на главную страницу

27 Июня 2008 года

Тема номера

Пятница

СБЛИЖЕНИЕ НА ЮГРЕ

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».




     В четверг в Ханты-Мансийске начал работу очередной саммит Россия - ЕС, давший старт долгожданным переговорам по выработке нового базового соглашения между Россией и Евросоюзом. Действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве истекло в 2007 году, а новое в силу известных причин, связанных с препонами Польши и Литвы, подготовлено не было. В результате образовался некий правовой вакуум, при котором в одинаковой мере страдали интересы обеих сторон.
     Как сообщил прессе помощник главы государства Сергей Приходько, в четверг вечером Дмитрий Медведев в неформальной обстановке принял руководителей Евросоюза за рабочим обедом. В пятницу же состоится основное заседание, в ходе которого стороны начнут обсуждать новый документ. Соглашение видится помощнику президента «сжатым, без чрезмерной детализации, но юридически обязывающим, политически весомым и ориентированным на будущее». Оно должно носить «рамочный характер и предусматривать планомерное развитие системы секторальных соглашений, которая могла бы обеспечить необходимую гибкость отраслевому взаимодействию России и ЕС в целом», пояснил Приходько.
     Он напомнил, что в числе главных препятствий принятия нового соглашения была Энергетическая хартия, на подписании которой упорно настаивали многие представители ЕС, желающие обеспечить своим странам свободный доступ к российским энергетическим ресурсам.
     Диалог затруднялся также из-за желания некоторых государств ЕС обставить переговоры с Россией собственными условиями. Например, Литва добивалась учета своих требований возобновить поставки по нефтепроводу «Дружба». Вильнюс также хотел, чтобы Россия возместила ущерб лицам, депортированным из Прибалтики во время «советской оккупации».
     Есть и другие спорные вопросы, которые мешают продвигать стратегически важный документ. К примеру, абхазская тема, при обсуждении которой европейцы почему-то поддерживают сторону Тбилиси. И это при том, что Москва говорит сугубо европейским языком, настаивая на «бережном отношении к существующим переговорным и миротворческим форматам» и напоминая партнерам, что жители непризнанных республик должны иметь «право пользования механизмами социально-экономического обеспечения».
     Среди главных целей переговорного процесса Приходько назвал отмену визового режима между Россией и ЕС. По его словам, сейчас это уже не лозунг, а стратегическая задача для России. Причем первые результаты «диалога по визам вселяют определенный оптимизм».
     Наконец, переговоры по новому соглашению так или иначе будут обращаться к проблемам военной безопасности. А это размещение объектов американской системы ПРО в непосредственной близости от России, экспансия НАТО на восток, судьба Договора об обычных вооруженных силах в Европе и т.д.
     Высказываясь по проблеме ПРО на видео-пресс-конференции, организованной агентством РИА «Новости», постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов сказал, что Польша и Чехия - это члены не только НАТО, но и Евросоюза. И вот эти две страны вступают в переговоры, заключают соглашения с третьей страной, а именно с США, по столь чувствительному вопросу, без какого-либо обсуждения в рамках Евросоюза. Спрашивается: чего в этом случае стоит хваленая европейская политика в области обороны и безопасности?
     Как считают в Кремле, на подготовку нового соглашения потребуется примерно год. Там подчеркивают, что скорость верстки документа в большей мере зависит от европейцев. Срок действия будущего соглашения пока не определен. Он может быть рассчитан на пять лет, хотя прежний договор был десятилетним.
     Комментируя тему саммита в Ханты-Мансийске, некоторые западные средства массовой информации полагают, что встречи на нем помогут лучше узнать нового российского лидера. Или, как написала газета «Геральд трибюн» накануне, «прощупать» его. Иначе говоря, выявить, обладает ли Медведев теми качествами характера своего предшественника, которые затрудняли западным партнерам проталкивание идей, выгодных лишь им.
     Многие СМИ привели высказывания главы Российского государства о Евросоюзе, сделанные им на днях. В частности, то место, где Медведев отзывается о ЕС как о «вполне комфортном партнере», которому, однако, недостает «мобильности в принятии решений» из-за евросолидарности, создающей проблемы функционирования самого Евросоюза.
     По мнению Медведева, от такой практики иногда страдают не только российско-европейские отношения, но и интересы самого Евросоюза. В частности, Лиссабонский процесс, «когда одно государство способно заблокировать работу, проведенную десятком стран, очень сложную, связанную с историей, с культурными традициями, с экономикой».
     Внимание западных наблюдателей также привлекло заявление Медведева о том, что его собственный стиль в политике, в том числе во внешней, не меняет ее базовых основ. «Нюансы тона, нюансы произношения, нюансы стиля всегда присутствуют, это совершенно очевидно. Они должны быть у любого человека. Политик - тоже человек, у него тоже должны быть свой стиль и свой тон. Но это не меняет базовых основ политики», - подчеркнул Президент РФ.
     Во внешнюю политику России, указал Медведев, «могут вноситься те или иные коррективы, тем не менее ее суть остается неизменной. Она заключается в том, чтобы отстаивать национальные интересы России, отстаивать их на всех уровнях, по всему периметру международного сотрудничества, исходя из прагматических соображений, исходя из тех ценностей, которые мы считаем для себя определяющими».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex