на главную страницу

10 Июня 2008 года

Страна и мир

Вторник

С КОСМИЧЕСКОЙ СКОРОСТЬЮ

Япония отказывается от своих мирных принципов

Дмитрий СТРЕЛЬЦОВ,
профессор,
заведующий кафедрой востоковедения МГИМО МИД РФ.



В конце прошлого месяца парламент Японии показательным большинством голосов (221 против 14) проголосовал за новый закон, открывающий вооруженным силам страны путь в космос. На самом деле Япония отказалась от исключительно мирного использования космоса еще 10 лет назад, когда начала создавать национальную космическую разведку, однако теперь она может делать это «на законных основаниях». В новом законе понятие «мирное использование космоса», закрепленное законодательно в 1969 году, заменено понятием «невоенное». С лексической точки зрения разницы между ними практически нет, однако с точки зрения практической она принципиальна. Понятие «невоенное использование космоса» позволяет Японии запускать на орбиту аппараты, которые будут находиться под прямым контролем министерства обороны страны и выполнять узкие функции. Пока для решения оборонительных задач, но тенденция показательна.


     Последние двадцать - двадцать пять лет Япония последовательно идет по пути отказа от мирных положений, закрепленных в конституции и других законодательных актах. Речь идет о знаменитой девятой статье основного закона Японии, который был принят в 1947 году и в котором говорится следующее: «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается». Именно отсюда вооруженные силы, которые создавались впоследствии в Японии, назывались «силами самообороны», а ведомство, которое занималось их управлением, было лишено традиционного статуса министерства.
     В 1950-1960-е годы в Японии были также приняты законодательные нормы, запрещавшие оснащать силы самообороны наступательными видами вооружений, экспортировать и импортировать определенные виды вооружений и военные технологии, участвовать в разработке космического оружия. В 1955 году был принят закон о мирном использовании атомной энергии, закрепивший право страны использовать атомную энергию исключительно в мирных целях. Кроме того, в этот же период был законодательно закреплен запрет на отправку войск за рубеж, в том числе в составе миротворческих контингентов.
     Ситуация изменилась под влиянием многих обстоятельств и факторов примерно начиная с 1990-х годов. И теперь одна из ключевых тенденций внешней политики Японии заключается в постепенном отказе от опыта невоенной державы и тесно связанных с ним обязательств и договоренностей. В прошлом году японскими законодателями было принято решение о том, что в 2010 году будет вынесен на всеобщий референдум проект изменений в конституцию Японии, в котором девятой статьи уже не будет. Многие влиятельные политические силы в Японии выступили в поддержку такого решения, заявляя, что ограничения, связанные с развитием японской армии и вооруженных сил, давно устарели и что Япония должна воспользоваться новыми возможностями и стать влиятельной военной державой.
     Тем временем руководством Японии делается множество на первый взгляд незаметных, но последовательных шагов в сторону отмены или отказа от исполнения различных законодательных норм, тесно связанных с девятой статьей. Так, в 2007 году в Японии на основе управления национальной обороны было создано полноценное министерство обороны, что де-юре нарушает принцип отказа от создания армии и системы управления вооруженными силами.
     В 2007 году Япония закупила у Соединенных Штатов 50 истребителей-бомбардировщиков F-22 «Raptor», а ранее японским правительством были также осуществлены закупки самолетов-дозаправщиков, которые позволяют в значительной степени расширить диапазон патрулирования японскими ВВС территорий за пределами Японии. Эти самолеты, безусловно, относятся к наступательному классу вооружений, ранее запрещенных для японских сил самообороны. В 2007 году Япония объявила также о завершении строительства вертолетонесущего авианосца «Hyuga» и готовности построить еще три корабля такого класса (решение о том, что на вооружении японского флота должны появиться авианосцы, было принято впервые со времен окончания Второй мировой войны).
     От запрета на участие в военных действиях за рубежом Япония стала постепенно отказываться с начала 1990-х годов, когда был принят закон об участии «сил самообороны» Японии в миротворческих операциях. В рамках этого закона были регламентированы случаи, когда японские военные могли быть направлены за рубеж, и в том числе выдвигалось требование, что для участия японских контингентов в миротворческих операциях последние обязательно должны быть «санкционированы» мандатом ООН. На практике, нужно сказать, участие Японии в военных операциях за рубежом не ограничивалось только миротворчеством под эгидой ООН. Так, японские контингенты принимали участие в операциях в Камбодже, входили с 2003 года в возглавляемую США иракскую коалицию. Между тем в апреле этого года суд г. Нагоя (Япония) признал неправомерным и нарушающим девятую статью конституции участие сил самообороны Японии в военных операциях в Ираке.
     Несмотря на то, что японское правительство неоднократно декларировало намерение не экспортировать оружие и отказаться от передачи за рубеж военных технологий, эти меры в Японии также не всегда исполнялись. Еще в 1980-х годах Токио принимал активное участие в известной «стратегической оборонной инициативе» администрации Р. Рейгана, при этом известно, что вклад японских компонентов в эту программу, и прежде всего компонентной базы спутникового оружия, полупроводников, лазерного оружия, был неоценимым. По последним данным 2007 года, Япония взяла курс на создание совместной с Соединенными Штатами системы противоракетной обороны и недавно провела успешные испытания ракет-перехватчиков SM-3 американского производства, которые, как предполагаются, станут главным компонентом японской системы ПРО. В 2007 году по представлению правящей либерально-демократической партии Японии была инициирована разработка законопроекта, который разрешит Японии участвовать в разработке космического оружия; данный закон был принят парламентом в мае этого года. При этом еще в 2006 году в рамках реализации космической программы Япония осуществила успешный запуск ракеты-носителя
     Н-2А со спутником мониторинга Земли.
     Из всего багажа законодательных (нормативных) актов, а также налагающих определенные моральные обязательство на японское правительство парламентских деклараций и заявлений, касающихся укрепления мирного статуса Японии, на сегодняшний день действующими остались, пожалуй, только два положения. Во-первых, это обязательство Японии не превышать однопроцентный уровень военных расходов (не более 1% по отношению к ВНП страны). При всем при этом, однако, Япония по своему военному бюджету занимает, по разным оценкам, от 4-го до 6-го места в мире, то есть объем средств, которые страна направляет на развитие вооруженных сил, в сравнении с другими мировыми державами остается очень высоким. Во-вторых, и это также важное обстоятельство, Япония остается неядерной державой, продолжая придерживаться так называемых «трех неядерных принципов», сформулированных еще в начале 1970-х годов: не иметь, не производить и не ввозить ядерное оружие. Тем не менее вопрос о «ядерном выборе» Японии остается на сегодняшний день достаточно актуальным, особенно в свете международной ситуации в Северо-Восточной Азии. Такие события, как ядерные испытания, проведенные КНДР в 2006 году, и обострение ситуации в зоне Тайваньского пролива, которые очень болезненно воспринимаются в Японии, вполне могут привести впоследствии к пересмотру официальным Токио своего «безъядерного» статуса.
     В целом, однако, следует отметить, что вокруг вопроса о возрождении военного потенциала Японии и перспектив отказа от «мирного статуса», закрепленного в конституции страны, продолжается общественная дискуссия. И ситуация здесь не настолько определенная, как может показаться на первый взгляд. Японское общество, по сути, разделилось на сторонников и противников значительно изменившегося за последние годы военно-политического курса. И помимо тех, кто выступает за возрождение Японии как военной державы и укрепление ее военной мощи, здесь сильны также позиции политиков, придерживающихся более прагматичных взглядов и считающих, что будущее экономическое процветание Японии не обязательно требует отказа от «мирного наследия» и невоенного статуса.
     О сложности и неоднозначности поставленных проблем и об отношении к ним в японском обществе можно судить по опросам общественного мнения. Так, согласно опросу, который провела в прошлом году японская газета «Асахи», за изменение девятой статьи конституции выступило 35 процента опрошенных, а против изменения этой статьи - 49 процентов опрошенных. Если учесть, что сейчас Япония находится на совершенно другом этапе своего развития и в новом «международном окружении», в чем-то даже более опасном, чем старое, - тот факт, что почти половина населения страны по-прежнему настроена против того, чтобы изменить конституцию, говорит о многом.
     Не берусь предсказывать, каким будет окончательное решение граждан Японии относительно девятой статьи - в пользу ее сохранения или в пользу отмены. Можно только подчеркнуть, что японцы относятся к своей конституции весьма неоднозначно и очень хорошо помнят о том, что она была написана под диктовку американских оккупационных властей. Сегодня в Токио растут опасения, связанные с ростом гонки вооружений в Восточной Азии и странах АТР, военным усилением Китая и развитием ядерной программы Пхеньяна, в целом нестабильностью в международных отношениях. Не исключено, все эти факторы подтолкнут Японию к отказу от своего мирного статуса в интересах национальной безопасности. Можно также предположить, что изменение конституции в Японии (если таковое произойдет) вряд ли вызовет какие-либо социальные беспорядки, массовое недовольство политическим курсом и так далее. Однако для миротворческого движения и сторонников политики разоружения во всем мире это будет, безусловно, большой удар.
     Надеюсь, что его все же удастся избежать. А тот огромный потенциал, который заложен в девятой статье японской конституции - опыт невоенной державы, несущей моральную ответственность перед всем миром, - будет не только сохранен, но и приумножен.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex