на главную страницу

19 Июня 2008 года

Страна и мир

Четверг

ВИЛЬНЮС БОИТСЯ МОЛОТА

Виктор РУЧКИН.



     Во вторник сейм (парламент) Литвы принял законопроект, запрещающий использование советской и нацистской символики в общественных мероприятиях. В законе, в частности, указано, что «на собраниях в Литве запрещено использовать нацистскую и коммунистическую символику, которая может восприниматься как пропаганда нацистских и коммунистических оккупационных режимов», также «запрещено демонстрирование флагов и гербов, знаков и униформ нацистской Германии, СССР, Литовской ССР, а также флагов, знамен, гербов, знаков, униформ, составными частями которых являются флаги, гербы нацистской Германии, СССР и Литовской ССР». Кроме того, запрещена демонстрация изображений руководителей национал-социалистов Германии и КПСС. Законом также «запрещено использование нацистской свастики, советского серпа и молота, советской пятигранной красной звезды, а также исполнение гимнов нацистской Германии, СССР и Литовской ССР».
     Этим решением литовские власти вновь пытаются поставить знак равенства между историей СССР и историей фашизма. При этом их, похоже, ничуть не смущает тот факт, что для многих народов Европы, в том числе и литовцев, символика СССР стала в годы войны символом борьбы с фашистской Германией. Вильнюс по сути плюнул в душу тем, кто проливал кровь, неся освобождение от фашистского рабства. Хотя это и неудивительно, зная трогательную заботу властей Литвы и других прибалтийских республик о всякого рода ветеранах фашистских соединений Waffen-SS, которые ходят колоннами по улицам Вильнюса, Риги, Таллина.
     - Это очередная крупная ошибка литовских политиков, - заявил, комментируя в средствах массовой информации решение сейма, председатель Комитета по международным делам Госдумы РФ Константин Косачев. - И это тот случай, когда ошибка хуже преступления. То, что Литва сохранилась как нация и восстановила сейчас свою государственность, это прямой результат победы Советского Союза со всей его символикой. То, что случилось после этого, действительно заслуживает осуждения, этого нельзя отрицать, но это две совершенно разные темы. И приравнивать Советский Союз к гитлеровской Германии кощунственно и недопустимо.
     Не чем иным, как желанием до предела обострить отношения с нашей страной, объяснить эти действия Литвы невозможно. Тем более что они далеко не единичные. Буквально на днях парламент в очередной раз поднял вопрос о «компенсациях за оккупацию». Правда, чтобы «успокоить Москву», литовские парламентарии предложили подсчитать ущерб и от нацистской оккупации. Однако президент Валдас Адамкус отверг это предложение, заявив, что его республике вполне хватит «компенсаций за оккупацию» от России. А посему выдвигать аналогичные претензии к Германии несвоевременно и нецелесообразно. Да и Германия, по его мнению, с Литвой уже расплатилась. Правда, не за оккупацию, а за принудительные работы литовцев в концлагерях. Во-вторых, претензия к Германии «повредит имиджу Литвы». «Литва пока не готова требовать возмещения от Германии. К таким шагам необходимо хорошо подготовиться, а не доставать эту идею как зайца из шапки. Это может нанести серьезный вред нашему имиджу», - подчеркнул литовский президент.
     А предъявление претензий России, выходит, повышает этот «имидж». Ведь тема «компенсации за советскую оккупацию» Вильнюсом с периодическим упрямством муссируется с начала 1990-х годов. В 2002 году сейм принял даже специальный закон, который обязал правительство инициировать переговоры с Москвой о возмещении ущерба за «советскую оккупацию» и информировать об этом ООН, Совет Европы и Европейский союз. 30 июня 2005 года сейм одобрил резолюцию, призывающую Россию признать факт советской оккупации государств Балтии, и выразил надежду, что ущерб будет выплачен. В январе нынешнего года сейм уже потребовал от России возместить ущерб. При этом его председатель Викторас Мунтянас заявил, что нет смысла продолжать дискуссии по вопросу об ответственности России за ущерб, причиненный республике в советский период. И добавил: «Юридически узаконено, что Россия является преемницей прав и обязанностей бывшего СССР, поэтому не следует обсуждать и то, что тот, кто перенимает права и обязанности, перенимает и ответственность». Озвучена и сумма иска к РФ, которую литовские эксперты вычисляют исходя из разных показателей: начиная от компенсаций депортированным и заканчивая компенсациями моральными - за советскую архитектуру, изуродовавшую исторический облик ряда городов республики. Отсюда окончательная цифра разнится от 3 до 28 млрд. долларов.
     Естественно, Россия ничего платить не намерена. И не только потому, что Литва за годы советской власти получила гораздо больше. Одни лишь территориальные приобретения чего стоят. А это, напомню, столица Вильнюс (отнята у поляков и передана Литовскому государству Сталиным в 1940 году), морской порт Клайпеда (отнята у немцев и присоединена к Литве в 1945 году), часть «сувалкского выступа» (выкуплена СССР у Германии в 1940 году для Литвы) и часть бывших белорусских земель (переданы в дар Литве в честь ее вступления в СССР в 1940 году).
     Важнее другое: с точки зрения международного права никакой советской оккупации Литвы, как и Латвии с Эстонией, не было. Так, Нюрнбергский трибунал определил, что с доктриной покорения нельзя согласиться до тех пор, пока существует армия того государства, которая ведет вооруженную борьбу за возврат этой территории ее законному владельцу. Но никакого вооруженного сопротивления в Прибалтике ни в 1939, ни в 1940 годах не было, а ввод советских войск осуществлялся с ведома и согласия тогдашних правительств. Отсутствуют и другие признаки оккупации: в республиках проводились выборы в местные и центральные органы власти, не вводились чрезвычайные законы. Наконец при оккупации материальные средства вывозятся, а в Прибалтику они, наоборот, ввозились. По некоторым оценкам, советский режим направил в Литву 65 млрд. долларов капиталовложений.
     Что же касается пакта Молотова - Риббентропа, то Россия его осудила, и это зафиксировано в литовско-российском договоре об основах государственных отношений от 29 июля 1991 года. А посему возвращаться к этой теме Россия, как не раз подчеркивали ее официальные представители, не намерена, поскольку «нельзя извиняться каждый год».
     Но Литва не единственная среди прибалтийских республик активизировала антироссийский курс. Вот и Латвия ужесточает свою борьбу с русским языком. 17 июня ее правительство поддержало новую редакцию закона о высшем образовании. В соответствии с ней вузам, получающим поддержку от государства, будет запрещено преподавать на языках, не являющихся официальными языками ЕС, в том числе и на русском. «Все высшие учебные заведения, которые получают помощь от государства, можно приравнять к государственным. У них нет права свободно выбирать язык обучения», - заявил премьер-министр Латвии Ивар Годманис, комментируя изменения в законодательстве. Если новый закон, который теперь должен быть утвержден парламентом, вступит в силу, то возможность преподавать на русском языке останется только у частных вузов.
     Причем в борьбе с русским языком латышские власти доходят порой до абсурда. Например, они предъявили серьезные претензии главному тренеру национальной хоккейной сборной Олегу Знароку - известному в прошлом советскому хоккеисту. В апреле перед отлетом вместе с командой в Канаду на 72-й чемпионат мира по хоккею он провел в Риге пресс-конференцию. И стал говорить на ней на родном для него языке - русском. Сразу после пресс-конференции Знарок был вызван в так называемый Центр государственного языка, где ему сообщили о всей серьезности и недопустимости его поступка. И добавили, что по возвращении из Канады ему как минимум предстоит собеседование на предмет соответствия занимаемой должности, где он должен будет доказать свое владение латышским языком.
     Нынешний всплеск антироссийской риторики в странах Балтии вовсе не случаен. Ведь всегда все неуспехи как в экономике, так и в государственном строительстве можно списать на Россию. Тем более что сегодня прибалтийские республики переживают далеко не лучшие времена. Еще несколько лет назад их из-за быстрого роста экономики называли прибалтийскими «тиграми». Однако ныне там звучат сигналы тревоги, вызванной сокращением производства, галопирующей инфляцией и падением потребления. Например, в Латвии в апреле после существенного повышения тарифов на электроэнергию инфляция достигала 17,5% в годовом исчислении, поставив тем самым европейский рекорд. «Тигр скрылся в кустах», - резюмировал, оценивая экономическую ситуацию в странах Балтии, бывший глава Центрального банка Швеции Бенгт Деннис.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex