на главную страницу

4 Июня 2008 года

Армия и общество

Среда

Чеченцы выбирают службу

Беседовал Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда». Грозный. Фото автора.



Республиканский военный комиссариат в Чечне ничем не уступает военкоматам других краев, областей и республик России: административное здание, сборный пункт, столовая, спортзал и другие объекты, построенные за последние четыре года, содержатся в образцовом состоянии. Даже не верится, что всего несколько лет назад на этой территории была разруха и лишь одна сохранившаяся двухэтажка приютила тогда офицеров и гражданский персонал военкомата. В общем, военному комиссару Чеченской Республики генерал-майору Саид-Селиму ЦУЕВУ сегодня есть чем гордиться.
   Однако при беседе с корреспондентом «Красной звезды» были затронуты дела не столько строительные, сколько призывные. Каков нынче призывной контингент в республике? Как вообще чеченская молодежь относится к службе в Российской армии, в том числе по контракту? Есть ли желающие поступать в военные училища? Вот что рассказал, отвечая на эти и другие вопросы, военный комиссар.

      - Саид-Селим Юнусович, долгое время призывная кампания на территории Чеченской Республики не проводилась, и вот прошлой осенью пробный призыв был осуществлен. Означает ли это, что в ближайшее время призывная кампания в республике станет полномасштабной?
     - Да, пробный призыв мы провели прошлой осенью. В соответствии с поступившими указаниями мы призвали 131 человека: 80 человек в батальон «Восток» 42-й дивизии Минобороны России и 51 - в батальон «Запад» этого же соединения. В 2007 году в соответствии с совместным решением министров обороны и внутренних дел России на территории Чеченской Республики создавались батальоны «Север» и «Юг», которые входят в состав 46-й отдельной бригады оперативного назначения Внутренних войск МВД РФ. Мы туда призвали 560 человек. Итого за время моего комиссарства с территории Чеченской Республики был призван на военную службу 681 человек.
     

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Саид-Селим Юнусович Цуев родился в с. Тургень Энбекши-Казахского района Алма-Атинской области в 1955 г. Окончил Свердловское высшее военно-политическое танково-артиллерийское училище (1978 г.), Военно-политическую академию им. Ленина (1987 г.). Проходил срочную службу рядовым в Центральной группе войск (Чехословакия). Офицером-политработником служил на различных должностях в Северо-Кавказском, Туркестанском, Сибирском военных округах, в Западной группе войск (Германия). Выполнял интернациональный долг в Республике Афганистан. В 2001-2003 гг. - заместитель военного коменданта Чеченской Республики. В 2003 г. назначен военным комиссаром Чеченской Республики. Кавалер орденов Мужества и Красной Звезды, награжден также медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и другими. Женат, воспитывает трех сыновей и дочь.
     

     При этом за пределы республики не отправили ни одного человека. Скорее всего, не будет отправки призывников за пределы Чеченской Республики и в эту, уже начавшуюся призывную кампанию - по крайней мере, так утверждалось на прошедшем недавно заседании военного совета СКВО. Если же осенью наряд на отправку призывников в другие регионы России военкомат республики получит, реализовать его мы сможем.
     В то же время свои пожелания на этот счет я доложил вышестоящему военному руководству. Мне представляется, что года два-три, а то и четыре направлять призывников из Чеченской Республики для прохождения службы в части, дислоцированные в других регионах России, нецелесообразно.
     - А сами чеченские юноши хотят служить по призыву за пределами республики?
     - Поскольку сейчас они призываются только в батальоны «Запад», «Восток», «Север» и «Юг», этим вопросом они пока не задаются. Что же касается их матерей, то в большинстве своем они, конечно же, хотят, чтобы сыновья служили поблизости.
     Однако постепенно и в среде мам зреет понимание, что мало-помалу надо возобновлять отправку юношей из Чечни на службу в другие регионы России. Я сам был удивлен, когда во время одной из телепередач с участием солдатских матерей, в которой принимал участие, услышал от одной из них такое мнение. То есть постепенно наступает перелом в сознании, и навязанное в 1990-е годы противопоставление «Россия - отдельно, Чечня - отдельно» сменяется пониманием того, что Чеченская Республика - неотъемлемая часть России. И что чеченские парни могут и должны служить в Российской армии наравне со всеми.
     В советские времена, кстати, в Чечне считалось позором, если юноша не отслужил в армии. Родители дочерей замуж не выдавали за неслуживших ребят, поскольку считали таких неполноценными.
     - В какие части, на ваш взгляд, целесообразно отправлять парней из Чечни для прохождения службы, когда эта отправка возобновится?
     - Я двумя руками буду за отправку призывников из Чечни в те части, в те виды и рода войск Вооруженных Сил, которые не участвовали в боевых действиях в Чечне. Причем первая отправка должна быть не несколько тысяч человек, а всего 150—300, чтобы можно было посмотреть, как их примут в подразделениях, как пойдет у них служба. И только затем - при удачной их адаптации - постепенно увеличивать численность призываемых из Чечни.
     Нынешние 18-летние чеченцы с трех лет видели только войну. И если их отправлять служить за пределы республики, где они попадут в подразделения, которые прошли Чечню, встретятся с офицерами и прапорщиками, потерявшими в Чечне друга или брата, слишком велика вероятность возникновения невольной неприязни, а то и конфликтов на почве военного прошлого. Зная менталитет своего народа и менталитет офицеров Вооруженных сил России, потому что я и чеченец, и кадровый офицер Российской армии, я думаю так: для офицера или прапорщика, который здесь воевал, призывник из Чечни, прибывший к нему в подразделение, будет в какой-то степени ассоциироваться с Басаевым, Масхадовым или другой одиозной фигурой. Офицер, конечно, этого проявлять не станет, но душе не прикажешь. Необходимо время - два-три года, может, пять лет, чтобы это прошло, развеялось. В войсках я прослужил от солдата до генерала, почти всю свою службу был политработником, так что о проблемах взаимоотношений в воинских коллективах знаю не понаслышке.
     - Каковы нынче призывные ресурсы Чечни?
     - Сегодня в Чеченской Республике более 50 тысяч граждан мужского пола призывного возраста, то есть от 18 до 27 лет.
     - На Кавказе всегда было много долгожителей, остававшихся бодрыми и в 100-летнем возрасте. Призывники, наверное, тоже на здоровье не жалуются?
     - По состоянию здоровья врачи отсеивают 8-10% призывников. Это позволяет Чеченской Республике в последние годы по данному показателю занимать в Южном федеральном округе либо первое, либо второе место, пропуская вперед Ингушетию.
     - Какие заболевания при освидетельствовании во время призыва на военную службу встречаются наиболее часто?
     - Глазные (заболевания глаз и глазодвигательного аппарата), эндокринологические, а также заболевания желудочно-кишечного тракта. Довольно часто встречаются и неврологические заболевания, но такие, которые не приводят к изменению категории годности.
     - Организация призыва предполагает наличие полнокровной сети военкоматов в районах. Она создана?
     - Создается. В республике 18 районов, 18 районных комиссариатов, но пока не каждый из них имеет свое здание. Предстоит построить их в Ведено и в Ножай-Юрте - деньги на это выделяются в 2009 году. Нет Грозносельского военкомата, но средства для его строительства Москвой уже выделены, земельный участок под военкомат президент Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров определил. Так что в этом году объект начнем строить. Не было и городского военкомата в Грозном. Деньги на его возведение мне в прошлом году выделили, и я думаю, что к лету он будет построен. Завершается строительство и Урус-Мартановского районного военкомата, ввод в строй которого также намечен в этом году.
     Если проблем с финансированием не будет, то к 2010 г. Чеченская Республика будет полностью готова к проведению полномасштабных призывных кампаний.
     - Есть ли среди чеченских юношей желающие поступать в военные училища?
     - В первый год, когда я был назначен на должность, наряд на поступление в военные училища военный комиссариат Чеченской Республики выполнял с трудом: учиться на офицеров родители сыновей не пускали, а поступление в военный вуз, как известно, дело добровольное. Затем ситуация изменилась, и вот уже второй год мы направляем кандидатов в военные училища больше, чем требует наряд из Северо-Кавказского военного округа.
     Однако, к великому сожалению, поступает 5-10% наших кандидатов. Основная причина - слабая подготовка по программе средней школы. Хотя я каждому начальнику училища, куда мы направляем абитуриентов, готовлю письмо, в котором объясняю ситуацию, что парень хочет учиться и стать кадровым офицером Российской армии, что здоровье его проверено, но при этом, возможно, он имеет не столь хорошую подготовку, как выпускники санкт-петербургских или московских школ. В связи с этим прошу начальника училища о каком-нибудь, хотя бы маленьком, снисхождении.
     Некоторые начальники училищ идут навстречу, некоторые моим доводам и просьбам не внимают. В прошлом году мы отправили 117 человек для поступления в военные училища (наряд был 103 человека), а поступило всего 17. Так что по количеству поступивших в военные вузы республика оказалась на последнем месте в ЮФО.
     Из военных училищ приходят на мое имя объяснения: мол, ваш кандидат не прошел по конкурсу, не подготовлен по математике, по физике. Представляете состояние не поступивших в вуз ребят, их родителей? Я, например, со срочной службы поступал в Свердловское военно-политическое училище. Ну, не так, как сейчас, знал я тогда русский язык, далеко не так. Но наверстал же.
     Кроме военных вузов, наши ребята идут в кадетские, суворовские и нахимовское училища. Всего за четыре последних года поступило примерно 60 человек. Многие поступают во Владикавказское СВУ (из десяти кандидатов - шесть-семь человек), в Московское СВУ. Начальники этих училищ понимают ситуацию, в которой оказались чеченские мальчишки, и перед теми из них, кто желает стать суворовцем, двери училищ не закрывают.
     Одним словом, желание стать кадровыми офицерами среди чеченских юношей присутствует, и даже есть среди них столь настойчивые в достижении цели, что, не поступив с первого захода, продолжают попытки на следующий год или даже в третий раз. И поступают!
     - Какие училища пользуются у парней из Чечни наибольшей популярностью?
     - Командные (Московское, Казанское) и авиационные училища летчиков. Многие поступили в Саратовский военно-медицинский институт после 4-го курса медицинского факультета Чеченского государственного факультета. Кстати говоря, года три назад руководство этого института с опаской относилось к тому, что в нем начинают учебу курсанты из Чечни. А теперь, наоборот, просит направлять к ним на учебу побольше наших ребят, поскольку те курсанты из нашей республики, кто ранее поступал в Саратовский военно-медицинский институт, зарекомендовали себя с положительной стороны. В прошлом году один юноша поступил в военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге - с третьего раза, но все-таки добился своего.
     Справочно. Растущая популярность военных вузов среди чеченской молодежи обусловлена не только традиционным уважением к ратному делу, присущим чеченскому народу, но и организованной работой военного комиссариата Чеченской Республики. В день призывника, например, перед допризывной молодежью выступают земляки - суворовцы и курсанты. Благодаря усилиям генерал-майора Цуева им даже предоставляют телеэфир. Их рассказы об учебе - лучше любой другой агитации.
     У нас есть совместные планы с министерством образования Чеченской Республики по поводу популяризации военного образования, и думаю, что с каждым годом желающих стать кадровыми офицерами будет все больше. Ведь чеченцы по своей сути - воины.
     - Саид-Селим Юнусович, часто ли обращаются в военкоматы жители Чечни с просьбой о поступлении на службу по контракту на должности солдат и сержантов?
     - На территории Чеченской Республики находятся два соединения: 42-я гвардейская мотострелковая дивизия Министерства обороны РФ и 46-я отдельная бригада оперативного назначения Внутренних войск МВД России. Оба эти соединения комплектуются на контрактной основе. Граждане нашей республики с удовольствием идут служить туда. За четыре года моей службы военным комиссаром республики более тысячи человек поступили на службу в эти соединения.
     Девять человек из десяти у меня на приеме - люди, которые хотят служить в этих соединениях - дивизии и бригаде. Но решение вопроса о приеме на службу зависит не от меня: я могу только оформить соответствующие документы на кандидата, проверить его здоровье - благо база военно-врачебной комиссии позволяет - и направить его в одно из соединений. Вопрос же решает командир. Поэтому я разъясняю желающим поступить на службу порядок приема и направляю их к командирам полков или командиру соединения. Если командир даст отношение, в военкомате соответствующие документы на кандидата после необходимых проверок оформляются буквально в течение недели.
     - Для успешной деятельности военных комиссариатов нужны подготовленные кадры. В республике их достаточно?
     - 78% объектов военных комиссариатов у нас восстановлено, штат полностью укомплектован. При этом в военкоматах служат не только чеченцы, но и представители 12 других национальностей, в том числе русские, ногайцы, корейцы, представители народов Дагестана.
     - Жилищный вопрос у них решен?
     - Все офицеры, которые приехали служить в военкомат из других субъектов РФ, обеспечены жильем на территории Ханкалы. Прапорщики из местных живут в основном в частных домах.
     - Как вы оцениваете взаимодействие с республиканскими органами власти?
     - С руководством республики у меня полное взаимопонимание, президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров оказывает большую помощь военному комиссариату, причем системную.
     Надеюсь, что конструктивное взаимодействие с республиканским руководством у военкомата будет лишь крепнуть.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex