на главную страницу

17 Июня 2008 года

Армия и общество

Вторник

ПОСЛЕДНЯЯ ИНСТАНЦИЯ

Виталий СКРИЖАЛИН, «Красная звезда».



     ГРОМКОЕ НАЗВАНИЕ «четвертая власть» - после законодательной, исполнительной и судебной - за печатью закрепилось в постсоветское время. Хотя, если уж смотреть правде в глаза, в прежние годы пресса у нас была куда более «властной», чем сегодня. Тогда «письмоводители» - в армейских политорганах, штабах специально держали людей для работы с письмами - откладывали все в сторону, если получали для рассмотрения пересланную печатным органом жалобу из войск. Особое отношение было к письмам, взятым редакцией на контроль. В этих случаях в часть, откуда в газету поступил такой «тревожный сигнал», для разбирательства могли послать целую комиссию. И разбирались. И принимали меры. Да такие, что мало не покажется. Не говоря уже о случаях, когда критическое письмо попадало на газетную страницу. Тогда спрос к виновникам предъявлялся наиболее строгий.
     Критические газетные выступления вне зависимости от ведомственной принадлежности печатных изданий брались на контроль советскими и партийными органами, в армии - прежде всего политорганами с их мощным влиянием на жизнь войск. Вот почему за многие десятилетия в народе сложилось мнение о газете как о всемогущей защитнице. Нередко до сих пор получаемые редакцией письма так и начинаются: «Обращаюсь к вам как в последнюю инстанцию».
     Сейчас в принципе писать можно что угодно, критиковать кого угодно. Однако у этой разгульной вольницы, по большому счету, мало что есть от подлинной свободы слова. Возможности нынешних СМИ по сути сведены к формированию общественного мнения. Принятый 27 декабря 1991 года Федеральный закон «О средствах массовой информации» свел практически на нет существовавшую некогда обязанность органов, организаций и должностных лиц реагировать на критические выступления печати, информировать редакции о принятых мерах. Таким образом, из известной формулы, что печать не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но и коллективный организатор, выпала весьма существенная часть - организаторская функция, что значительно убавило прессе той самой власти, именуемой действенностью печати.
     Произошли перемены и в работе редакций с письмами граждан. Прежде редакция несла ответственность за каждое полученное ею письмо. Не дай бог, если не рассмотренным проваляется оно где-то в «долгом ящике», а тем более - пропадет. За каждым письмом - человек, тогда это была не пустая фраза. Сейчас все по-иному. Статья 42 упоминаемого выше Закона «О средствах массовой информации» гласит: «Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение».
     «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» - одна из немногих газет, если не единственная, которая не захотела воспользоваться этой «поблажкой». Редакция изыскивает любую возможность помочь людям, которые обратились в газету. Тот, кто внимательно следит за публикуемыми по пятницам подборками читательских писем, не может не обратить внимание на заметки под рубрикой «Резонанс» - о мерах, принимаемых по критическим выступлениям газеты.
     Иногда случается, что благодарности по телефону или электронной почте обратившихся за помощью читателей опережают официальные ответы: российская почта, сами знаете, как работает. Еще, например, не пришел в редакцию ответ из Главного военно-медицинского управления Минобороны РФ на опубликованное 25 апреля под заголовком «В ритме бессердечия» письмо капитана 1 ранга в отставке Б. Сиротина, как от его семьи поступило устное сообщение о принятых мерах. Для Бориса Павловича, который с декабря не получал в 10-й поликлинике ВМФ жизненно необходимые ему медикаменты якобы из-за отсутствия последних, после появления заметки в газете сразу вдруг все нашлось.
     ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА стала недоступной для абсолютного большинства населения. Сами знаете, во что обходится сегодня обращение к юристу даже по пустяковому вопросу. В «Красной звезде», как, впрочем, в большинстве и других центральных газет, еще сравнительно недавно квалифицированную консультацию - и, конечно, бесплатно - можно было получить как по почте, так и побывав в приемной редакции. У нас, например, постоянно консультировали посетителей два юриста. За многие десятилетия люди к этому успели привыкнуть. Поэтому и поныне не проходит дня, чтобы в редакцию не поступали письма-просьбы дать ответ по правовым вопросам.
     Проходившая в 90-е годы оптимизация Вооруженных Сил, то есть доведение их численности до оптимальных размеров, не обошла стороной и «Красную звезду»: из штата редакции были исключены юрисконсульты. Однако люди по старой памяти продолжают писать. В поступающих в редакцию письмах по правовым, финансовым проблемам часто задаются вопросы, ответы на которые можно было получить на месте. Но люди пишут в Москву. Судя по тону писем - по причине недоступности местных чиновников и недоверия к ним. Недоверия, зачастую вызванного отсутствием должной компетенции, профессионализма. То ли в Ростовском облвоенкомате военному пенсионеру-инвалиду В. Савустяненко толком не объяснили, почему ему не положена прибавка к пенсии за выслугу лет, то ли он усомнился в том, что ему там ответили в строгом соответствии с законом, но, как бы то ни было, письмо в «Красную звезду» он написал.
     Редакция, не имеющая юрисконсульта, направила письмо ветерана в Департамент социальных гарантий Минобороны РФ. Врио начальника управления социального обеспечения А. Подковыров со ссылкой на соответствующие руководящие документы, которые есть в любом военкомате, кратко, на доступном языке объяснил, что надбавка положена только инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, коим В. Савустяненко не является. Думается, если бы такую консультацию пенсионер получил у себя в военкомате, где находится его пенсионное дело, то у него не было бы необходимости куда-то обращаться за разъяснениями.
     Подковыровым подписан ответ еще на од
     но письмо, полученное «Красной звездой» от проживающего в Литве пенсионера Министерства обороны РФ Л. Стороженко. Кстати, «пенсионные» письма из стран Балтии - не редкость. Почти все они об одном: российский Центробанк их «обсчитывает», устанавливая «не те» валютные курсы. Хотя, как явствует из ответа руководителя социального обеспечения, «при перерасчете снижение размера пенсий в иностранной валюте не допускается», однако даже состоявшееся недавно увеличение пенсии не позволяет угнаться за инфляцией, ростом цен. Отсюда и письма, жалобы. Обидно за людей: верно служили Родине и вдруг оказались в странах, для которых они мало того что чужие, а еще и «оккупанты». И кто за них еще может заступиться, как не Россия. Им нужна не только моральная поддержка - здесь мы еще умеем быть щедрыми, - но и материальная.
     Военному летчику майору Ю. Королькову, тоже по просьбе редакции, отвечает уже сама руководитель Департамента социальных гарантий А. Кондратьева. До 1992 г. офицер служил в Вооруженных силах СССР, с 1992-го до увольнения в 1997-м по оргштатным мероприятиям с льготной выслугой 21 год и пенсией - в ВС Украины. В 2007 г. восстановился на службу в ВС РФ на летную должность по контракту.
     Должна ли служба в ВС Украины быть учтена для назначения процентной надбавки за выслугу лет при ежемесячном начислении денежного довольствия? Это вопрос. А вот ответ: «Военная служба граждан РФ в вооруженных силах государств - участников СНГ засчитывается в выслугу лет для выплаты указанной надбавки только при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации». Ответ неутешительный, и есть повод усомниться в справедливости закона. Но закон есть закон.
     У «ПРАВОВОЙ» редакционной почты есть еще одно направление. Его можно назвать следственно-судебное. Все чаще в «Красную звезду» люди обращаются не за консультацией, а как к судебному арбитру. Прочитав такое письмо, трудно сказать, кто прав: следователь, доведший подозреваемого до скамьи подсудимых, судья ли, принявший «эстафету» и превративший обвиняемого в осужденного, или же мать, чей сын признан преступником, но который, по ее твердому убеждению, «и мухи не обидит».
     Вот два последних материнских письма. У одной сын обвиняется в «дедовщине», у другой - в разбойном нападении. Обе в один голос заявляют: их дети невиновны. Есть такое выражение: материнская любовь слепа. Но кто знает? Нахожусь под впечатлением состоявшегося недавно «Воскресного вечера с Владимиром Соловьевым». Ведущий, а вместе с ним известный адвокат, не менее известный журналист, а также депутат Госдумы, в недавнем прошлом сотрудник ФСБ, горячо обсуждали положение дел в следственных и судебных органах. Говорили эмоционально, но это не был спор. Все четверо сошлись в одном - следственная работа в России поставлена, мягко говоря, из рук вон плохо. Слово «беспредел» повторялось не раз.
     Всякие письма приходят. Один старший офицер еще совсем недавно писал в редакцию о ненадлежащем расследовании уголовных дел в военном следственном отделе Следственного комитета при Прокуратуре РФ по одному из гарнизонов Тихоокеанского флота. Причем аналогичные жалобы он направлял не только в редакцию. Если же взглянуть на статистику, то следователей упрекнуть и не в чем. В части, где писавший в «Красную звезду» офицер был заместителем командира, за последние полгода, как сообщает старший помощник военного прокурора ТОФ полковник юстиции И. Руфф, за уголовные преступления осуждены шесть военнослужащих.
     А 18 апреля и сам офицер «за превышение должностных полномочий с применением насилия» и «за принуждение свидетеля к даче ложных показаний» получил три года условно с испытательным сроком в два года, да еще должен будет уплатить штраф в размере 40 тыс. рублей. Вот и рассуди, что это было: то ли попытка наступления как лучшего способа обороны, то ли что-то иное...
     Сейчас в Госдуме готовится внесение существенных поправок в Закон «О средствах массовой информации». Хотелось, чтобы пресса в конце концов стала поистине четвертой властью, а не клапаном для выпуска накопившегося в обществе пара.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex