на главную страницу

28 Июня 2008 года

Армия и церковь

Суббота

ДУХОВНЫЙ ЩИТ СОВРЕМЕННОГО ВОИНА

Беседовала Марина ВАСИЛЬЕВА.



В настоящее время силы, ведущие борьбу за мировое господство, огромное значение придают средствам информационно-психологического воздействия. Каковы формы этого воздействия, как должно ему противостоять? На эти вопросы отвечает генерал-майор запаса Александр Владимирович Черкасов, кандидат военных наук, преподаватель Военного университета Министерства обороны РФ, председатель попечительского совета Фонда помощи ветеранам и инвалидам силовых структур «Омофор».


     - Александр Владимирович, в последние годы появился новый термин «сетевая война». Что он означает?
     - Недавно два американских политолога Джон Аркилл и Дэвид Ронфельдт выпустили фундаментальный труд «Наступление сетевой войны: подготовка к конфликтам в информационную эпоху». По их мнению, цели сетевой войны совпадают с целями войн классических, но достигаются «совокупностью действий, направленных на формирование модели поведения друзей, нейтральных сил и врагов в ситуации мира, кризиса и войны».
     Это означает, что над страной – объектом воздействия – должен быть установлен полный контроль и обеспечена возможность тотального манипулирования в мирное время, в угрожаемый период и во время войны.
     - Насколько популярна концепция сетевой войны?
     - Подразделения информационно-психологической войны имеются в армиях всех западных государств, интенсивно создаются соответствующие структуры и органы управления, разрабатываются новые средства информационно-психологического воздействия. При подготовке и ведении операций любого масштаба обязательно планируются и осуществляются мероприятия информационно-психологического противоборства. При этом используются новейшие достижения науки и техники, новые сценарии, легенды, способы, комплексы и системы целенаправленного воздействия на психику военнослужащих и населения. После Вьетнама такие сценарии были реализованы в Гаити, Гренаде, Панаме, Персидском заливе (1991 г.), Сомали, Боснии, Югославии. Сегодня пришла очередь Ирака, Афганистана, Ирана, Северной Кореи и т.д.
     Эффективному информационно-психологическому воздействию на противника в США придается особое значение. Напомню известное высказывание председателя комитета начальников штабов ВС США во время событий в Гаити, в 1994 году, генерала Джона Шаликашвили: «Мы не побеждаем, пока Си-эн-эн не говорит, что мы побеждаем».
     - В чем особенности современного этапа информационно-психологической войны против России?
     - «Холодная война» против нашего отечества началась задолго до известной речи У.Черчилля в Фултоне. Все ее подразделения, силы и средства и сегодня продолжают функционировать. Объект приложения их усилий – Россия. Она – главная цель в глобальной сетевой войне.
     В последние десятилетия неуклонно меняется основное содержание войны. Противоборство в духовной, информационно-психологической сфере занимает в нем все большее место. Современная агрессия против России направлена на разрушение ее тысячелетних, прежде всего православных, духовных, мировоззренческих, нравственных устоев, против ее государственности и территориальной целостности.
     - Какую участь готовят России США и их союзники на мировой арене?
     - Идеологи международной информационно-психологической агрессии и силы, поддерживающие их в Великобритании, Франции, Дании, США, ПАСЕ, ЕС, ОБСЕ и т.д. не мыслят Россию в качестве самостоятельного субъекта мировой политики. Многие из них мечтают о ее разрушении.
     Имеется достаточно фактов, доказывающих, что цель и ближайшая задача международных террористов и многих западноевропейских политиков – оторвать Северный Кавказ от России, а в дальнейшем полностью разрушить Россию как государство. Весьма симптоматично, что на их стороне выступают некоторые наши отечественные либерал-демократы и так называемые правозащитники.
     - Как осуществляется информационная война на территориях бывших республик Советского Союза?
     - В своем наступлении на Восточную Европу, бывшие республики СССР и Россию США и НАТО не жалеют сил и средств для поддержки националистических, прозападных элит Украины, Грузии, в частности напрямую финансируют аппарат президента, правительства и все силовые структуры Грузии.
     - То есть задача нынешнего этапа информационной войны – подрыв стабильных, добрососедских отношений России с бывшими соотечественниками?
     - Да, именно на этом направлении сосредоточены и активно действуют значительные силы и средства информационно-психологических операций США и некоторых других стран. Внедрение нового «демократического» правопорядка происходит не только с помощью бомб, ракет, как в Югославии, Афганистане, Ираке, а прежде всего с помощью создания и сохранения зон «управляемой нестабильности». В 1990-е годы такие зоны были созданы на Балканах, в юго-восточной Азии. США поддерживают их существование в Закавказье, на Ближнем Востоке, вокруг Ирана, во многих регионах Африки и Латинской Америки.
     Сегодня, помогая сохранению политической нестабильности на Украине, США решают задачу внедриться в регион, создать военные базы, как они сделали в Косово. Войти и остаться навсегда – вот цель американской администрации. Цена достижения этой цели для США безразлична.
     В мире есть влиятельные силы, которые стремятся не допустить возрождения России и с этой целью спровоцировать конфликт между Украиной и Россией. Они не жалеют средств, чтобы взять Украину под контроль внешних центров влияния. Под их руководством «оранжевые» русофобы стравливают народы Украины и России, организуют и поддерживают их противостояние. К сожалению, им помогают очень многие наши СМИ и некоторые политики.
     - Но каковы будут последствия? Это США, по-видимому, не интересует?
     - Конечно. Им совсем не важно, будет ли Украина «демократической» или еще какой-то другой, сохранится или распадется. Они даже не против превратить всю Восточную Европу в зону управляемого конфликта.
     - Очевидно, главные принципы американской геополитики были заложены давно?
     - Вы правы. Нельзя забывать, что в фундамент внешней политики США очень давно заложена геополитическая теория и принцип стратегического истощения противника, которые они условно называют «петлей анаконды». Впервые это принцип был применен генералом Мак-Клеланом в гражданской войне 1861-1865 годов для стратегического истощения противника с помощью блокирования его сил по береговым линиям. Применялся этот принцип Соединенными Штатами и в «холодной войне» против СССР
     В наши дни эта теория, вопреки мнению некоторых аналитиков, не устарела, а распространила зону своего применения на Восточную Европу и постсоветское пространство. Ее правильнее называть «демократическая петля анаконды». Задушить в своих объятьях эта «анаконда» стремится в первую очередь Россию, затем Китай и так далее. Способов, форм и методов для этого используется множество, воистину «имя им легион». Это доктрины «открытых дверей», различные фонды, неправительственные и правозащитные организации.
     - А какие принципы российской геополитики?
     - 10 декабря 2007 года мы отметили 130 лет победы под Плевной, решающего события русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Высокий моральный смысл этой войны со стороны России является драгоценным достоянием русской и мировой истории. Ее главной целью было освобождение братских славянских народов, томившихся в турецком рабстве. И эта высокая цель была достигнута. Победа воинов России положила начало государственному развитию Болгарии, Сербии, Румынии и Черногории.
     Показательна реакция на эту победу
     Англии и США. После капитуляции армии Османа-паши в Лондоне началась настоящая паника. На второй день после падения Плевена лорд Э. Дерби передал русскому послу в Лондоне графу П.А. Шувалову меморандум с протестом против захвата проливов Русской армией и предполагаемого вступления в Константинополь. Вот вам пример, доказывающий, что «холодная война» началась не с фултонской речи У. Черчилля, а велась против России давно. В наши дни мы имеем дело с новыми формами этой старой войны.
     - Что изменилось за эти 130 лет в противостоянии России и ее противников на мировой арене?
     - Изменились оружие, силы и средства, способы ведения войны, но прежними остались глубинные причины – стремление к комфорту и наживе за счет других стран и народов. Изменилась лексика, более изощренными стали лицемерие, ложь, более бесцеремонными методы достижения целей.
     Но осталась неизменной и наша суть, в которой заключено основное условие победы. Как и века назад, победу определяет состояние духа солдат, офицеров и генералов.
     - Сохранился ли этот воинский дух в нынешних условиях?
     - В настоящее время Вооруженные силы России, мораль, сознание и психика военнослужащих, особенно офицерского состава, подвергаются серьезному испытанию. Вспомните, сколько унижали, обливали грязью людей в погонах, в первую очередь генералов и офицеров, разваливали и уничтожали армию и флот России.
     Почему абсолютное большинство из нас устояло и выдержало? Потому что в нас был жив дух жертвенной любви к Отечеству и глубоко укоренено чувство ответственности за его судьбу. В те годы мы поняли, сердцем ощутили, что именно православие является источником того духа, который делал русское воинство непобедимым. Любовь к Родине и боль за нее привели многих из нас к православной вере, вернули в лоно Матери-Церкви.
     - Каковы формы информационно-психологической войны против России и ее армии? Как бороться с ними?
     - Вернемся к вопросу о негативном информационно-психологическом воздействии на военнослужащих России.
     По моему глубокому убеждению, целенаправленная кампания против Вооруженных сил России продолжается. Следствием этой кампании может стать нравственное опустошение военных, потеря духовных основ и моральных ориентиров. И в настоящее время это наибольшая угроза государству.
     Данные военной прокуратуры о преступлениях среди военнослужащих свидетельствуют, что информационно-психологическая война против нас оказывает свое губительное воздействие.
     - Каковы главные задачи России в противодействии информационно-психологической войне со стороны Запада?
     - Сегодня Россия тратит на оборону около 900 млрд. рублей в год. Около половины из них – на новое вооружение и технику. Это очень хорошо. Но при этом нельзя забывать о «духовном оружии».
     В это же время в западных СМИ очень часто появляются сообщения об активных разработках технологий так называемых иммобилизующих систем, в том числе оружия, позволяющего контролировать сознание и психику военнослужащих. Упоминалась и программа «Троянский конь», цель которой – обеспечить нефиксируемое проникновение в информационные сети. Нельзя забывать и о перспективах использования в военных целях новейших научных достижений, в том числе нанотехнологий, которые некоторые ученые образно сравнивают с ящиком Пандоры. Риски непредсказуемы, и никто, кроме деятелей Церкви, о них не задумывается.
     Президент США Дж. Буш неоднократно заявлял, что его страна находится в состоянии войны на многие годы. О войне против России наконец стали говорить и у нас. После событий 1 сентября 2004 года в Беслане Владимир Владимирович Путин сказал: «Мы имеем дело… с тотальной, жестокой и полномасштабной войной, которая вновь и вновь уносит жизни наших соотечественников».
     Но говорить мало, необходимо адекватно и упреждающе действовать. Чтобы обеспечить безопасность, надо осознавать опасность. В наши дни в России многие ощущают чувство опасности, но не могут его идентифицировать. Это закономерное следствие многолетнего обмана, автором которого являются спецслужбы США. Его насильственное внедрение в массовое сознание граждан сначала СССР, а затем и России началось с прекраснодушного лукавства М.Горбачева и его подельников, щедро одариваемых и разными способами поощряемых зарубежными покровителями.
     Размывание «образа врага», утверждения об отсутствии у России «вероятного противника» и т.п. опасны тем, что деморализуют общественное сознание, в том числе и военнослужащих. Нас разоружают морально, стремятся лишить желания и воли к сопротивлению, к борьбе за настоящее и будущее России. Нам неустанно внушают, что внешней опасности для такой большой страны, как Россия, сейчас нет. Но это далеко не так.
     Как нам противостоять этому? Великий русский философ и патриот Иван Александрович Ильин на вопрос, что делать, если кругом враги, отвечал предельно конкретно и недвусмысленно: «Держаться за хитон России Православной».
     Очевидно, что лишь православная вера и православная культура могут быть основой духовной, морально-психологической устойчивости военнослужащих России перед ежедневным негативным информационно-психологическим воздействием на их психику и мораль.
     Исповедуя учение Иисуса Христа о спасении, православный воин заботится прежде всего о своей бессмертной душе, а потому не боится смерти. Он знает, что защита Отечества – это богоугодное дело. Когда наши воины шли в бой за Отечество, их мало смущало численное или техническое превосходство противника, ибо со времен святого благоверного великого князя Александра Невского они руководствовались девизом: «Не в силе Бог, а в правде!» Православная вера, объединение на основе стремления к духовным ценностям, исповедуемым в Православии, сохранение и защита единого православного Отечества, потребность во внутреннем духовном самосовершенствовании – вот столпы, на которых возрастали Святая Русь и ее воинство.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex