на главную страницу

29 Мая 2008 года

Страна и мир

Четверг

АРКТИКА: НОВОЕ ПОЛЕ БИТВЫ

Владимир КУЗАРЬ, «Красная звезда».



На Аляске завершились крупные общевойсковые учения вооруженных сил США. В 12-дневных маневрах под кодовым наименованием «Северный край-2008» принимали участие почти 5 тысяч военнослужащих всех родов войск, а также береговой охраны и национальной гвардии, свыше 120 самолетов, включая новейшие истребители F-22А «Рэптор», стратегические бомбардировщики B-52, самолеты-дозаправщики и самолеты-разведчики, а также бовые корабли и вспомогательные суда. По словам официального представителя Северного командования вооруженных сил США майора Джеффа Фи, учения проводились с целью подготовки военнослужащих к выполнению реальных боевых задач, в том числе быстрому реагированию на кризисы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Многие наблюдатели считают, что проведение маневров «Северный край-2008» связано также с обострением борьбы за Арктику.


     Вокруг сурового Северного Ледовитого океана всегда кипели бурные страсти. В годы «холодной войны» под его льдами между СССР и США шло острое соперничество за превосходство, которое позволило бы одной из сверхдержав достичь победы над другой в любом военном столкновении. Очередным свидетельством тому стала вышедшая на Западе книга «Неизведанные воды». Ее автор, отставной адмирал Альфред Макларен, рассказывает, как в 1970 году подводная лодка Queenfish под его командованием совершила поход подо льдами Северного Ледовитого океана. Перед экипажем была поставлена задача изучить Сибирский континентальный шельф и нанести на карту тысячи миль ранее неисследованного морского дна. Однако эта задача носила не столько научный, сколько военный характер. По словам Макларена, знание морского дна было необходимо для того, чтобы проложить безопасные маршруты для американских субмарин, которые следили за советскими подводными лодками с ракетами на борту и должны были уничтожить их в случае, если «холодная война» перерастет в «горячую». «Причем достаточно быстро, чтобы те не успели выпустить по территории США ракеты с ядерными боеголовками».
     Queenfish, как и другие многоцелевые подлодки этого типа, была специально подготовлена для круглогодичных операций в полярном регионе. В частности, на ней был установлен специальный датчик для обнаружения подводной части айсбергов, а по всей длине судна от носа до кормы были распределены семь направленных вверх акустических датчиков, с помощью которых определялась толщина льда над головой. Основной метод заключался в обнаружении изгибов донного рельефа, после чего подлодка проходила над ними. Например, экипаж зафиксировал участки Северного Ледовитого океана, где глубина достигала 600 футов. В результате была составлена навигационная карта, испещренная изогнутыми линиями, как на топографической карте. При этом подлодка неоднократно подходила к советским берегам так близко, что в перископ было видно землю. Команда изучила острова Большевик и Октябрьской революции из архипелага Северная Земля.
     Как вспоминает Макларен, при подготовке к арктической экспедиции на борт загрузили полный торпедный боекомплект и с Queenfish сняли все опознавательные знаки. Последнее, кстати, сыграло с экипажем плохую шутку. Когда после двухмесячного похода подлодка ошвартовалась в Номе (Аляска), команду ждал прохладный прием, так как мэр города и простые обыватели посчитали устрашающего вида субмарину без опознавательных знаков советской. Тем не менее в 1972 году Макларен получил медаль «За выдающиеся заслуги» - высшую военную награду в мирное время, а экипаж был удостоен различных поощрений.
     После Queenfish американские субмарины стали ходить в арктические районы чаще, постепенно переходя к выполнению групповых плаваний. А в 1986 году подо льдами Арктики было проведено и первое учение, в котором принимали участие три многоцелевые подлодки - «Хокбилл», «Арчерфиш» и «Рэй». На нем экипажи выполнили практические торпедные стрельбы и 6 мая совершили одновременное всплытие на Северном полюсе.
     К счастью для обеих сторон и мира, эти тайные и явные, а в целом рискованные операции не привели к каким-либо серьезным последствиям и Арктика не стала театром военных действий. Однако опасность такого развития ситуации в регионе сохраняется. Более того, она растет. Об этом говорится и в докладе, который был подготовлен в марте сего года Хавьером Соланой, комиссаром Евросоюза по внешней политике, и Бенитой Ферреро-Вальднер, еврокомиссаром по внешним связям. В нем особо подчеркивается, что в ближайшие десятилетия возможны «серьезные конфликты» за контроль над Арктикой. А в другом документе под названием «Стратегии сотрудничества по военно-морским силам XXI века», подготовленном уже в Вашингтоне, будущая ситуация в Арктике включена в список «вызовов новой эры», к которым США необходимо быть готовыми. В России также не склонны преуменьшать серьезность складывающейся вокруг Арктики обстановки. Как заявил, по сообщениям Интерфакс, на недавнем заседании Морской коллегии главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий, «пока в Арктике наблюдается мир и стабильность. Однако нельзя исключить, что в будущем будет присутствовать силовой передел, вплоть до вооруженного вмешательства».
     ПриЧина тому известна - глобальное потепление. Оно ведет к быстрому таянию полярных льдов. Так, площадь льда в Арктике на протяжении последних 10 лет сокращается со средней скоростью 100 тыс. кв. км в год, причем с 2005 года этот процесс значительно ускорился. По некоторым прогнозам, Арктика может стать практически свободной ото льда летом 2070 года, по другим, это может произойти уже в 2040 году. В любом случае таяние льдов приводит к появлению новых водных путей, облегчает доступ к огромным запасам углеводородов в Арктике, что в корне меняет геостратегическую динамику в регионе.
     Так, до прошлого года навигация по Северо-западному проходу - морской путь из Атлантического океана вдоль северного побережья Канады, Аляски к Беринговому проливу в Тихий океан - и Северному морскому пути из Мурманска в Тихий океан была только сезонной, да и то с использованием ледоколов. По данным космической радарной съемки, Северный морской путь вдоль берегов России летом 2007 года был свободен ото льда на всем протяжении, за исключением участка у полуострова Таймыр. А Северо-западный проход впервые освободился ото льда.
     Значимость этих событий чрезвычайно велика. И Северо-западный проход, и Северный морской путь намного удобнее для транспортировки грузов морем между портами Атлантического и Тихого океанов, поскольку короче альтернативных. А если они из нынешних 30 дней станут, как прогнозируется, судоходными 120 - 140 дней в году, то изменят глобальную транспортную систему. А главное - существенно возрастет геополитическая роль приполярных стран, фактически контролирующих морское судоходство в Северном Ледовитом океане. Это принесет им и новые возможности, и новые вызовы.
     Еще большие надежды эти страны связывают с огромными минеральными богатствами Арктики. Особенно с учетом того, что многие традиционные районы добычи нефти и газа постепенно истощаются, а Ближний Восток, несмотря на его огромные запасы углеводородов, не вызывает большого доверия по политическим причинам. С другой стороны, спрос, а вместе с ним и цены на биотопливо растут, а развитие возобновляемых источников энергии идет слишком медленно. В этих условиях внимание, естественно, обращается к Арктике, которая, наряду с Антарктидой, пока еще остается последней нетронутой кладовой планеты.
     Сколько нефти и газа таят в себе на самом деле недра Арктики, неясно до сих пор. Чаще всего в их оценке ссылаются на исследования, проведенные геологической службой США в 2000 году. Согласно им, на дне Арктики скрывается четверть всех еще не обнаруженных запасов нефти и газа на Земле. Однако многие специалисты подвергают сомнению эти данные и считают, что там находится всего одна восьмая часть от предсказанных объемов месторождений. Но и этих запасов достаточно, чтобы превратить Арктику в настоящее эльдорадо. Пока тому мешают три основные проблемы - льды, которые затрудняют доступ к месторождениям, и во многом связанная с этим высокая дороговизна добычи полярных углеводородов, недостаточный уровень технологий их освоения и отсутствие у стран законодательной базы по Арктике.
     Однако льды, как говорилось выше, уходят, с технологией тоже дело не станет. Например, норвежский нефтяной концерн «Статойл» уже добывает на континентальном шельфе в Баренцевом море газ на полностью автоматической установке, расположенной на дне океана на глубине свыше 300 метров. Эта установка называется «Снегурочка» и является прототипом полностью автоматизированного глубоководного производства. При помощи трубопровода диаметром 70 см газ поднимается со дна океана в терминал на острове Мелкойя, там он охлаждается, сжижается и грузится на танкеры. И хотя специалисты считают установку не вполне совершенной, она, а также некоторые другие устройства свидетельствуют, что технологии по добыче энергоресурсов в Арктике шагнули далеко вперед.
     А вот что касается определения законодательной базы, и прежде всего разделения международных океанических зон Северного полюса между странами, на них претендующими, то это может привести, по мнению наблюдателей, к серьезному противостоянию и даже вооруженным конфликтам. Причем соперничество за Арктику может развернуться не только между государствами региона - США, Россией, Канадой, Норвегией и Данией, которая контролирует Гренландию. Но и другие страны, например Китай, могут однажды поставить вопрос о том, кому принадлежат полярные запасы. Ведь в 1988 году Австралия и Великобритания уже предпринимали аналогичные попытки на Южном полюсе, стремясь добиться разрешения вести там морскую разведку для определения месторождений природных ресурсов.
     На сегоднЯ покрытый ледяной шапкой Северный полюс - ничейная земля под присмотром Комиссии ООН. Ее полномочия регулируются Конвенцией о континентальном шельфе 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Согласно этим документам, экономические границы прибрежных государств могут простираться не дальше чем на 200 морских миль (около 370 километров) от своих берегов. Там же определено, что страна, ратифицировавшая Конвенцию 1982 года, через 10 лет после дня ратификации может потребовать увеличения своей зоны, если докажет, что часть континентального шельфа, на которую она претендует, является естественным продолжением ее собственной территории.
     Для России, которая ратифицировала конвенцию в 1997 году, этот срок истек в 2007 году. Именно тогда в Арктику на борту научно-экспедиционного корабля ледового класса «Академик Федоров» и отправилась экспедиция Артура Чилингарова, имевшая одной из целью сбор доказательств, что арктический хребет Ломоносова является продолжением российского континентального шельфа. Ранее с этой задачей «Академик Федоров» работал на хребте Менделеева. Теперь наша страна может предъявить претензии на дополнительные 1,2 миллиона квадратных километров площади в Арктике. Их Москва намерена представить в ООН в 2009 году. Надо сказать, что Россия в 2001 году уже подавала заявку, но она была отклонена из-за слабой доказательной базы. На сей раз с доказательствами нет проблем, но это вовсе не значит, что добиться удовлетворения заявки будет легко.
     Уж слишком нервозно отреагировали на Западе на российские планы в Арктике. Например, комментируя итоги работы арктической экспедиции Чилингарова, министр иностранных дел Канады Питер Маккей заявил: «Вопрос о принадлежности Арктики ясен. Это наши канадские воды». В таком же духе высказался и Копенгаген: «Дания продолжает настаивать на своем праве обладать теми же территориями». А журнал «Тайм», выражая точку зрения Вашингтона, недвусмысленно обвинил Россию в «намерении аннексировать весь Северный полюс».
     Кстати, сами США не ратифицировали Конвенцию 1982 года, так как считают, что она ограничивает суверенитет страны. Тем не менее у Америки есть свои претензии на Арктику, и Вашингтон не скрывает, что будет добиваться их удовлетворения. По словам главного юридического советника госсекретаря США Джона Беллинджера, Америка может подать заявку на право владения береговой зоной в районе побережья штата Аляска, уходящей в Северный Ледовитый океан на 600 миль (965 километров). А пока Вашингтон спешит укрепить свои стартовые позиции. Так, в феврале США провели федеральный тендер на добычу нефти и природного газа на арктическом континентальном шельфе в районе Чукотского моря. На его дне, по расчетам американских специалистов, могут залегать свыше 15 млрд. баррелей нефти и до 76 трлн. кубических футов природного газа. По этой же причине в США выдвигаются претензии на российский остров Врангеля. Одновременно в Америке с явным раздражением, судя по одной из публикаций газеты «Таймс», воспринимают звучащие в России требования восстановить контроль над частью акватории Берингова моря (площадью более 47.000 квадратных километров, или 18.000 квадратных миль), отделяющей Аляску от Чукотки. Эта территория, богатая биологическими и углеводородными ресурсами, была передана США в 1990 году в соответствии с советско-американским Соглашением о линии разграничения морских пространств, подписанным госсекретарем Джеймсом Бейкером и министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе. Как известно, соглашение до сих пор не ратифицировано российским парламентом и действует на временной основе.
     ВпроЧем, исход арктического спора, пишет «Уолл-стрит джорнэл», решит не международное право, а военная мощь заинтересованных сторон. И США уже вовсю демонстрируют ее, о чем свидетельствуют упоминавшиеся выше маневры «Северный край-2008». Причем они далеко не единственное тому подтверждение. Так, Пентагоном реализуется ряд программ, призванных обеспечить ведение боевых действий в арктических районах. Среди них и разработка корпорацией «Боинг» специальных спутников, которые будут выводиться на полярные орбиты и оттуда осуществлять поддержку военных операций на Крайнем Севере. Нетрудно предположить, учитывая опыт «холодной войны», что Пентагон и сегодня направляет в Арктику свои субмарины. Во всяком случае ВВС США уже расширяют патрулирование недавно освободившихся ото льда в результате глобального потепления районов Арктики. Об этом заявил на днях глава Северного командования США генерал Виктор Реньюарт, в зону оперативной ответственности которого входит континентальная часть США, включая штат Аляска, а также Канада и Мексика.
     Немалые военные усилия для защиты своих интересов в Арктике предпринимают Канада, Дания и Норвегия. Например, в прошлом году в этих целях Оттавой принята целая программа, названная газетой «Таймс» «предупредительным выстрелом в «новой холодной войне» за обширные ресурсы Крайнего Севера». Согласно ей, Канада построит в бухте Резолют-бэй новую военную базу, а на острове Баффинова Земля откроет глубоководный порт. Также объявлено о планах строительства 6 (а в будущем, возможно, и 8) боевых кораблей ледового класса для патрулирования в Арктике и об увеличении в регионе военного присутствия.
     Таким образом, «вершина мира» все больше превращается в новое поле боя. И это, с одной стороны, таит в себе дополнительные вызовы безопасности нашей страны. В частности, ранее надежно прикрытая льдами северная граница России может оказаться уязвимой. Уже в силу одной только протяженности границы ее прикрытие станет непростой для страны задачей. А с другой - создает значительные трудности для российских планов по освоению полярных областей.

     Во вторник в гренландском городе Иллулисат начиналась трехдневная международная конференция по Арктике. Принимающие в ней участие главы МИД России, Дании, Канады, Норвегии, а также заместитель госсекретаря США (отсутствие самого руководителя американского внешнеполитического ведомства воспринимается как еще одно свидетельство отношения Вашингтона к обсуждаемому вопросу) попытаются найти некий «политический консенсус» по решению арктической проблемы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex