на главную страницу

18 Июня 2008 года

Армия и общество

Среда

НАСЛЕДНИКИ ГРИЗОДУБОВОЙ

Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда».
Фото автора.



Начало нового летнего периода обучения в войсках ознаменовалось значительной активизацией боевой работы во всех видах Вооруженных Сил и родах войск. Для ВВС летний период - это всегда наиболее подходящие для летной работы погодные условия. Увеличенные за последнее время лимиты топлива позволяют авиационным частям организовывать две, а то и три летные смены в неделю. О том, насколько «легки на подъем» самолеты военно-транспортной авиации и кто сегодня поднимает их в воздух, выяснял наш корреспондент, побывав в одном из полков 61-й воздушной армии Верховного Главного Командования (военно-транспортной авиации), объявленном лучшим в объединении по итогам 2007 года.

     Подлетая к Смоленску, еще с воздуха видишь фирменную бело-голубую раскраску на бортах военно-транспортных Ил-76. Самолеты гвардейского Красносельского Краснознаменного авиационного полка им. В. Гризодубовой встречали нас на аэродроме Северный, выстроившись в идеальный ряд. Сойдя с самолета, мы сразу отправились на сбор летного состава, чтобы присутствовать при постановке задач на предстоящие полеты.
     - При таком количестве топлива, которое сейчас есть, мы планируем две летные смены в неделю. При благоприятных погодных прогнозах готовы выполнять и три летные смены в неделю, поскольку интенсивно готовим молодой летный состав, - обрисовал ситуацию командир полка летчик 1-го класса гвардии полковник Николай Краснокутский.
     В последние годы молодым летчикам не уделялось должного внимания: топлива не хватало даже на подготовленных пилотов. Вопрос боеготовности занимал больше, чем работа «на будущее», поэтому все внимание было сосредоточено на опытных экипажах с целью поддержания их «в форме». Такое положение дел и заложило «бомбу замедленного действия», опасность которой становилась все более ощутимой. В то же время существенное сокращение летного состава в период реформы Военно-воздушных сил, ситуации, когда летчик мог два года не подходить к самолету, ударили в первую очередь по подготовленным пилотам. Летчики в самом расцвете сил (30-35 лет) были уволены по оргштатным мероприятиям или уходили в запас по собственному желанию. Например, в полку на сегодняшний день 80 процентов летного состава - летчики 1-го класса. Казалось бы, этим можно гордиться. Однако все они уже либо достигли предельного возраста пребывания на службе, либо подходят к этому рубежу. В целом наиболее опытные летчики продлили контрактом службу в среднем на три года, поскольку есть желание летать, и, возможно, другой жизни они себе не представляют.
     - Скрывать не буду, на сегодня образовался провал между подготовленными летчиками предельного возраста и очень молодыми, которые сейчас только начинают готовиться к серьезной летной работе. Нет былой преемственности поколений, - замечает гвардии полковник Николай Краснокутский. - Поэтому сейчас мы стараемся дать максимум навыков молодым летчикам, чтобы они достойно приняли эстафету у тех, кто уже достиг предельного возраста. Это и есть наша основная задача, которую мы пытаемся решить.
     О том, что в предстоящих полетах основное внимание уделено молодому летному составу, можно было догадаться по лицам пилотов, заполнивших аудиторию на постановке задач. В ходе плановой подготовки молодого летного состава в предстоящих полетах задействованы как лейтенанты, штатные офицеры полка, так и пятикурсники Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков и Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов. Лейтенанты, только что прибывшие из училищ, обычно, приступают к полетам на слетанность в составе опытных экипажей - это основной принцип. К молодому командиру корабля прикрепляют более опытного помощника, который сможет ему помочь в любой ситуации.
     - В этом году несколько молодых и перспективных летчиков получили 1-й класс, а к осени по плану получат еще трое, - не без удовлетворения заметил командир полка.
     Не менее важной задачей, как подчеркнул полковник Краснокутский, стало практическое обучение курсантов, прибывших в полк на войсковую стажировку. Им предстоит освоить программу первоначальной летной подготовки на самолетах Ил-76. Налет на каждого члена экипажа за эту смену должен составить порядка полутора часов. Общий же налет за весь период стажировки - не менее 50 часов. На практике, если летчик с первого дня начинает летать, то, как правило, проблем с дальнейшим летным совершенствованием у него не бывает.
     - Курсанты прибывают в полк как раз в тот период, когда у нас наиболее активная летная работа. Приятно сознавать, что у тех, кто доучился до пятого курса, есть четкая мотивация к летной работе. На днях я лично летал с одним из них, и он показал достойные знания и навыки, - делится впечатлениями комполка.
     Вторая основная задача, как обозначил ее гвардии полковник Краснокутский, - подготовка экипажей к более сложным видам полетов, в боевых порядках. Пилотирование самолетов на минимальных дистанциях, на которых выполняются боевые задачи, сложно как технически, так и психологически. Поэтому не менее важным, помимо подготовки курсантов, является именно такого рода продвижение экипажей по курсу боевой подготовки.
     Кроме того, в течение года летчика ждет определенное количество проверок по видам летной подготовки. Для опытного командира корабля их пять. Один из них - действия экипажа при отказе двигателя. Другими словами, двигатель выключается в полете и летчик имитирует аварийную посадку. Есть и такие полеты, которые выполняются без обеспечения радиотехническими средствами, с имитацией отказа навигационных систем самолета. Летчик учится выдерживать режим по другим дублирующим приборам и системам. В этих условиях отрабатывается автономное выполнение посадки. И обязательно выполнение полетов на боевое применение, а для военно-транспортной авиации - это десантирование войск.
     В общей сложности к предстоящим полетам привлекался 21 экипаж. Однако в целях сохранности ресурса авиационной техники в небо поднимались всего шесть самолетов. Для того чтобы выработка ресурса авиапарка производилась ступенчато, часть самолетов используется исключительно в учебно-боевых целях: для полетов в районе аэродрома. Ту авиатехнику, которая имеет больший ресурс, берегут для решения основных задач по предназначению.
     Говоря о боевой учебе, командир полка подчеркнул, что с каждым годом отношение командования воздушной армии и ВВС к летному составу и его подготовке меняется к лучшему. Прежде всего увеличился лимит топлива и соответственно налет, в том числе молодого пополнения. Это дает уверенность, что они вскоре займут свое место в рядах подготовленного летного состава, отметил гвардии полковник Краснокутский.
     В то же время в лучшем полку ВТА есть и наболевшие вопросы. Непонятная ситуация складывается в отношении инженерно-технического состава.
     - Обеспечивающие службы постепенно сокращаются, а чтобы поднять самолет в воздух, нужна слаженная работа большого числа специалистов, - посетовал комполка.
     В соответствии с новой оргштатной структурой полк уплотнился почти вдвое, а обеспечивающие части и того больше: почти в два с половиной раза. А если брать в долевом соотношении, то летный состав - это всего лишь 10 процентов от всего личного состава полка. Части обеспечения (ОБАТО) сегодня в состоянии лишь сохранить в боеготовом состоянии объекты аэродрома, которые на глазах стареют и постепенно приходят в негодность.
     Работа наземных служб, возможно, не столь заметна, как летная, однако вне зависимости от количества самолетов, задействованных в полетах, к обеспечению самих полетов привлекается порядка 400 человек. Притом из авиаполка лишь около 150, остальные - из служб наземного обеспечения. Уже за пять часов до полетов начинается подготовка к ним, в дело включается разветвленная структура со своей техникой и личным составом по обеспечению летной смены. Именно от работы этих специалистов зависят успешность и безопасность полетов.
     Как отмечалось, по итогам прошлого года полк признан лучшей авиационной частью военно-транспортной авиации. Как, отметил командир полка, это совокупный итог работы всего личного состава части, а не только пилотов. Конечно, авиационный полк - это прежде всего летчики, но их работа невозможна без четкого наземного обеспечения.
     - Если касаться чисто летной работы, то прогресс очевиден, - заключил нашу беседу командир полка. - Что касается всего остального, то необходимо работать, и очень много.

     На снимке: Командир полка с руководителями наземных служб обсуждает задачи предстоящих полетов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex