на главную страницу

17 Июня 2008 года

Армия и общество

Вторник

НА ПОДВОДНЫХ ОРБИТАХ

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».
Фото Виталия АНЬКОВА.



     В акватории Амурского судостроительного завода успешно проведены испытания многоцелевой атомной подводной лодки проекта 971. Помощь в проведении испытаний амурским судостроителям оказали специалисты северодвинского ОАО «ПО «Севмаш». Об этом, как передает агентство Интерфакс, сообщил руководитель пресс-службы предприятия Михаил Старожилов.
     По его словам, на днях из дальневосточной командировки вернулась группа инженеров-механиков, специалистов по паротурбинным установкам, холодильным машинам и системам воздуха высокого давления. Он напомнил, что на «Севмаше» с 1984 по 2001 год было построено семь АПЛ проекта 971, позднее ВМФ РФ были переданы две отремонтированные подлодки этого класса. «Это позволило сохранить на предприятии школу испытателей. И сегодня только в Северодвинске на практике можно готовить операторов ядерной энергетической установки», - подчеркнул М. Старожилов. Предполагается, что команда «Севмаша» в ближайшее время вновь отправится на Дальний Восток для участия в комплексных швартовых испытаниях корабля.
     Строительство АПЛ проекта 971 (заводской номер 518) из-за недофинансирования растянулось на ОАО «Амурский судостроительный завод» на 20 лет.
     Проект «Щука-Б» (в классификации HАТО - «Акула») разработан в СКБ «Малахит». Технический проект «Щука-Б» был утвержден 13 сентября 1977 г. Однако в дальнейшем он подвергся доработке. В 1980 г. лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет. В конструкции АПЛ проекта 971 были реализованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация боевых и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его оружием и вооружением в едином центре - главном командном пункте (ГКП), применение всплывающей спасательной камеры.
     Подводная лодка проекта 971 относится к двухкорпусному типу. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали. Все основное оборудование, ГКП, боевые посты и рубки размещены в амортизированных зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Амортизация существенно уменьшает акустическое поле корабля, а также позволяет обезопасить экипаж и оборудование от динамических перегрузок, возникающих при подводных взрывах. Кроме того, блочная компоновка позволила рационализировать процесс строительства корабля: монтаж оборудования был перенесен из стесненных условий отсека непосредственно в цех, на доступный со всех сторон зональный блок. После завершения монтажа зональный блок «закатывается» в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем.
     На АПЛ применена развитая система двухкаскадной амортизации, значительно снижающая структурный шум. Все механизмы размещены на амортизированных фундаментах. Каждый зональный блок изолирован от корпуса АПЛ резинокордными пневматическими амортизаторами, образующими второй каскад виброизоляции.
     По сравнению с АПЛ проекта 671РТМ на этой субмарине несколько улучшены и условия обитаемости. Гидроакустический комплекс с цифровой системой обработки информации имеет мощную систему шумопеленгования и гидролокации. В его состав входят развитая носовая антенна, две бортовые антенны большой протяженности, а также буксируемая протяженная антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном «оперении».
     АПЛ проекта 971 также снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу (установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника).
     «Щука-Б» стала первым типом многоцелевой атомной подводной лодки, серийное строительство которой было организовано первоначально на заводе в Комсомольске-на-Амуре, а не в Северодвинске или городе на Неве, что свидетельствовало о возросшем уровне развития кораблестроения на Дальнем Востоке. Головной атомоход проекта 971 - К-284 - был заложен на берегах Амура в 1980 г. и вступил в строй 30 декабря 1984 г. Уже в процессе его испытаний было продемонстрировано достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. В процессе серийного строительства шло непрерывное совершенствование конструкции корабля, была проведена ее акустическая отработка. Это позволило укрепить достигнутое положение в области скрытности, окончательно ликвидировав былое превосходство Соединенных Штатов.
     Усовершенствованную АПЛ проекта 971 можно рассматривать как подводную лодку, близкую к уровню 4-го поколения. Высокая скрытность и боевая устойчивость дают возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами. В случае вооруженного конфликта каждая лодка проекта 971 способна создать угрозу и сковать значительную группировку сил противника, не допуская нанесения ударов по российской территории. По данным ученых из МФТИ, приведенным в брошюре «Будущее Стратегических ядерных сил России: дискуссия и аргументы», скрытные, а потому недосягаемые для противника АПЛ проекта 971 превращают потенциальную войну на океанских просторах в подобие наступления через минное поле, где всякая попытка продвинуться вперед грозит незримой, но реальной опасностью.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex