на главную страницу

5 Июня 2008 года

Страна и мир

Четверг

САМУРАИ: КУЛЬТУРА ВОЙНЫ И МИРА

Василий ПАНЧЕНКОВ.




     Музей Московского Кремля впервые в России выставил беспрецедентную коллекцию из Токийского национального музея. Эта выставка охватывает период с X по XX век и посвящена одной из самых привлекательных страниц истории Страны восходящего солнца - культуре самурайской знати, оказавшей сильнейшее влияние на развитие всего японского общества.
     В Японии самураем называют воина (буси). Изначально это слово являлось общим для прислуживающего в аристократическом доме и выполнявшего разные функции персонала, и оно далеко не всегда указывало на вооруженного телохранителя. Постепенно в руках самураев скопилось большое количество оружия, и они начали выполнять функции вооруженной охраны при придворной аристократии, а в XII веке к ним перешла и политическая власть. Самураи стали привилегированным воинским сословием со сложной иерархией.
     Наиболее широко слово «самурай» вошло в русский язык в конце 1980-х, когда на экранах прошел легендарный фильм Акиры Куросавы «Семь самураев». Еще раз мы близко увидели самураев в киноленте Эдварда Цвика 2003 г. «Путь самурая». В обеих этих кинематографических работах самураи взялись за оружие. В первом случае - чтобы в начале
     XVII в. защитить свой обескровленный междоусобными войнами народ, а во втором - чтобы в конце XIX в. отстоять свою страну в период индустриализации, при которой феодальные отношения самураев казались пережитками и правительство стало с ними бороться. Исторические события, выведенные Куросавой и Цвиком, разделяют более двух с половиной веков. И все это время в японском обществе жил самурайский дух, а сами самураи были образцом для подражания другим сословиям. Этот период, получивший название Эдо, к слову сказать, был самым бескровным в истории Японии. Нравственной нормой стал так называемый кодекс чести «Бусидо» («Путь воина») со своими принципами заботы о славе своего рода, добром имени, боязни позора, умения мужественно встретить кончину. Содержанием жизни самураев той эпохи считался подвиг дисциплины.
     Зримым воплощением этого подвига стали выставленные в Успенской звоннице мечи, клинки, седла и доспехи самураев, а в Одностолпной палате Патриаршего дворца - предметы культуры воинской знати: принадлежности чайной церемонии, атрибуты театра Но, а также вещи, которыми самураи пользовались в повседневной жизни - одежда, украшения и домашняя утварь.
     Такое деление выставки на две части главным специалистом Токийского национального музея Кадзутоси Харадой не случайно. Меч - это символ воинского сословия, воплощающий дух самурая, и главное сокровище воина. Меч часто называли именем владевшего им самурая или именем создавшего его оружейника. Среди представленных на выставке произведений национальное сокровище - меч тати (период Камакура, XIII в.); ценные культурные объекты - меч катана (период Камакура, ок.1320 г.), меч тати (период Намбокуте, 1357 г.), оправа меча хего-гусари тати с орнаментом из тройных треугольников (период Камакура, XIII в.), доспех харамаки с плетением из цветного шнура (период Муромати, XV в.); особо ценные предметы искусства - меч тати (период Хейан, XI в.) и меч катана (период Эдо, 1676 г.).
     Помимо клинков в экспозиции представлены цубы (гарды) для мечей, наборы лаковых ножен и аксессуары для украшения оружия. Среди них выделяются роскошные ножны для меча с выложенными перламутром листьями мальвы в круге - фамильным гербом сегунов из самурайского клана Токугава.
     Среди впечатляющих экспонатов выставки три комплекта гибких и легких самурайских доспехов из покрытых черным лаком металлических пластин, соединенных друг с другом разноцветными шелковыми шнурами. В состав доспеха домару гусоку (период Эдо, XVII в.), принадлежавшего воину из рода Токугава, входят шлем, маска, кираса, наплечники, наручи, набедренники и поножи. Доспехи надевались с левого бока и соединялись справа под мышкой с помощью шнуров. Их можно было складывать и переносить в ларце.
     Привлекают внимание два самурайских фигурных шлема ковари-кабуто (период Эдо, XVII в.). Поскольку в эпоху «воюющих провинций» были распространены групповые сражения, воины обычно надевали шлемы с оригинальными украшениями, рассчитанными на то, чтобы привлечь к себе внимание. С одной стороны, они надеялись таким образом запугать противника, а с другой - демонстрировали перед господином свой боевой дух. Наборы конского снаряжения - седла и стремена - были необходимой частью боевого снаряжения конных воинов. Очень редкие образцы налатников дзимбаори надевались поверх доспехов. Они защищали воина от холода и дождя, а также демонстрировали его военную мощь на поле боя. Материалом для накидок служили шерсть, парча, узорные ткани, которые были не проницаемыми для сырости и хорошо хранили тепло.
     Знатное сословие воинов находило отдохновение в медитативных дзенских практиках: театре Но, чайной церемонии и составлении букетов - икебане. На выставке представлены костюмы театра Но. Самое пышное одеяние - невероятных возможностей художественного ткачества платье караори с узором из цветов пионов, веток молодых сосен и перьев павлина.
     В состав экспонатов вошли карамоно - редчайшие образцы декоративно-прикладного искусства Китая XII–XIV вв. из коллекций дайме - владетельных феодальных князей. Эти образцы утвари для чайной церемонии - бронзовые сосуды, лаковые и керамические изделия, привезенные в Японию, - не сохранились на территории Китая.
     Парадная жизнь знатных самураев представлена парными шестистворчатыми ширмами в стиле сеин-дзукури (период Эдо,
     XVII в.). На них изображены цветы и птицы двенадцати месяцев на темы пятистиший известного поэта эпохи Камакура (конец XII - начало XIV в.) Фудзивара Садайэ. О частных женских покоях дают представление косодэ - кимоно с маленькими рукавами, украшенное вышивкой и набойкой узора из цветущих веток сакуры, которое в XVIII в. носила молодая женщина из знатного военного семейства, а также инро - коробочки для медикаментов, подвешивавшиеся на женский костюм.
     Возникнув в среде самураев, все это впоследствии стало наследием и неотъемлемой частью духовной культуры нации. Генеральный директор Токийского национального музея Тэйити Сато считает, что культура самураев сегодня пронизывает все слои японского общества. Такие традиции, как честь, достоинство, стыд, не умерли, а значит, жив самурайский дух.
     Японские военная история и искусство популярны в России. Выставка помогает прикоснуться к истокам средневековой японской культуры, берущей начало в самурайской среде, и расширяет наши знания о загадочной Стране восходящего солнца.

     На снимках: оправа меча хего-гусари тати с орнаментом из тройных треугольников; доспехи рокумайдо-гусоку.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex