на главную страницу

4 Июня 2008 года

Армия и общество

Среда

ЭКСТРЕМИЗМ: ЧТО, КАК, ПОЧЕМУ?

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



Для успешного, динамичного развития России необходимы хотя бы несколько спокойных десятилетий. Об этом не раз говорили руководители нашего государства. Но помешать такому развитию может нарастание экстремизма в обществе. Откуда, кстати, он проникает и в Вооруженные Силы. Там берут начало казарменное хулиганство и многие другие армейские пороки.
  В конференц-зале ВНИИ МВД России недавно прошла пресс-конференция, посвященная общественной опасности экстремизма. Отчет о ней, думается, будет интересен и читателям «Красной звезды».

     
Откуда исходит угроза

     Начальник ВНИИ МВД генерал-майор милиции Сергей Гирько отметил, что экстремизм в России представлен сегодня анархистами, религиозными фундаменталистами, националистами, которые все чаще демонстрируют асоциальное и даже общественно опасное поведение. Преступления экстремистской направленности вызывают большой общественный резонанс, причем не только внутри нашей страны, но и за ее пределами, что влечет соответствующую реакцию со стороны мирового сообщества и, безусловно, не повышает авторитет России за рубежом. Наше общество столкнулось с разнообразными проявлениями экстремизма, который представляет одну из самых острых проблем обеспечения безопасности личности, общества и государства, и в связи с этим является первоочередным объектом воздействия со стороны правоохранительной системы.
     Современное общество, отметил генерал Гирько, неизбежно стоит перед необходимостью осознания той опасности, которую таят в себе экстремистские организации, имеющие, как правило, мощнейшую финансовую подпитку. Результаты анализа тенденций развития оперативной обстановки и накопленный опыт противодействия экстремистским проявлениям позволяют с высокой степенью вероятности предположить, что попытки дестабилизировать социально-политическую ситуацию в стране, предпринимаемые отдельными политическими деятелями, лидерами экстремистских группировок, их духовными и финансовыми кураторами из-за рубежа, будут продолжены. И к этому надо быть готовыми.
     Начальник ВНИИ МВД отметил, что в противодействии распространению экстремистских идей и взглядов в современных условиях очень велика роль информационной среды. И в этом процессе важно организовать долгосрочную пропагандистскую работу по всем информационным каналам для выработки у населения устойчивого и осознанного непринятия экстремистских форм достижения политических целей и экстремизма в целом.
     
Нормы «революционности» мы давно превысили...

     По словам главного научного сотрудника ВНИИ МВД России профессора Игоря Сундиева, само понятие экстремизма - достаточно неоднозначное. Поэтому надо прояснить, что мы понимаем под этим явлением.
     Существует, отметил он, такое понятие, как радикализм - стремление людей к расстановке тех или иных жестких акцентов. Причем радикализм может быть половой, этнический - какой угодно! По словам Сундиева, это нормальное явление для любого стабильно развивающегося общества. Но если радикализм приобретает политическую окраску, если кто-то пытается использовать радикализм для того, чтобы захватить власть или хотя бы получить какие-то властные полномочия, тогда уже можно говорить об экстремизме. Иначе говоря, экстремизм - это радикализм, используемый в политических целях. Крайняя форма экстремизма - насильственная, вооруженная - это терроризм.
     В этой связи, отметил представитель ВНИИ МВД, очень важно понимать, что терроризм не может существовать вне экстремистского, радикального окружения. Но если радикализм - вполне нормальное явление, то использование всех этих естественных социальных институтов в корыстных целях, скажем с целью захвата власти, - это уже тема, которая заставляет очень серьезно задуматься о сохранении стабильности социума.
     Экстремизм - явление, которое не может формироваться, что называется, на голом месте. Он имеет как внутренние, так и внешние детерминанты. В современном обществе экстремизм, по оценке профессора Сундиева, порожден тремя основными причинами.
     Во-первых, российское общество сравнительно недавно пережило очередной период революционных преобразований. И когда мы говорим, допустим о молодежном экстремизме, надо понимать, что те, кому сейчас до 25 лет, - это люди, которые все свое детство и всю свою молодость прожили в период революционных преобразований. Им свойственна нестабильность мышления, социальных, моральных оценок и т.д.
     Во-вторых, это отсутствие в нашем обществе четких духовно-нравственных ориентиров. Сейчас общество только вырабатывает цели, ориентацию своего развития.
     И, наконец, многое значит экономическая основа любого экстремизма. По словам профессора Сундиева, в экономике и социологии есть такое понятие - действенный коэффициент. То есть разрыв между 10 процентами самых бедных и самых богатых. По всем международным стандартам, если коэффициент этот превышает 12, налицо признак революционной ситуации. Но даже Министерство экономического развития признает, что у нас этот коэффициент равен 24. Более же смелые экономисты и социологи говорят, что коэффициент как минимум равен 40 и приближается к 50. То есть все европейские нормы революционных ситуаций мы уже превысили...
     - Вот эта вопиющая разница между бедными и богатыми, между центром и периферией, настолько бросается в глаза, что она естественно вызывает протест, агрессивное настроение, - заявил профессор Сундиев. - Здесь даже не надо никакого специального воздействия. Но стоит учесть, что эта гигантская пропасть, эта видимая несправедливость между бедными и богатыми уже ни для кого не является тайной. Более того, если мы оценим сам стиль нашей информационной политики, то нарочитое подчеркивание бедности и богатства присутствует и в новостных, и в аналитических передачах. Но это объективно способствует росту экстремистских настроений. И естественно используется теми, кто стремится получить на этом выгоду.
     Вместе с тем Игорь Сундиев призвал не забывать и о внешних стимулах. Он имеет в виду прежде всего то, что продолжается и еще долго будет продолжаться новый передел мира, его экономических границ. Этот передел требует блокировки отдельных наших политических и экономических усилий. Грубо говоря, сильное Российское государство очень невыгодно многим в современном мире. И естественно есть прямая экономическая заинтересованность в том, чтобы максимально ослабить Россию.
     - Как показала практика, классический сценарий «цветных» революций у нас не работает по целому ряду причин, - отметил Игорь Сундиев. - Но у нас работает другой инструмент - национальное противостояние, насильственный экстремизм. Он выполняет те же функции, которые, допустим, на Украине и в Грузии выполняли молодежные организации «Пора» и «Кмара». Это значит, что по-прежнему не оставлены усилия максимально дестабилизировать ситуацию в нашей стране.
     Как отметил Сундиев, уже в силу своей профессии представители МВД усердно ищут то, что составляет угрозу государству, личности, институтам, социальным группам. Так что это не профессиональная паранойя, а профессиональная обязанность - поиск того, что может представлять угрозу сейчас и в перспективе. В этой связи он рассказал еще об одном очень занятном компоненте.
     
«Прикол» как оружие?

     Революционные позывы в самом начале 1990-х годов привели к тому, что широко известными стали многие методики и технологии, которые в свое время разрабатывались и у нас, и за рубежом для вполне конкретных специальных акций. Это прежде всего методики прямого, дистантного управления - как отдельным человеком, так и группами людей. Речь не о психогенераторах, а о более простых методиках.
     Первым делом их начали использовать в коммерческой деятельности. Такое своеобразное психологическое оружие на службе бизнеса.
     - Все вроде бы здорово, экономически эффективно! - заявил в этой связи Игорь Сундиев. - Но нельзя забывать об одном - когда государственные структуры разрабатывали эти методики, то имели в виду вполне конкретные способы их контроля. Когда бизнес берет эти методики и использует их либо для продаж, либо для увеличения количества голосов на выборах, контроль за их эффективностью и, главное, поражающим действием на людей становится полнейшей фикцией.
     Недавно в России стали популярны такие своеобразные формы развлечения молодежи, как флэш моб - массовый «прикол», в котором участвуют десятки, сотни людей. Они вдруг начинают ни с того ни с сего лупить друг друга подушками, или обниматься, или выделывать нечто такое, от чего всем становится весело и «прикольно». Казалось бы, с какой стати милиция должна заниматься такими безобидными вещами? Но так ли уж они безобидны?
     - Ну, подурачились, «поприкалывались», - продолжает Игорь Сундиев. - Если вы считаете, что этим все исчерпывается, то это будет большой ошибкой. Дело в том, что флэш моб - методика, технология. Технология не только прикола, а управления поведением человека.
     На пресс-конференции были продемонстрированы примеры такого управления. Скажем, объявление коммерческой фирмы, которая предлагает свои услуги по организации флэш моба для увеличения продаж. На первый взгляд тоже ничего страшного. Кроме того, что это уже не «прикол», а несколько иная форма манипулирования людьми.
     В следующем варианте флэш моб пополняется еще одним забавным явлением - это так называемый вирусный маркетинг. Фактически - стихийная передача информации. Это тоже другая форма воздействия на большие группы людей. Кроме того, такая форма воздействия предполагает уход от любых форм контроля со стороны государства. И ладно, если бы дело касалось только коммерции. Но коммерсанты в данном случае тесно примыкают к еще одному направлению - политике.
     Флэш моб в политике - очень интересное, но опять-таки далеко не безобидное явление. Одним из его поборников Игорь Сундиев считает некоего Илью Яшина. Это большой либерал, лидер молодежного «Яблока», так что никто не заподозрит его в каких-то тоталитарных наклонностях. Но в своей книжке, размещенной в Интернете, этот человек пишет о том, как взорвать ситуацию в государстве изнутри. В том числе с помощью флэш моба. То есть фактически он предлагает методику антигосударственных действий, адаптированных к нашим условиям. Иначе говоря, объясняет, как для этих целей использовать людей, которые даже не подозревают, участниками чего становятся.
     Зачастую люди эти собираются для те
     х же «приколов». Но цель, которую преследует г-н Яшин, немножко иная. Разумеется, все это можно считать безобидным, только безобидность эта - кажущаяся. Ибо она тесно связана еще с одной разновидностью манипулирования людьми - криминальным флэш мобом.
     На пресс-конференции были продемонстрированы кадры из популярного западного фильма, в котором показано, как с помощью флэш моба осуществляется ограбление музея в условиях... предельной концентрации полицейских и остальных служб безопасности. Предельно остроумно, грамотно и красиво! Все ждут грабителя. Грабитель появляется, и в то же время никто не может его задержать. Потому что людей, которые одеты одинаково, в музее более 300. Злодеи добиваются-таки своей цели!
     - В легендах о флэш мобе, которые вы найдете на любом сайте, сказано, что первый флэш моб был организован в 2003 году в Нью-Йорке, - заметил Игорь Сундиев. - А этот забавный фильм вышел в 1999 году и сделан на основе реальных событий. Иначе говоря, тактика флэш моба в криминальной среде используется достаточно давно и используется весьма интенсивно.
     
Флэш моб на вооружении ваххабитов и скинхедов

     Есть и так называемый ваххабитский флэш моб, который был организован небезызвестным муллой Аммаром в 2004 году в виде нападения на Назрань и впоследствии на Грозный. Сам мулла Аммар назвал это флэш мобом. Смысл его в том, что члены незаконных вооруженных формирований с разных сторон, примерно в одно и то же время вошли в город и начали стрелять в первых, кто попадется им на глаза. Главной задачей было создать панику! И в Назрани бандитам это удалось, потому что нейтрализовать весь этот флэш моб удалось лишь спустя несколько часов. Аналогичную акцию пытались применить в Грозном буквально месяц спустя. Но силам безопасности удалось уничтожить всех бандитов, которые пытались играть в ваххабитский флэш моб. С тех пор эта тактика на Северном Кавказе не используется.
     Но сейчас правоохранительные органы столкнулись с более новым и жестким явлением. Уже в центральной части России. По словам Игоря Сундиева, флэш моб взяли на вооружение скинхеды. На самом деле людей этих гораздо меньше, чем о них говорят. Но они принципиально изменили тактику своих экстремистских действий, которая начала отрабатываться с середины прошлого года. За период с декабря прошлого по март нынешнего года ее жертвами стали более 40 человек - они были убиты или получили тяжкие телесные повреждения. Что представляет собой эта тактика?
     - На интернет-форумах подбирались молодые ребята, которым просто надо было «снять напряжение», - рассказал Игорь Сундиев. - Через электронную почту им предлагалось изучить некую инструкцию. Это инструкция по боевым действиям в городских условиях. Она размещена на сайтах, зарегистрированных в Канаде, Греции и Малайзии. Сделана очень профессионально. Причем она свеженькая в том плане, что там очень хорошо написано, как одеваться, что с собой брать, когда выключать мобильники, где покупать ножи. Ножи, кстати, у нас в любом подземном переходе продаются. Назначался сбор в определенной точке. Собиралась группа в 5-10 человек. Добегали, скажем, до кинотеатра. И первого попавшегося «инородца» либо избивали, либо кололи ножами. Причем члены этой тусовки друг друга даже не знали. Видеть друг друга не видели - в инструкции было сказано, что одеваться надо, допустим, в капюшон, чтобы минимально было открыто лицо. Организации, как таковой, нет - есть диффузное сборище, которое совершает избиение и тут же разбегается. Оно одноразовое. Но эффект достаточно большой.
     В России активизация подобного рода флэш мобов наблюдалась в период недавних выборов. Кому-то нужно было максимально дестабилизировать обстановку в стране. Расчет, очевидно, был на то, что национальные диаспоры поднимутся. Но удалось предотвратить такое развитие событий, сбить информационный эффект. В то же время сама тактика таких экстремистских действий свидетельствует только об одном: криминал всегда действует очень изощренно. И чтобы эффективно бороться с ним, надо действовать профессионально.
     «Подобного рода действия - это квинтэссенция экстремизма, - заявили представители ВНИИ МВД. - Почему? Потому что ее политическая составляющая наиболее видна. Экстремизм - это всегда политика. И всегда есть какая-то политическая сила, которая стоит за конкретной экстремистской группой, движением, и даже конкретными персонажами».
     В то же время, отмечалось на пресс-конференции, далеко не все демонстрации и протесты, которые имеют место на наших улицах и площадях, можно называть экстремистскими. Это ведь могут быть социальные протесты по самым разным поводам - в связи с повышением цен, плохим медицинским обслуживанием и т.п. Различать эти явления и адекватно к ним относиться - обязанность государственных институтов. Вот почему далеко не всякое несанкционированное действие можно квалифицировать как экстремизм. Ни один чиновник на свое субъективное усмотрение не может отнести ту или иную организацию к разряду экстремистских. Это решает только суд.
     
Экстремисты всегда... встревожены

     Главный научный сотрудник ВНИИ МВД Юрий Антонян рассказал о некоторых психологических особенностях распространения экстремизма. Недавно он проводил исследования среди студентов юридических вузов - это будущие юристы, сотрудники правоохранительных органов. Социологическая часть исследований содержала вопрос: к каким нациям вы относитесь плохо? Перечислялись конкретные нации. Психологическая часть была рассчитана на то, чтобы дать всеобъемлющую психологическую оценку человека. И вот те опрошенные студенты, которые выражали неприязнь к определенным нациям, отличались одной чертой - ощущением очень острой тревоги. Следовательно, именно оно корректирует отношение к другим нациям.
     - Можно ли все экстремистские проявления свести к этнорелигиозным? - продолжил Юрий Антонян. - Да, потому что одновременно в отношении какой-либо этнорелигиозной группы сливаются и этнические, религиозные предпочтения опрашиваемых. Потом, для того чтобы убедиться в правильности этих данных, мы провели аналогичные исследования среди обычного населения. Та же самая коррекция! Люди, увы, привыкли думать, что врага надо искать всегда вовне, а не в самом себе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex