на главную страницу

26 Июня 2008 года

История Отечества

Четверг

КТО ПОМОЖЕТ СИЗИФУ?

Николай ПАЛЬЧИКОВ, «Красная звезда».



Работу военных архивистов можно, пожалуй, сравнить с непрестанным трудом легендарного грека, который по наказу богов закатывал на гору тяжелый камень. Достигнув вершины, камень скатывался к подножию, и Сизиф снова начинал свой нелегкий подъем. Но, ей-Богу, древнему греку было проще: его «Олимп» был пониже и не надо было каждый раз перелопачивать гору в поисках нужного «камня»...

     НАЧНЕМ С ЦИФР. 17 млн. 615 тыс. 547 дел хранится в Центральном архиве Минобороны России и его филиале (данные на 1.04.2008 г.). Если сложить все эти папки с документами, получится этакая Джомолунгма высотой за 8 км – в Греции таких гор нет. И хотя какая-то часть документов ежегодно подлежит уничтожению по срокам давности, их общий объем нарастает с каждым годом.
     А теперь представьте, что на вершине этой Джомолунгмы находитесь вы, уважаемый читатель, или ваш родственник – в общем, один из полумиллиона «паломников», которые каждый год вынуждены совершать «восхождение» в архив. Сидите и ждете, когда седой архивный сизиф переберет по фондам и разделам гору документов, отыщет нужные и доставит их вам. Кому для научной статьи или диссертации, ведь архивы для специалистов вроде приисков, где они, подобно старателям, зарабатывают свой хлеб. Другие нуждаются в подтверждении ранения или участия в военных действиях, иных сведений – для пересчета пенсии и льгот. Да мало ли какой ответ из прошлого потребуется получить! А если еще не приходилось обращаться сюда – не зарекайтесь... Потому и прошу всех и каждого проникнуться заботами архивов.
     С СЕРЕДИНЫ 1990-х годов архивохранилища ЦАМО переполнены, мест для приема новых документов нет. Это было связано прежде всего с выводом групп войск из Польши, Венгрии, Чехословакии, Германии, Кубы и т.д. Огромные массивы документов частей и соединений, военных организаций, расформированных или перешедших в новое подчинение, заняли архивные стеллажи на 100 процентов. И это при том, что за последние 20 лет для ЦАМО и Центрального военно-морского архива не построено ни одного хранилища.
     Некоторые подвижки начались с января 2005 года, когда по решению тогдашнего главы военного ведомства началось выделение средств (по 20 млн. рублей ежегодно), но только для капитального ремонта хранилищ и замены инженерных коммуникаций.
     В марте 2007 года руководством Минобороны России принято решение по проработке проекта строительства нового архивного комплекса.
     Справка. Центральный архив Минобороны РФ размещается на базе бывшего военного училища в г. Подольске Московской области. После Великой Отечественной военнопленные немцы восстановили казармы и оборудовали их стеллажами. Несмотря на значительную территорию (33 га) и немалое количество архивных зданий (27), ЦАМО давно не отвечает требованиям времени.
     Огромная территория ЦАМО явно не нужна, как излишни для ее охраны воинское подразделение и собственная пожарная команда, которые после постройки нового комплекса попросту не потребуются. Достаточно использовать современные средства охраны и пожарной сигнализации, пожаротушения, чтобы значительно сократить штат охраны и оптимизировать расходы на нее.
     В том же 2007 году в Подольском архиве установили 87 автоматизированных рабочих мест. (Комплект каждого АРМ включает монитор, сканер, процессор, клавиатуру, ксерокс, факс, выход на сервер и т.д.) В этом году должно быть оборудовано еще около 300 АРМ.
     Предстоит новая огромная работа по созданию электронного архива – очень дорогая и трудоемкая, как свидетельствует мировой опыт. Именно поэтому в большинстве даже самых больших современных архивов Запада в электронный вид переведены не все документы, а главным образом каталоги, путеводители по архивным фондам, научно-справочная литература. В общем, уже выделены средства (300 млн. рублей) для начала этой работы по перелопачиванию всей «сизифовой горы».
     Ее объемы могла бы здорово сократить передача на государственное хранение архивов периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а это около 9 млн. дел. Но срок депозитарного хранения этих документов по договору от 26 июня 2007 г. с Федеральным архивным агентством России истекает только в 2016 году, т.е. через восемь лет. Возможна ли передача фронтового архива до истечения этого срока – вопрос сложный: у ФАА РФ тоже проблемы с архивными площадями и недостатком средств.
     Сложным остается и вопрос с текучестью и некомплектом кадров архива. Так, в штате ЦАМО на сегодня вакантны 38 процентов должностей, то есть из десяти положенных по штату имеются только шестеро сотрудников. При их зарплате в 4,5 тыс. рублей вакансии заполнить нереально. Когда в Подольске были времена длительных задержек зарплаты на предприятиях, за работу в архиве люди держались: это был один из немногих островков пусть недостаточной, но стабильной оплаты труда. Сегодня средняя зарплата по городу 15 тыс. рублей – и тут архив уже не конкурент как достойный работодатель. Выход может быть один – безотлагательно повысить оклады гражданского персонала хотя бы на 50 процентов.
     Это тем более важно потому, что из года в год растет количество обращений в архивы. Ежемесячно в ЦАМО поступает до 30 тыс. запросов, в год – до 360 тысяч! А теперь представьте, сколько архивных дел (зачастую из разных фондов) предстоит проработать сотруднику, чтобы ответить вроде бы на простой вопрос о начислении пенсии. Ведь надо найти из всех дел пять лучших лет, когда человек получал наибольшую зарплату. А человека переводили с должности на должность, повышалась его классность и тарифный разряд, его часть или организация меняла дислокацию и подчиненность... И все это необходимо найти, сделать выписки и копии, сравнить множество данных только для ответа по одному запросу!
     Кстати, интересна статистика обращений в архивы Минобороны России. До 50% они приходят из стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья! Это говорит, очевидно, и о том, что бывшие граждане СССР, имевшие отношение к Вооруженным Силам, оказываются там перед всеми новыми требованиями местных властей.
     ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ расширения доступа к архивным документам остается работа по их рассекречиванию. Всего подлежит рассекречиванию 5 млн. 200 тыс. дел периода Великой Отечественной войны. С 1997 по 2008 год в Главных и Центральных управлениях Минобороны было рассмотрено 328 тысяч 891 архивное дело. Из них рассекречено 280 тысяч 144. При таких темпах работа будет завершена только через 170 лет...
     В силовых структурах давно обсуждается идея о создании штатных экспертных групп в архивных службах, которые занимались бы только этими вопросами. Ведь работа по снятию грифов секретности ведется постоянно и касается не только периода войны – через каждые 30 лет положено анализировать дела на предмет рассекречивания. Что касается документов Великой Отечественной, то завершить экспертизу по их рассекречиванию предстоит до 1 декабря 2010 года.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex