на главную страницу

5 Июня 2008 года

Армия и общество

Четверг

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ НА ЗАВТРА

На сборе в ЛВО обсуждены пути повышения эффективности воспитательной работы в армии и на флоте

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
Фото Юрия САРАНЧЕВА.



Завершившийся на прошлой неделе учебно-методический сбор с заместителями командующих армиями, командиров корпусов по воспитательной работе - событие неординарное. И дело не только в том, что в таком составе он проводится впервые. Хотя уже сама категория его участников очень важная - это генералы и офицеры, призванные задавать тон воспитательной работе в Вооруженных Силах. Ведь они руководят ею на ключевых участках - в соединениях и воинских частях.


     Есть еще ряд причин, позволяющих выделить это мероприятие, прекрасно организованное на базе Ленинградского военного округа. Сбор проходил на важнейшем этапе строительства и развития Вооруженных Сил: все более интенсивной становится боевая подготовка войск, начата реализация Стратегии социального развития Вооруженных Сил РФ до 2020 года, возрастает роль соединений и частей постоянной готовности, осуществляется переход на одногодичную срочную службу и т. д. Все это, по словам начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенанта Анатолия Башлакова, требует принятия дальнейших мер по укреплению морально-психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины, повышению эффективности воспитательной работы со всеми категориями военнослужащих, усилению ответственности должностных лиц за ее конечные результаты. На сборе были намечены ориентиры в работе, проведены занятия, участники получили различные документы. Но прежде всего состоялся предметный разговор о том, что необходимо сделать в ближайшее время, как избежать недочетов и за счет чего выйти на качественно более высокий уровень в своей деятельности.
     
План – не догма

     Конкретные предложения прозвучали в обстоятельном докладе генерал-лейтенанта Анатолия Башлакова «Об итогах организационной деятельности органов воспитательной работы оперативного звена управления и задачах по совершенствованию системы воспитания личного состава Вооруженных Сил». Характерно, что в нем анализ положения дел сопровождался не только констатацией фактов и причин тех или иных недостатков, но и мерами по улучшению положения дел. Впоследствии в докладах и выступлениях участников этот посыл - выявить в процессе анализа передовой опыт и неиспользованные резервы был поддержан. Иными словами, сбор намечал алгоритм действий на завтра.
     Отмечалось, что строить воспитательную работу нужно в тесной координации с планами проведения мероприятий оперативной, мобилизационной и боевой подготовки. Там должны быть полнее учтены вопросы морально-психологического обеспечения. Примеры успешной работы в этом плане были продемонстрированы, в частности, на одном из учений в Сибирском военном округе.
     Хотя далеко не всегда сегодня планируются конкретные мероприятия, направленные на формирование у личного состава морального подъема и интереса к занятиям боевой учебы. Не используются возможности состязательности. Речь не о возврате к еще памятному социалистическому соревнованию, но ряд зарекомендовавших прежде форм и методов работы целесообразно использовать применительно к современным условиям. В том числе такие, как чествование и пропаганда опыта передовиков.
     Офицеры-воспитатели обязаны постоянно находиться с личным составом в период решения им тех или иных задач. Заместитель командира по воспитательной работе должен в числе первых выполнять упражнения стрельб или вождения, оперативно реагировать как на успехи воинского коллектива, так и на недостатки. Искать вместе со всеми резервы для повышения результатов в боевой учебе, а не «объективные» причины, не позволившие их добиться.
     Как заметил генерал-лейтенант Башлаков, пока недостаточно пропагандируется опыт лучших офицеров-воспитателей. Он есть, и показывать его нужно через СМИ, путем живого общения на совещаниях или других мероприятиях.
     Решительнее нужно отказываться от пустопорожнего бумаготворчества. Продуманное, позволяющее сконцентрировать усилия и ничего не упустить планирование - это одно, а стремление все подменить всевозможной документацией - другое.
     
Нужен комплексный подход

     Крепкая воинская дисциплина и создание должного морально-психологического климата - задача, которую можно решить только комплексом мер. Если ограничиться только дисциплинарной практикой и занятиями по ОГП, то на успех рассчитывать сложно - нужно задействовать весь спектр возможностей. И ссылки на то, что они сегодня ограниченны, явно от лукавого.
     Далеко за примерами ходить не нужно. В том же ОУЦ ЛВО, где заместителем командира по воспитательной работе гвардии полковник Борис Романенко, к работе с личным составом привлекаются ветераны войны и военной службы, шефы с петербургских предприятий. Используются возможности музея части, библиотеки - в ротах создаются свои библиотечки. Ведь то же занятие по ОГП можно провести с использованием видеотеки и музыкальных фрагментов, организовать экскурсию в музей, пригласить фронтовика или использовать мемуарную литературу.
     Равно как всесторонне подготовленным офицеру-воспитателю нужно быть, организуя работу по социальной защите военнослужащих и членов их семей. Как можно дать толковую консультацию, не имея под рукой федеральных законов по этой тематике?
     Участники сбора были единодушны во мнении, что работе с семьями нужно уделять больше внимания. Это и опора на сформированный женский актив, помощь молодым семьям, организация совместного досуга офицеров и их жен, активизация художественной самодеятельности, военно-патриотическое воспитание детей и подростков и вовлечение их в кружки, спортивные секции. Да, сегодня порой непросто «расшевелить» людей и оторвать их от телевизора, но инициатива и настойчивость офицеров-воспитателей дают необходимый эффект.
     Все более тесными должны быть контакты с местными органами власти. К примеру, в Санкт-Петербурге вопрос подготовки молодежи к службе в армии включен в план работы городского координационного совета, занимающегося воспитанием гражданственности и патриотизма у молодого поколения. И в других субъектах России, на территории которых дислоцированы войска ЛВО, усилилось в последнее время внимание к военно-патриотическому воспитанию. Отрадно, что сегодня многие осознали: подготовка к службе - задача общая.
     
Чем «вооружимся» завтра?

     Не секрет, что за последние годы наметилось отставание используемых в воспитательной работе технических средств от реальных запросов личного состава. Сегодня в войска приходит пополнение, привыкшее к современным информационным и медиаресурсам. То есть офицер-воспитатель должен быть вооружен такой базой, которая сделала бы его работу максимально эффективной и сама по себе вызывала интерес у личного состава.
     Есть ли такие средства? Однозначный положительный ответ дал показ на плацу отдельного учебного мотострелкового батальона новых образцов технических средств воспитания, которые в ближайшие годы поступят на вооружение Российской армии: подвижный издательско-полиграфический комплекс, походный автоклуб ПАК-07, каркасный кинотеатр, подвижная цифровая типография ПТЦ-07 и многое другое.
     Участники сбора смогли ознакомиться с арсеналом последних разработок, используемых в звене, начиная от роты - батальона и заканчивая уровнем объединения. Как рассказал начальник группы ГУВР ВС РФ полковник Виктор Узиюк, все это техническое оснащение уже поступает в войска, и эти поставки в ближайшие годы будут увеличены в разы. Ведь большая часть уже прошла «обкатку» в войсках и зарекомендовала себя с самой лучшей стороны.
     Что конкретно получат армейские и флотские офицеры-воспитатели? Стационарная трансляционная установка СТРУ-200М позволяет обеспечить информирование развернутого полка с помощью радиосредств. Отечественная разработка Омского радиозавода вобрала в себя последние достижения цифровых технологий, и на 200 точках можно вести трансляцию передач, в том числе собственных радиогазет и обращений. Фонотека включает широчайший арсенал: от Гимна России до военно-патриотических песен, музыкальных заставок и т. д.
     На выездах из мест постоянной дислокации будет незаменим полевой трансляционный узел ПТУ-40У. Его 20-30 динамиков можно установить в каждую палатку, а память в 4 Гб позволяет иметь под рукой 100-150 готовых композиций. Здесь тоже есть выход на запись - можно готовить радиогазеты и отдельные выступления. Продумано и несколько вариантов питания.
     Для полевых комнат психологической помощи может использоваться компактная магнитола, а на смену хорошо знакомым радиоприемникам «Интеграл» и «Маяк» придет совершенный и куда более компактный радиоприемник «Веста РП-07» мощностью 2 Вт. Тут все диапазоны, «долгоиграющие» аккумуляторы (5-6 дней круглосуточной работы без подзарядки) с зарядным устройством, память на 256 станций.
     Порадовали и представленные кино- и видеокамеры, фотоаппараты, цифровая фотолаборатория для клуба полка с широчайшими возможностями. Мобильный комплект видеопроекционного оборудования позволяет уже через час показать на экране, как только что действовал личный состав на полевых занятиях. Прибавьте до 100 кинофильмов, в том числе учебных. И все это в компактном контейнере, который переносит один человек.
     Возможности создания печатной продукции также возросли. Диапазон - от копировального множительного аппарата до подвижного автоматизированного издательско-полиграфического комплекса АТОФ-97 «Журналист». Некоторые новинки представляли сами создатели. Вот что рассказал мне генеральный директор предприятия «Исток» Виктор Аверченко:
     - Мы впервые представляем походную цифровую типографию ПТЦ-07. Это очередной шаг в сотрудничестве с Министерством обороны РФ, которое активно развивается. Так, в 2003 году мы вместо морально устаревшей кинопередвижки разработали полностью цифровой комплекс «Ока-02». Три года назад показывали его в Генеральном штабе ВС РФ, и нам было предложено разработать военный аналог. Так появился походный автоклуб ПАК-07, полностью выполненный на базе цифровых технологий. Тут сконцентрированы все возможности получения и воспроизведения информации и подачи материала: от радио- и видеотрансляций до приема спутниковых сигналов. В прошлом году ПАК-07 хорошо показал себя во время учений в Чебаркуле. По сравнению с предыдущим образцом автоклуба, созданным в начале 1990-х годов, - это огромный шаг вперед.
     «Исток» представил и еще одну интересную разработку - каркасный кинотеатр. По сути, это мобильный Дом офицеров, так как помимо видеофильмов и телетрансляций на большом экране здесь в любую погоду могут проводиться культурно-досуговые мероприятия для аудитории до 200 человек. Каркасный кинотеатр перевозится в прицепе и не требует специально подготовленной площадки для фундамента.
     Во время ознакомления со столь обширной экспозицией генералы и офицеры задавали много вопросов, звучали и рекомендации - опыт позволял сразу прикинуть, как эффективнее использовать ту или иную новинку. Однако они могли только по-доброму позавидовать тем коллегам, которые получат такие возможности для работы - еще 10-15 лет назад о подобной аппаратуре и оборудовании можно было только мечтать.
     На базе 56-го гвардейского окружного учебного центра с участниками сбора состоялась военно-деловая игра по вопросам морально-психологического обеспечения войск, прошли практические занятия, были предложены справочно-методические материалы, проведены социологические опросы.
     Подводя итоги сбора, начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Анатолий Башлаков нацелил его участников на комплексный подход к решению вопросов воспитания, эффективную работу со всеми категориями личного состава, большее внимание социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.
     В беседах участники отмечали высокий уровень организации и проведения сбора. Немаловажно, что генералы и офицеры смогли высказать конкретные предложения по совершенствованию воспитательной работы с личным составом, обменяться опытом работы. Участники сбора ознакомились с достопримечательностями Санкт-Петербурга. В частности, побывали в Этнографическом музее, где для офицеров-воспитателей ЛВО регулярно проводятся специальные занятия с целью их подготовки к работе по формированию межнациональных отношений в воинских коллективах.
     Без сомнения, три дня напряженной работы в ЛВО позволят участникам проведенного сбора на качественно более высоком уровне строить воспитательную работу, видеть в ней четкие ориентиры, применять на местах передовой опыт и добиваться конечного высокого результата.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex