ЧТО ЖЕ КРЕСТОНОСЦЫ? Они организовали правильное феодальное государство. Правильность объяснялась тем, что оно сразу же оказалось в окружении иноверцев и иноплеменных. В христианской Европе знать имела право служить любому государю, независимо от того, на чьей территории находились ее владения. Барон-боярин мог без ущерба для своих владений воевать против того государя, в пределах власти которого была его вотчина (синьория). Изменой считался переход на сторону противника во время боевых действий или без объявления причины отъезда. Поэтому все опоясанные мечом имели право свободного перехода.
Понятно, что на маленьком островке христианства в окружении клокочущей мусульманской стихии сохранять добрые обычаи покинутой родины было бы самоубийством. К 1100 году в Иерусалимском государстве крестоносцев установилось соборное управление. На время празднования Светлого Воскресения Господня (Пасхи) в Иерусалиме собиралась вся высшая титулованная знать королевства, а от остальной знати и всех сословий - избранные представители и, кроме того, знатные паломники.
Сочетая приятное с полезным, собравшиеся отмечали праздники на площади у церкви Воскресения или Гроба Господня, на общем совете решали совместно насущные вопросы. Король и патриарх не предлагали решений, а ставили перед собранием проблему или вопрос. Когда знать, духовенство, народное представительство и паломники принимали решение, король и патриарх утверждали его и исполнение этого решения было обязательным для всех под страхом церковного и светского наказания.
Установившиеся к 1100 году правила предусматривали 80 случаев, разрешавших королю без суда равных отнять вотчину у барона или поместье у рыцаря в случае отказа их от службы «словом и делом». Все спорные вопросы должны были решаться в суде равных, утверждаться высшим синьором и иерархом церкви. Несмотря на столь благие начинания, основным средством решения судебной тяжбы в делах о чести или при отсутствии убедительных свидетельств оставался судебный поединок - суд Божий.
В 1105 году в крестоносном королевстве был принят закон, разрешающий вилланам (зависимым земледельцам) свободный переход от одного властителя к любому другому. Мотивировка была простая - «да не радуются враги Христовы нестроению нашему». С тех пор побеги крепостных в Иерусалимском королевстве прекратились.
Между 1111 и 1119 годами, когда подрастало второе поколение переселенцев в святую землю, удалось решить и проблему изгойства - лишних людей. Были созданы духовно-рыцарские братства. Вступающие в эти закрытые конгрегации люди брали на себя три монашеских обета - послушания, бедности и целомудрия. Знать дополнительно клялась не проливать христианской крови, безвозмездно защищать паломников, отказаться от имения и «положить жизнь своя за други своя».
В силу обстоятельств вышло так, что королевство крестоносцев в начале XII века стало самым устроенным христианским государством. Внешняя опасность заставила выработать механизмы защиты от социального произвола, основанные на добровольном общественном союзе. Конечно, вся эта идеальная система могла работать только в одном случае: если бы общий интерес постоянно заставлял палестинских христиан отказываться от своих частных, иной раз корыстных побуждений. В королевстве, созданном участниками первого Крестового похода, были заложены новые основы государственного развития, ограничивающие как произвол королевской власти, так и своеволие знати. Это обеспечивало относительно бесконфликтное социальное бытие сословий.
В ЕВРОПЕ же внутридинастийная чехарда продолжалась. Авторитет высшей власти упал до крайности. Положение Германии или Франции было не лучше, чем нашего Отечества. Император, король, киевский Великий князь обладали в то время самой номинальной властью. Отнять вотчину у барона (боярина) - не то что казнить его смертью - было для них сложной проблемой, не говоря уже об управе со своей ближней и дальней родней.
И нет повести печальнее и нуднее, чем повесть о европейских делах в первой половине XII века. Русские летописи и западноевропейские хроники беспристрастно рассказывают об одних и тех же событиях: как дядя обидел племянника, а тот в ответ начал войну с ним. Локальный конфликт сразу же разрастался, но в итоге все эти войны завершались ничем. Очередной передел снова плодил недовольных. Так продолжалось до пятидесятых годов XII века.
Вдруг во Франции, Германии, Англии, Византии и на Северо-Востоке Руси появляются государи, которые начинают проводить принципиально одинаковую внутреннюю политику, основное направление которой - укрепление центральной власти.
Кто эти государи? Во Франции - Людовик VII, в Германии - Фридрих II Барбаросса, Англии - Генрих II, Византии - Мануил I, в России - Андрей Георгиевич, еще при жизни прозванный Боголюбским, сын Ростовско-Суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого, внук Владимира Мономаха, праправнук Ярослава Мудрого.
Самым старшим из них по возрасту был Андрей Георгиевич (1110 года рождения), самым младшим - Генрих II, король Английский, герцог Нормандский (1130 года рождения). То, что все они в той или иной степени были родственниками, дотошные могут проверить сами, приложив некоторые усилия. Особенно близкие отношения у Андрея Георгиевича были с Фридрихом II Барбароссой и Мануилом I. В письмах императоры называли русского князя братом, считали равным себе. Император Фридрих был настолько привязан к Андрею Георгиевичу, что распространял эту привязанность не только на его брата Всеволода Георгиевича, наследовавшего Владимирское княжество после князя Андрея, но и на любого из его родственников. Так, стоило ему узнать, что объявившийся при его дворе Владимир Ярославич, изгнанный из отечества и бежавший из венгерского плена, - племянник Всеволода Георгиевича, как он выдал ему 2.000 марок серебром и приказал польскому королю, тогда вассалу империи, вернуть бедолаге отнятое наследство.
Сын Барбароссы Конрад Швабский покровительствовал сыну Андрея Георгию после его развода с грузинской царицей Тамарой. Георгий Андреевич получил один из имперских ленов в Штирии, основал род фон Рюстовых. Но это частности.
Главное то, что между этими пятью государями существовала какая-то незримая связь и что все они, кроме Людовика VII, завершили свои дни трагически. Беспристрастный взгляд легко обнаруживает, что одновременная столь идентичная деятельность в одном направлении внутригосударственного строительства исключает случайное совпадение и не может не иметь общего первоисточника. Жизненные пути государей не могли не пересекаться в каком-то одном общем месте и не быть связанными каким-то одним общим делом.
Исключая Андрея Георгиевича Боголюбского, в отношении остальных ни тайн, ни загадок нет. Государи встречались в Константинополе во время второго Крестового похода 1147 - 1149 годов. И Фридрих, и Людовик, и Генрих Анжуйский по нескольку месяцев жили при дворе Мануила I и общались с ним. С нашим князем намного сложнее, о нем вроде бы известно все, но...
АНДРЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ родился в 1110 году в Ростове Великом. О том, чем он занимался до 1150 года, в наших летописях данных нет. С того года начинается его нелегкая и бурная деятельность в водовороте внутридинастийной войны за попранную справедливость. Андрей показывает в бесчисленных битвах чудеса храбрости, врываясь в самую гущу противника, но в сражения вступает неохотно, предлагая лучше решить дело миром и щадить кровь христианскую.
Его отец Георгий (Юрий), прозванный еще при жизни Долгоруким, в 1147 году начал в союзе со Святославом Ольговичем Черниговским войну против Изяслава Мстиславича Черниговского. Поясню: Георгий I , или Юрий Владимирович Долгие Руки, был младшим сыном Владимира Мономаха от его второй жены, германской принцессы. Он был трижды женат. О первой его жене сведений не сохранилось. Вторая жена (1107 - 1115 гг.), ставшая матерью Андрея Боголюбского, была половчанкой, дочерью хана Алепы. Третья - Елена, византийская принцесса, дочь Иоанна Комнина, мать Всеволода Большого Гнезда (1125 - 1170 гг.).
Очередной княжеской разборке, начавшейся в 1147 году, предшествовали печальные события. Жители Киева совершили преступление - нарушили клятву и низложили великого князя Игоря Ольговича. Спустя несколько месяцев он будет убит озверевшими фанатиками у алтаря в церкви (об этом подробнее несколько ниже). Сын старшего сына Владимира Мономаха Изяслав Мстиславич по приглашению киевлян короновался великокняжеским венцом. Новый великий князь начал боевые действия против брата низложенного Игоря - черниговского князя Святослава. Тому, имевшему ограниченные возможности, после ряда поражений пришлось у Юрия Долгорукова просить управы на племянничка. Ростовско-Суздальский князь откликнулся на зов пострадавшего и объявил мобилизацию. К нему Юрий Долгорукий отправил довольно ограниченный контингент войск под предводительством своего сына Иоанна.
Подавляющему большинству наших современников средневековая война представляется как сражение противоборствующих войск на пространстве чуть больше футбольного поля. Боевое соприкосновение действительно было таким, если дело до него доходило. Война же - это не только сражение. Война и в то время, если в нее не влезали случайно, была очень серьезным предприятием.
Политические цели, которые ставили перед собой государи, вписанные на скрижали истории, требовали всестороннего обеспечения: обоснованного повода к войне (kasus belli), соответствующего количественного и качественного состояния войск, условий для бесперебойного снабжения и восполнения потерь действующих войск, обеспечения безопасности тыла.
Не имея оснований для расхваливания Юрия Долгорукого, следует отметить, что свою войну с Изяславом Мстиславичем он обеспечил всесторонне. Если Изяславу пришлось испытать и отложение киевлян, и измену союзников, и бегство на чужбину, то для Долгорукого даже военные неудачи проходили довольно безболезненно. Чем больше поражений он терпел, тем лучше оснащенные войска выставлял в следующую кампанию и тем хуже складывались дела у его победителей...
НИЗЛОЖИЛИ, посадили в темницу и постригли великого князя Игоря Ольговича в январе1147 года. Весь февраль великокняжеские рати Изяслава Мстиславича гоняли Святослава Черниговского, пока к нему на помощь не подошло ополчение Ивана (Иоанна) Георгиевича. Но Иван заболел и умер. Святослав Черниговский был в отчаянии. Тогда-то Долгорукий и позвал его в свои владения в административный центр Москву, где союзники встретились 28 марта и где до конца апреля того же года сосредоточивались войска.
Ополчение, основную силу которого составляли половцы и бродники (бродити - «плавать»), нанесло первый удар по союзникам Киевского князя. После ряда неудач те запросили мира у Долгорукого и Святослава. Эта была первая неудача Изяслава. Очередным сюрпризом для него стал церковный раскол. Против избранного собором русских епископов митрополита Климента Смолятича решительно выступил Новгородский архиепископ Нифонт. Он проклял собор и нового митрополита.
В результате военных неудач и церковного нестроения 18 июня в Киеве в самый час Божественной литургии озверевшая толпа фанатиков в церкви святого Федора у алтаря убила Игоря Ольговича. Его обнаженный труп бросили на торговой площади. В том же году он был канонизирован Русской Православной Церковью. Изяслав оставил виновных без наказания и расследования дела не провел. В глазах современников это выглядело, по меньшей мере, как попустительство.
На Киевском князе уже было две вины: он не по праву короновался и убил святого человека. С 18 июня 1147 года война Долгорукого и Святослава Черниговского против Изяслава окончательно обрела видимость справедливой. Однако действия велись вяло. К исходу 1148 года Святослав Черниговский заключил мир с великим князем.
Изяслав, которого поддерживали новгородцы, в конце 1149 года перенес боевые действия на территорию Юрия Долгорукого. Боевые действия длились до таяния снегов (весна 1150 года), киевляне и новгородцы доходили до Углича и окрестностей Ярославля. Не взяв ни одного города и ограничившись грабежом и разорением окрестностей, союзники разбрелись по домам.
В июне 1150 года Юрий Долгорукий повел свое воинство к Киеву. Его сын Андрей Георгиевич (Боголюбский) был с ним. Святослав Черниговский со своим ополчением сразу же присоединился к Ростовско-Суздальской рати. Простояв около месяца под Белой Вежей в надежде, что Великий князь Изяслав испугается и бежит из Киева, союзники двинулись к Переяславлю и осадили его.
Изяслав прибыл на выручку и вошел в осажденный город. 23 августа произошла Переяславская битва. Войска стояли напротив друг друга, и поначалу бой с той и другой стороны вели только стрелки. На закате Андрей Георгиевич предложил отцу отвести войска в лагерь. Они отводились не сразу, а поэшелонно и по рубежам. Одни прикрывают других поочередно. Киевский князь не понял этого замысла, решил, что противник бежит, и бросился на него. В результате великокняжеские войска были атакованы одновременно с трех сторон.
Переяславцы и черниговцы перешли на сторону Долгорукого, а киевляне, берендеи и черные клобуки вместе с великим князем сбежали с поля боя. Победа была полной, союзники вошли в Переяславль, а через три дня Киев распахнул перед ними Золотые ворота.
Изяслав удалился во Владимир-Волынский. Не рассчитывая на свои силы, он позвал себе на помощь короля Венгрии Гейзу, герцога Богемии Владислава и короля Польши Болеслава Кудрявого, с которыми находился в родстве. Однако до решительного столкновения дело не дошло. Два короля и герцог отправили послов к Долгорукому со словами: «вы нам еста в отца место... а мы есмы по Бозе все Христиане». Переговоры завершились успешно, союзники Изяслава удалились, и Долгорукий решил отнять все города у проигравшего великого князя.
Но Изяслав предпочитал смерть позорному миру, и война вспыхнула с новой силой. Боевые действия начались осадой Луцка. Первым под его стены подошел Андрей Георгиевич со своими отрядами и союзными половцами. 8 февраля ночью, во время очередного приступа, половцы бежали, оставив Андрея одного с двумя оруженосцами.
Андрей, увидев знамена своего отца, приближавшиеся к городу с другой стороны, и сильную вылазку неприятеля, пришпорил коня и устремился в самую гущу нападающих. На мосту он был окружен ими. Князь уже изломал копье, камни сыпались со стен как дождь. Конь Андрея был ранен и исходил кровью, пика пехотинца проткнула ему живот и застряла в седельной луке. Князь, призвав на помощь святого Федора Стратилата, изрубил нескольких нападавших, готовых поднять его на копья, и конь вынес его к своим. Через несколько мгновений конь пал от ран. Благодарный Андрей похоронил его на берегу реки Стырь и поставил памятник.
Осада Луцка продолжалась три недели. До решительного сражения дело так и не дошло. Изяслав сложил с себя великокняжеское достоинство. Долгорукий обещал отдать Киев и великокняжеский венец своему старшему брату Вячеславу. Однако сделать это он не торопился и Киев оставил за собой. Война вспыхнула с новой силой. Уверенный в доброхотстве киевлян, Изяслав с малочисленным отрядом пришел к берегам Днепра. Долгорукий, для которого появление неприятеля оказалось полной неожиданностью, бежал в Городец. Изяслав опять вошел в Киев.
(Продолжение следует.)