на главную страницу

3 Июня 2008 года

Армия и общество

Вторник

Учебный бой под Серноводском

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда». Серноводское.



Впервые с мотострелковым и самоходным артиллерийским полками дислоцированной на территории Чеченской Республики 42-й гвардейской мотострелковой дивизии проведено тактическое учение с боевой стрельбой в Ставропольском крае на полигоне Серноводское. Тот факт, что полки Минобороны РФ можно направлять за пределы республики, служит неоспоримым доказательством стабилизации обстановки в Чечне (иначе вышестоящее командование не разрешило бы выход полков в Ставрополье). Мотострелкам и артиллеристам пришлось и обороняться, и наступать. Руководитель учения - командир 42-й дивизии гвардии генерал-майор Сергей Миненков в лучшую сторону отметил артиллерийский полк, которым командует полковник Юрий Жажкий. Впрочем, и мотострелки под командованием гвардии полковника Евгения Дорошенко, по оценке руководителя ПТУ, действовали ничуть не хуже.

     Самые серьезные дела в армии, как известно, начинаются с изменения степени боеготовности. Полковое тактическое учение с боевой стрельбой для двух полков - мотострелкового и артиллерийского - 42-й гвардейской мотострелковой дивизии началось именно с этого.
     Даже при дислокации части в одном из далеких от Кавказа регионов России изменение «бэгэ» заставляет личный состав собраться, в том числе внутренне, настроившись на смену места дислокации и перемены в судьбе. Тем более это проявляется в Чеченской Республике. Какая задача последует после объявления полной боевой готовности на Кавказе, не угадаешь даже при заметной стабилизации обстановки в Чечне.
     Однако на этот раз артиллеристам и мотострелкам предстояло выйти комбинированным способом в район проведения полкового тактического учения с боевой стрельбой. Неожиданностью это для них не стало - ПТУ было заранее спланировано. Причем обстановка в республике позволила вышестоящему командованию принять решение о возможности выхода полков на полигон Серноводское, расположенный в Ставропольском крае. Оба полка совершили 190-километровый марш в Ставрополье - на незнакомый им полигон.
     Серноводское - один из самых, так сказать, «молодых» полигонов в СКВО (прошло всего четыре года с момента его создания). При этом он имеет внушительные по окружным меркам размеры - более 200 квадратных километров. Рельеф однообразен и вместе с тем сложен (нагромождение небольших песчаных холмов, прозванных бурунами), что обеспечивает создание непростой тактической обстановки для обучаемых.
     Песчаный грунт не дает задерживаться воде после дождя, поэтому непролазной грязи на полигоне не увидишь. Пожалуй, это единственный подарок природы обучаемым тут воинским коллективам. Хотя нет: температура весной, когда уже не холодно, но еще не жарко, - тоже помощница, снижающая полковой литраж-расход соленого пота... Все остальное в Серноводском помогает участникам учений исповедовать суворовский принцип: тяжело в ученье - легко в бою.
     В ходе ПТУ обоим полкам пришлось сначала попрактиковаться в оборонительных действиях. Тема учения предусматривала и переход к обороне в условиях отсутствия соприкосновения с противником, и ведение обороны во взаимодействии с подразделениями других силовых структур. Однако апогеем стал этап с боевой стрельбой в наступлении.
     Когда боеприпасы получены, оружие заряжено, вот тогда и дает судьба и руководитель учения возможность обучаемым показать уровень своего профессионализма. На учебном поле боя будет виден успех (или неудача) экипажей, подразделений, расчетов, ведь полк - оружие, если можно так сказать, коллективное, и один в поле тут уж точно не воин. С другой стороны, эффективные действия роты, батареи, батальона, дивизиона возможны благодаря выверенным безошибочным действиям каждого военнослужащего на своем месте. В общем, как у мушкетеров: один за всех и все за одного.
     Скидок на молодость и неопытность солдат и сержантов в артиллерийском и мотострелковом полках руководитель учения не даст - обе части давно комплектуются только контрактниками. В общем, в учебном бою нужна лишь победа...
     Тем временем переход мотострелков в наступление совместно с подошедшими резервами затягивался, артиллерия молчала. На командном пункте мотострелкового полка чувствовалось нервное напряжение. А где-то в километре напротив КП появилась причина задержки - эвакуация бронемашины (на фото). План ПТУ не предполагал этого. Однако критиковать за это обучаемых вряд ли есть серьезные основания. Во-первых, соблюдение мер безопасности на учениях с боевой стрельбой - превыше всего. Во-вторых, в реальной боевой обстановке эвакуировать технику с поля боя придется непременно, так что способность обучаемых на Серноводском полигоне выполнить эту задачу заслуживает похвалы. И самое главное - не пять и не десять машин пришлось вытаскивать тягачам, а только одну.
     И вот наконец комдиву докладывают о том, что началу этапа с боевой стрельбой ничто не мешает. Руководитель учения дает команду, и начинается огневая подготовка наступления - артиллеристы уничтожают противника перед передним краем. Работа гаубичных самоходных артиллерийских дивизионов и минометчиков по плану должна была дополняться огневым ударом авиации. Однако пара Су-25 над полигоном так и не появилась. Как пояснил «Красной звезде» заместитель руководителя учения по авиации полковник Шамиль Набиуллин, «сушкам» не дал поработать нижний край облачности в 600 м.
     Пока артиллерия перепахивает передний край неприятеля, инженеры должны проделать проходы в минных полях. Прошла информация, что у них вроде что-то не ладится. Если и были неполадки, то саперы смогли их быстро устранить и двумя установками - УР-77 и УР-83П - запустили на минные поля пару удлиненных зарядов разминирования. Итак, проходы проделаны, передний край противника вывернут наизнанку снарядами и минами. Вперед, царица полей пехота, в атаку!
     Наступление началось. В первом эшелоне пошли мотострелковые батальоны гвардии подполковников Юрия Серенко и Алексея Пророченко. Комбату 2-го батальона гвардии майору Роману Юрченко была поставлена задача наступать во втором эшелоне. Танковый батальон под командованием гвардии майора Наиля Саматова составлял резерв.
     И вот настает момент истины боя - время «Ч», когда мотострелкам нужно овладеть ротными опорными пунктами противника. Каждый батальон наступает двумя эшелонами. Впрочем, роты второго эшелона обоих батальонов первого эшелона вступают в схватку с супостатом в виде мишеней и целей уже через пять минут. Над Серноводским полигоном звучит музыка учебного боя.
     Дирижировать ею непросто - все должно быть согласовано по времени и рубежам, однако минут на выполнение каждой из задач, похоже, уходит больше, чем планировалось. В реальном бою это тоже возможно, так что ничего страшного. Главное - сохранить управляемость подразделениями и обеспечить последовательность и согласованность действий.
     Огневая поддержка наступающих продолжается в том числе самоходным артиллерийским дивизионом подполковника Нодара Абуладзе. Она нужна позарез - в бой за удержание ротных опорных пунктов противник вводит батальонные резервы, и они контратакуют. Впрочем, артиллеристы анализируют ситуацию и, предвидя возможное развитие боя, поочередно сменяют огневые позиции. К примеру, пока два дивизиона ведут огневую поддержку, минометная батарея и еще один дивизион перемещаются на следующие огневые позиции.
     Руководитель учения не забывает и о подразделении ПВО, и артиллеристы специально для зенитной артиллерийской батареи капитана Евгения Пантюхова «вывешивают» мишени...
     Мотострелки, поддерживаемые огнем артиллеристов, упорно идут вперед. Овладевая батальонным районом обороны противника, они метким огнем прекращают контратаку бригадных резервов неприятеля. Первый эшелон гвардейского мотострелкового полка развивает наступление, уничтожая отходящего противника. При этом подчиненные гвардии подполковников Серенко и Пророченко начинают подготовку к отражению дивизионных (так было указано в разработанных на учение документах) резервов противника. Батальон гвардии подполковника Юрченко, действовавший до сих пор во втором эшелоне, выходит на рубеж ввода в бой. Мотострелкам помогают инженеры, устанавливающие на танкоопасном направлении минное поле силами инженерной роты заграждений отдельного инженерно-саперного батальона (рота входит в дивизионный подвижный отряд заграждений).
     Руководитель учения дает вводную - с правого фланга обнаружена колонна противника, которая движется прямо на КП полка. Решение гвардии полковника Дорошенко - нанести удар авиацией - утверждается.
     - Где авиация? - с металлом в голосе, сдерживая себя, спрашивает руководитель учения у своего заместителя по авиации.
     - В зоне ожидания, товарищ генерал-майор, - отвечает полковник Набиуллин.
     Сколько времени нужно, чтобы пара вертолетов по команде с земли прилетела для огневой поддержки сухопутных подразделений? Чем меньше, тем лучше, ведь в реальном бою задержка на считанные минуты может решить исход дела в пользу противника. Опоздают летчики - и, может, некого уже им будет поддерживать на земле... Но вот наконец пара Ми-24 появляется над полигоном и наносит удар. Молодцы вертолетчики, не промахнулись!
     Артиллерия, перемещаясь за наступающими подразделениями, молчит с четверть часа, не больше. А затем снова зычным рокотом напоминает о себе и нашим, и неприятелю, ломая его контратаку. В бой вступает второй эшелон полка, полковой резерв - танкисты гвардии майора Саматова - отражает контратаку дивизионных резервов вместе с мотострелками.
     Отбив контратаку, мотострелки продолжают наступление, перестроив свой боевой порядок: теперь 3-й батальон действует во втором эшелоне, а 1-й и 2-й мотострелковые батальоны - в первом. Танковый батальон снова становится резервом полка.
     Все, именно на этом этапе ПТУ с боевой стрельбой заканчивается. Впрочем, нет - позади лишь основная фаза. Учение завершится, когда вся техника вернется в парк ППД, когда все оружие будет сдано в оружейные комнаты, когда все люди - усталые, но довольные, потому что задачу выполнили (на фото), вернутся домой.
     Оценивая действия подчиненных, гвардии генерал-майор Сергей Миненков отметил, что именно на полигоне командиры подразделений могли увидеть на учениях те вещи, которые надлежит выполнять им в бою - как в обороне, так и в наступлении.
     - В лучшую сторону хочу отметить артиллерийский полк полковника Юрия Жажкого, - подытожил комдив. - Ничем не хуже мотострелковый полк. Но, конечно, нужно понимать, что мотострелковый полк - это, как говорится, оружие коллективное и любая его победа обеспечивается выполнением функциональных обязанностей каждым подразделением и каждым военнослужащим. Немаловажно и взаимодействие мотострелков с представителями других родов войск, поэтому в учении участвовали и артиллеристы, и инженерно-саперные подразделения... В соответствии с указаниями командующего войсками округа мы привлекали на учение еще и дивизионный комплект: инженерно-саперный батальон, отдельный батальон РЭБ, часть батальона материального обеспечения и другие части и подразделения, которые находятся в штате дивизии.
     Хочу отметить, что отлично сработали противотанковые средства. Из 12 пусковых установок «Штурм-С» 10 пусковых установок на дальности 3,5 тыс. метров попали в цель. Только две не смоги ее поразить, и то одна ракета просто не сошла.
     Наша справка. Противотанковый комплекс «Штурм-С» предназначен для уничтожения танков, бронетранспортеров и сильноукрепленных точечных целей. Создавался как единая система вооружения наземного и воздушного базирования и был оснащен первой серийной ПТУР со сверхзвуковой скоростью полета. Выполнен в модульном исполнении, что позволяет размещать его на любых типах БМП, БТР, танках и вертолетах как российского, так и зарубежного производства. Разработан в середине 1970-х годов в Коломенском конструкторском бюро машиностроения. Принят на вооружение в 1979 г. Неплохо зарекомендовал себя в Афганистане и Чечне. На максимальной дальности обеспечивает попадание в цель размером метр на метр (в амбразуру, пещеру и т.д). Вероятность поражения точечных целей в боевых условиях - 0,9. Сегодня на смену «Штурму» пришел новый комплекс «Атака». У него те же габариты, те же посадочные места, что позволяет использовать его на всех старых носителях.
     Что касается взаимодействия с авиацией, то в целом организация была налажена. К примеру, в эпизоде по отражению дивизионных резервов противника была назначена вновь выявленная цель, и летчики справились с поставленной задачей. Это говорит о правильном целеуказании с земли.
     Подготовка и проведение ПТУ с боевой стрельбой - труд тяжелый и, как правильно было отмечено, коллективный. И все же есть должностные лица, которым, как правило, приходится работать чуть больше сослуживцев. К примеру, заместителю начальника штаба мотострелкового полка гвардии майору Сергею Ильичеву, которого однополчане уважительно называют полковым «начопером». Как-никак все расчеты, отработка всех боевых документов - это его обязанность, и правая рука командира на учении - именно он.
     «Товарищ полковник, отметьте в газете писаря-чертежника старшего сержанта Ирину Глущенко, - попросили меня офицеры штаба мотострелкового полка. - Она, оформляя карты, ночами не спала, а ведь она нам, молодым офицерам, как мама. А еще она очень хорошо работает с командирскими картами, и мы многому у нее в этом деле научились. Она может и сама по картам «войну» (в смысле, учения) провести».
     Может или нет водить полки Ирина - судить не берусь. А вот в умении командовать полками полковников Жажкого и Дорошенко в тот день убедился.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex