на главную страницу

10 Июня 2008 года

Страна и мир

Вторник

РОССИЯ – ГЛОБАЛЬНЫЙ ИГРОК

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



     То, что происходило с пятницы по воскресенье в городе на Неве, несомненно, имеет огромное значение для страны, для всех нас. Речь шла о стратегии экономического развития, то есть о нашей экономической безопасности. Разговор велся о современных подходах к решению вопросов существования России в мировом сообществе, прежде всего в сообществе стран, являющихся ее ближайшими соседями. И хотя не вчера эти проблемы (эти подходы) заявили о себе, тем не менее они предстали перед заинтересованной публикой в неком новом свете.
     Сначала о неформальной встрече лидеров СНГ. Она проходила в Стрельне, пригороде Санкт-Петербурга. Подводя ее итоги, исполнительный секретарь Содружества Сергей Лебедев называл саммит «успешным». Зная о нынешних разногласиях в рамках СНГ, такая оценка (если она объективна) может только радовать. По словам Лебедева, «все участники переговоров подтвердили необходимость дальнейшей интеграции в рамках СНГ». Он также сказал журналистам, что главы государств СНГ решили разработать «совместную стратегию экономического развития СНГ на период до 2020 года». Более конкретная работа по наполнению содержанием этого документа продолжится на следующем саммите СНГ в Бишкеке в сентябре.
     Очевидно, в рамках этой стратегии следует рассматривать и создание Россией, Белоруссией и Казахстаном к концу 2010 года таможенного союза. Говоря об этом, руководитель Администрации Президента РФ Сергей Нарышкин пояснил, что впоследствии к «тройке» присоединятся другие государства - члены ЕврАзЭС. Параллельно, по словам Нарышкина, идет процесс формирования единого экономического пространства. Так что у СНГ «есть все объективные предпосылки для формирования полноценного объединения», - отметил представитель Кремля.
     Как это всегда бывает, в ходе неформального саммита его участники проводили отдельные встречи друг с другом. В данном случае это интересно не только потому, что Россию представлял новый лидер. Дело еще в том, что как-то оптимистически, даже обещающе прозвучали некоторые заявления, сделанные на этих встречах.
     К примеру, президент Украины Виктор Ющенко обещал Дмитрию Медведеву, что «все вопросы, которые стоят перед нашими государствами, мы обязательно решим». При этом он предложил «исходить из того, что мы - страны, которые формируют отношения на стратегическом уровне, страны-соседи».
     Уже после этой беседы министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сообщил журналистам: «Не могу сказать, что в результате встречи все вопросы были решены, но для двух президентов было важно сверить часы по ключевым российско-украинским темам сотрудничества, и они договорились продолжать переговоры на основе соблюдения интересов обеих стран и двух народов».
     «Соблюсти интересы обеих стран». Да, это самое главное. И, вероятно, самое трудное в отношениях, сложившихся между Москвой и Киевом. Так, Россия призывает Украину принимать решения по Черноморскому флоту «на обоюдной основе и на основе имеющихся договоров». Украинское руководство уклоняется от предметного разговора на эту тему. В то же время оно предпринимает в последнее время такие шаги, которые, по словам Лаврова, «не добавляют стабильности отношениям». Хотя, пока существует Большой договор между Россией и Украиной, есть возможность для продления договоренностей по базированию российского Черноморского флота на Украине. И это вновь было внятно заявлено на саммите СНГ.
     «Проблематика Черноморского флота в общественном сознании обеих стран существенно обострилась, - сказал глава МИД РФ. - Особенно после указа, который президент Ющенко подписал 20 мая и который фактически предусматривает поручение украинскому правительству в одностороннем порядке готовиться к выводу Черноморского флота. Хотя соглашение о базировании ЧМ флота на территории Украины имеет первый срок действия до 2017 года. И это соглашение предусматривает обеспечение его нормального функционирования на весь период, который может автоматически продлеваться».
     И вообще, подчеркнул Лавров: «Девять лет до истечения первого периода - слишком большой срок, чтобы власти Украины брали на себя ответственность перед теми, кто будет представлять и законодательную, и исполнительную власти этой страны через девять лет. Заранее предпринимать шаги, которые исключают договорные положения о возможности автоматического продления срока базирования, мы считаем неправильным, это действительно односторонний шаг, который не помогает делу».
     На встрече с Михаилом Саакашвили Дмитрий Медведев сказал, что «мы и сами способны решить все вопросы, преодолеть трудности, которые имеются, и выстроить отношения на длительное время вперед». Со своей стороны, Саакашвили заявил, что надеется «на плодотворное, долгое сотрудничество» и на решение «всех наболевших вопросов». «Я думаю, что нерешенных вопросов много, но нерешаемых нет», - подчеркнул он, добавив, что «сегодняшняя ситуация искусственная».
     Комментируя содержание беседы Медведева с Саакашвили, Сергей Лавров, в частности, отметил, что Россия заинтересована в том, чтобы «конфликты в Абхазии и Южной Осетии были как можно скорее урегулированы». По его словам, крайне важно, чтобы «грузинская сторона наладила взаимоуважительный диалог с Сухуми и Цхинвали на основе базовых принципов, которые были согласованы в качестве основ для урегулирования этих конфликтов, соблюдая те договоренности, которые уже достигнуты в рамках переговорных механизмов».
     Интересное предложение прозвучало на встрече Медведева с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Последний предложил объединить ОДКБ и ЕврАзЭС, чтобы создать мощную организацию на их базе. Не отвергая эту идею, российский лидер предложил обсудить ее с другими коллегами по Содружеству.
     Теперь о Петербургском международном экономическом форуме, на котором прозвучало немало новых идей и немало суждений, к которым как-то еще и не привыкло российское обывательское ухо.
     Так, первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что в течение последних трех столетий стремление догнать Запад было «навязчивой идеей российской политической и интеллектуальной элиты». Результатом такой гонки, по его словам, становились однобокая модернизация, неудача в решении задач обеспечения военно-стратегического паритета и развития отдельных секторов экономики до уровня самых передовых. При этом всегда, подчеркнул Шувалов, в России забывали о социальных аспектах модернизации. «На деле надо не просто иметь большой ВВП, хотя рост валового продукта - это в любом случае база для принятия любых других решений по развитию, но и стать страной, в которой комфортно жить людям, страной, которая могла бы демонстрировать привлекательные примеры образа жизни современного человека», - отметил первый вице-премьер.
     Он указал и на вторую проблему, назвав ее «энергетической западней». По его мнению, энергетика - это «одна из самых противоречивых тем, которые обсуждают политики и эксперты». «Мы хотим видеть себя ключевым игроком на глобальном энергетическом рынке. По многим параметрам нас уже так сегодня и воспринимают. Однако нельзя игнорировать и проблему ресурсного проклятия. Когда обилие сырьевых ресурсов негативно сказывается на социально-экономическом развитии страны. Сейчас мы начинаем реализацию программы действий, чтобы обилие энергоресурсов стало локомотивом нашего движения вперед, а не тормозом на этом пути».
     И еще проблема - кадровая, проблема «отстающих навыков». Она касается всей экономики, ибо люди являют собой главный стратегический ресурс социально-экономического развития, отметил Шувалов. Квалифицированных работников не хватает во всех высокоразвитых странах. Но Россия, чья доля в экспорте образовательных услуг не превышает
     3 процентов по численности студентов, будет проигрывать глобальную конкуренцию, если не предпримет решительных шагов по привлечению талантливой молодежи.
     «Сегодня мы стоим перед необходимостью тотального обновления существующих кадров и взращивания новых на самом высоком профессиональном уровне», - признал первый вице-премьер. По его мнению, необходимо создать новые возможности для молодежи и уже состоявшихся профессионалов получить дополнительное образование в лучших учебных, научных и производственных центрах мира. «Нам надо отправлять людей учиться в лучшие центры за границу. Мы не боимся предостережения, что многие там останутся жить и работать. Мы уверены, эти люди вернутся в Россию», - подчеркнул Шувалов.
     Ну а основной тон форуму задал сам президент. Выступая на первом пленарном заседании, он указал на такое известное явление, как «экономический эгоизм». Проявляется он в стремлении отдельных стран получить максимальные выгоды для своих граждан, «не делясь ими с соседями». Как считает Медведев, за этим негативным феноменом стоит гораздо более жесткая идеология, а именно - «экономический национализм», при котором прагматические интересы подменяются политическими соображениями. В результате нынешний мировой экономический кризис рискует стать самым тяжелым за всю историю.
     Выход есть, отметил российский лидер. Он состоит в том, чтобы изменить правила игры, в разработке которых готова принять участие Россия. «Россия сегодня - это глобальный игрок, - сказал Медведев. - И понимая свою ответственность за судьбы мира, мы хотим участвовать в формировании новых правил игры не из-за пресловутых «имперских амбиций», а потому, что обладаем здесь официальными возможностями и ресурсами».
     При этом Медведев указал, что непомерно большая роль США в мировой экономике стала одной из причин текущего экономического кризиса. «Сколь ни был бы велик американский рынок, и сколь надежна ни была бы американская финансовая система, они не в состоянии подменить собой глобальные товарные и финансовые рынки», - подчеркнул президент.
     Министр торговли США Карлос Гутьеррес не принял на свой адрес замечания Медведева, заявив, что страна добивается экономического роста за счет своей конкурентоспособности на мировых рынках, а «не за счет чьих-то интересов». «Перед нами, лидерами, стоит другая задача - создавать новое благосостояние, чтобы каждый мог участвовать в появляющихся возможностях, и мы должны готовить граждан к конкуренции на мировой экономической сцене», - сказал он.
     Однако министр финансов ФРГ Пеер Штайнбрюк дал иную, чем Гутьеррес, трактовку ситуации. По его мнению, причиной кризиса стало то, что «американские банки в погоне за «легкими деньгами» резко снизили стандарты выдачи кредитов, сделали эти кредиты гораздо более рискованными, гораздо менее обеспеченными». По оценке министра, «банки шли на такой высокий риск потому, что имели возможность переложить этот риск на чужие плечи путем секьюритизации операций и реструктуризации различных банковских продуктов».
     И последний штрих. Некоторые участники форума, представляющие ведущие российские компания, выразили сожаление, что до сих пор не обнародована внешнеэкономическая стратегия России. «Это сдерживает нас в нашей инвестиционной деятельности за рубежом», - сказал генеральный директор «Норильского никеля» Денис Морозов.
     Ему ответил замминистра экономического развития Андрей Белоусов: «Такая стратегия почти готова, ответственно заявляю, просто она не предназначена для широкого обсуждения в силу своего позиционного характера».
     Об одной из таких закрытых зон сказал Сергей Иванов, который отметил, что правительство не будет мешать зарабатывать на войнах, которые ведут другие государства. «Прямо об этом говорю, наш бизнес активно участвует в транспортном обеспечении войн, которые ведут другие государства. Мы зарабатываем, цинично говорю, зарабатываем на войнах, которые ведут другие государства мира. Сами мы никаких войн не ведем, нигде сейчас не воюем. Но уж раз так рынок сложился, рынок есть рынок. Мы зарабатываем и на этом, и правительство, по крайней мере, не мешает нашим частным компаниям осуществлять военные перевозки в интересах других государств. Мы это будем делать и дальше».
     Вот такие теперь откровения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex