на главную страницу

31 Мая 2008 года

Страна и мир

Суббота

ЭНЕРГИЯ «САТУРНА»

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



На днях в г. Комсомольске (Ивановская обл.) состоялся торжественный пуск в опытно-промышленную эксплуатацию первого энергоблока парогазовых установок мощностью 325 мегаватт (ПГУ-325) ОАО «Ивановские ПГУ». В церемонии открытия первого блока «Ивановских ПГУ» приняли участие члены Совета Федерации, главы Ярославской и Ивановской областей и компаний – участниц реализации масштабного энергомашиностроительного проекта.

     
Торжество инновации


     Запустивший новую парогазовую электростанцию глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс отметил: «Такого оборудования, газовых турбин таких мощностей наша страна не делала никогда! Эту задачу 20 лет решали в советское время – не получилось. Эту задачу заново сегодня решило НПО «Сатурн», которое, наверное, может написать отдельную поэму о том, сколько усилий было на это положено».
     Проделанная работа была не из легких. Генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин рассказал: «Очень много было технических сложностей. Работу над турбиной начинали тогда, когда еще не было РАО «ЕЭС», а было министерство энергетики СССР. Так что финансирование было очень нерегулярным, лишь в последние годы мы сумели получить необходимые средства».
     Специалисты, присутствовавшие на мероприятии, единодушны в оценке события – проводимая государством реформа дала энергетике колоссальный импульс, и это чистая правда. Речь идет не только об энергетике, а о всем российском машиностроении. Тот факт, что станция работает полностью на российском оборудовании и основой ее является отечественная газовая турбина, без всякого преувеличения – прорыв машиностроителей России.
     Необходимо пояснить, начавшая не так давно работу Северо-западная станция мощностью 450 МВт на 80 процентов оснащена зарубежным оборудованием. В Ивановской области открыта станция полностью с российским оборудованием! Сердцевина блока – самое сложное, уникальное в технологическом отношении изделие – газотурбинная энергетическая установка ГТЭ-110. В реализации проекта принимают участие и другие крупнейшие российские производители. В частности, ОАО «Силовые машины» изготовило паровую турбину и три генератора, ОАО «Машиностроительный завод ЗиО-Подольск» – два котла. Генеральный подрядчик строительства – ОАО «ВО «Технопромэкспорт».
     Строительство современного энергетического комплекса позволило создать в районе новые рабочие места, повысить налогооблагаемую базу, увеличить приток в район молодых квалифицированных кадров. Губернатор Ивановской области М. Мень, отметил, что свободные энергомощности – важнейший показатель, на который ориентируется инвестор при выборе места для реализации того или иного проекта. Не обошел он вниманием и социальную значимость реализуемого проекта. Жители Комсомольска, а также выпускники Ивановского энергетического университета получат новые качественные рабочие места с высоким уровнем заработной платы.
     
ПГУ прорыва

     Как подчеркнул глава РАО «ЕЭС», ПГУ-325 не просто какое-то штучное изделие, а новое качество работы российского энергомашиностроения, и НПО «Сатурн» превратился в его флагмана.
     В чем преимущество новой ПГУ? Коэффициент полезного действия (КПД) в выработке электроэнергии у обычных ТЭЦ около 30 процентов, в среднем по России и того меньше – 18 процентов, а у парогазовой установки – 51,7. К тому же она компактна, экономична в использовании природного газа и строится быстрее.
     Кстати, низкий средний КПД работающих в России станций резко снижет конкурентоспособность всего отечественного производства. Для заработка одной тысячи американских долларов в российском ВВП требуется полтонны условного топлива. Во всем мире данный показатель более чем в два раза ниже. Парогазовые технологии производства электроэнергии широко распространены за рубежом за счет их экологичности, высокой экономической и производственной эффективности. Потребление природного газа в таких установках снижается на треть. Замена ГРЭС на ПГУ мощностью 700 МВт позволяет сэкономить в год 865.228 тонн условного топлива, и в денежном эквиваленте составляет более 1 млрд. рублей. Вот почему эксперты уделяли проекту особое внимание.
     Строительство блока № 1 ПГУ-325 ОАО «Ивановские ПГУ» началось в феврале 2005 года. Начался первый этап создания на территории Ивановской ГРЭС нового 650-мегаваттного энергетического комплекса. В рамках данного проекта ОАО «НПО «Сатурн» поставит заказчику – РАО «ЕЭС России» – четыре установки ГТЭ-110.
     На широкое применение в российской энергетике современных газотурбинных установок и освоение их серийного выпуска направлено Соглашение о сотрудничестве между РАО «ЕЭС России» и ОАО «НПО «Сатурн». Подписанный в июне 2007 года документ определяет использование двенадцати установок ГТЭ-110 при модернизации и строительстве новых энергоблоков.
     На сегодняшний день с учетом заключенных договоров с ОАО «Ивановские ПГУ» (блоки № 1, № 2), ОАО «ОГК-6» (Новорязанская ГРЭС-24), ОАО «ТГК-6» (блоки № 1, № 2, № 3 Нижегородской ТЭЦ) стороны практически завершили исполнение совместно взятых обязательств. В настоящее время законтрактовано 11 турбин ГТЭ-110 до 2010 г., с ритмичностью поставок 3–4 машины в год. Практически решен вопрос серийного запуска с созданием специализированного производства ГТЭ-110 в ОАО «НПО «Сатурн». Контракты с применением новой энергоустановки обеспечивают ввод энергоблоков мощностью 325 МВт и реализацию проектов по надстройке существующих паросиловых блоков (ГРЭС-24). Портфель заказов оценивается в 500 млн. долларов, в то время как общие расходы предприятия на разработку этих турбин составили 200 млн. долларов. Как пояснил Ю. Ласточкин, НПО «Сатурн» поставляет не только саму турбину, но и комплекс нестандартного оборудования для данной установки. Общий комплект оборудования оценивается в 40 млн. долларов.
     
Громадье планов...

     Созданная энергоустановка имеет широкие перспективы для формирования целой гаммы промышленных газовых турбин с применением единого газогенератора в диапазоне мощности от 65 до 160 МВт с требуемыми характеристиками и рассматривается РАО «ЕЭС» как основа технического перевооружения большой энергетики страны, а также как один из перспективных экспортных продуктов российского энергетического машиностроения. Кроме того, ПГУ послужит развитию областей центрального региона России, обеспечит энергобезопасность российских регионов.
     Техническое состояние отечественных станций, скажем так, далеко от идеального. По оценкам РАО «ЕЭС», девяносто процентов действующего турбинного оборудования находится в эксплуатации больше пятнадцати лет. Большинство ТЭЦ в стране построены в середине прошлого века и давно выработали свой ресурс.
     Руководитель Федерального агентства по энергетике Дмитрий Аханов считает, что прошедшее мероприятие – «праздник не только для Ивановской области, не только для энергетиков, не только для тех, кто работает на этой станции, это праздник для всей страны. Еще раз убедительно доказано: Россия способна реализовывать комплексные глобальные проекты, в которых участвуют все – ученые, проектировщики, машиностроители, строители, монтажники, энергетики. Первая российская парогазовая установка – это первый шаг на длинном пути инвестиций в электроэнергетику в ближайшие годы».
     В ближайшие 15 лет необходимо модернизировать и построить новые энергомощности в стране. Основу составят парогазовые установки. По оценке Д. Аханова, предстоит пройти длинный, тяжелый путь. Каждая новая станция – это новые линии электропередачи, это новые рабочие места, новое развитие экономики. Руководитель Федерального агентства по энергетике «абсолютно уверен, что вслед за этим корпусом появятся еще не один корпус новых станций, что по всей России будет много энергии – энергетической, тепловой – любой, энергии сердец тех людей, которые страну развивают и благодаря которым Россия была, есть и будет сильной державой».
     
На крыльях успеха

     НПО «Сатурн» стал участником и другого знакового для России события. Как уже сообщала «Красная звезда», 19 мая впервые поднялся в небо Sukhoi Superjet-100 (SSJ) с установленными на нем двигателями SaM146. Компания «Гражданские самолеты «Сухого» выбрала его на конкурсной основе в апреле 2003 года. SaM146 в настоящее время в России единственная интегрированная силовая установка, специально разработанная для применения на регионально-магистральных самолетах нового поколения. Двигатель имеет самую современную конструкцию. Его отличительными особенностями считаются высокий уровень надежности, низкие затраты на техническое обслуживание, малый расход топлива, а также полное соответствие существующим и перспективным экологическим требованиям ИКАО.
     Программа SaM146 построена на принципах стратегического партнерства российского ОАО «НПО «Сатурн» и французской компании Snecma. Для обеспечения руководства программой SaM146, включая разработку, производство, маркетинг и продажи, а также послепродажное сервисное обслуживание, учреждено совместное предприятие PowerJet, а для выпуска двигателей построен завод «ВолгАэро».
     Российско-французский проект некоторыми российскими специалистами изначально воспринимался негативно. Они прогнозировали его провал и задержку с первым испытательным полетом SSJ, поспешили обосновать проблемы с силовой установкой. Отвечая заочным оппонентам, генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин заявил: «Не дождетесь! Из-за двигателя ни на час, ни на день задержек не было и не будет. И самолет, и двигатель находятся на этапе сертификации. После его завершения мы прогнозируем большой спрос на эти самолеты». Компания «Гражданские самолеты Сухого» на сегодняшний день уже имеет твердые заказы на 75 самолетов этого типа.
     Научно-производственное объединение успешно реализует и другой проект. Готовятся к отгрузке первые три авиадвигателя АЛ-55И для нового индийского учебно-тренировочного самолета HGT-36. В 2005 году в результате победы в тендере подписан контракт на разработку, поставку и последующее лицензионное производство в Индии 250 двигателей АЛ-55И стоимостью около 300 млн. долларов. Сейчас проводится большая работа на испытательных стендах, идет монтаж двигателя на летающую лабораторию МиГ-АТ.
     Индийская сторона рассматривает возможность установки двигателя АЛ-55И на новый легкий боевой самолет HGT-39, который еще только разрабатывается. В перспективе планируется построить до 1.000 двигателей.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex