечить технологическое сопряжение банков данных военных округов (флотов) о зарегистрированных транспортных средствах воинских частей, дислоцированных на территории этих округов; создать единую систему учета и анализа ДТП, проведенных государственных технических осмотров транспортных средств; систему учета спецпродукции. Представьте себе инспектора на отдаленном посту ВАИ, способного проверить любое транспортное средство по коммуникатору, имеющему доступ в режиме «онлайн» к единой базе данных зарегистрированных транспортных средств. Но пока это мечты...
     В настоящий момент автоматизированной информационной системы ВАИ не имеет, в создании ее необходимо задействовать управление начальника связи Вооруженных Сил и другие Главные управления Министерства обороны. Руководители ВАИ надеются в этом плане на более конструктивное сотрудничество с Российским союзом автостраховщиков (РСА).
     Но не так уж плохо обеспечено ВАИ технически, даже по сравнению с ГИБДД. Во время совместного рейда в Москве сотрудников ВАИ, ГИБДД и наших корреспондентов пришлось услышать оценки «ваишной» обеспеченности из уст «гибдэдэшных» инспекторов с оттенком зависти. Техники, конечно, меньше, но в каждой машине ВАИ есть все необходимое, вплоть до прибора, измеряющего светопропускание стекол. Начальник отделения дорожно-патрульной службы 100-й региональной (московской) ВАИ майор Валентин Ткаченко отвечает за работу на территории Северного округа столицы и вплотную взаимодействует с ОГИБДД УВД по САО, возглавляемым подполковником милиции (кстати, бывшим военным летчиком-истребителем) Евгением Бирюковым. Северный округ – округ во взаимодействии этих структур непростой, здесь и Ходынка, где перед парадом собирается военная техника, и Центральный спортивный клуб армии. Но в «сотке» сложностей не боятся, их успешно преодолевают опять же в тесном сотрудничестве с ГИБДД. В этом году у московской ВАИ юбилей, полвека контролируют военный автотранспорт ее сотрудники.

     На снимке: майор Валентин ТКАЧЕНКО проверяет документы у водителя военного автомобиля Антонины МУРАШЕВОЙ, безаварийно отработавшей в Минобороны 41 год, начинавшей еще на легендарных ЗИМах.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex