на главную страницу

28 Июня 2008 года

Армия и церковь

Суббота

ЦАРЬ КАК ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ

Сергей Порохин,
полковник запаса, кандидат философских наук, член Союза писателей России.



Будущего Верховного Главнокомандующего Императорской Русской армии сызмальства и весьма основательно готовили к воинскому служению лучшие военные педагоги того времени: Н.Н. Обручев (военная статистика), М.И. Драгомиров (боевая подготовка войск), Г.А. Леер (стратегия и военная история), Н.А. Демьяненко (артиллерия), П.Л. Лобко (военная администрация), О.Э. Штубендорф (геодезия и топография), Н.К.Г удима-Левкович (тактика), Ц.А. Кюи (фортификация), А.К. Пузыревский (история военного искусства).

     Николай с самых ранних лет начал изучать военную службу, на практике – в разных родах войск и на флоте. Для изучения пехотной службы цесаревич провел два летних лагерных сбора в строю лейб-гвардейского Преображенского полка. Следующие два ежегодных войсковых сбора – в лейб-гвардии гусарском полку, сначала в качестве младшего офицера, а затем – эскадронного командира. Лагерный сбор 1905 года Николай проходил в рядах гвардейской артиллерии и закончил строевую службу, возвратившись в лейб-гвардейский Преображенский полк уже командиром 1-го батальона, имея чин полковника. И в этом звании Николай Александрович оставался до конца своих дней.
     Император Николай II выступал инициатором разоружения армий европейских государств, запрещения использования армиями негуманных средств войны: газы, разрывные пули. Именно ему принадлежала идея создать Гаагский международный суд. Николай уделял немалое внимание вопросам образования народа, например, был инициатором введения гимнастики в программу общеобразовательных народных школ России. Планировал завести плавательные бассейны во всех кадетских корпусах, как и в образцовом – Пажеском.
     Царь лично участвовал в военных маневрах русской армии. К тому же он был неутомимый ездок, закатывал концы верст по 12 без передышки. Свита зачастую сильно отставала. Начальник канцелярии министра двора генерал А.А.Мосолов вспоминал: «В одной лишь среде царь чувствовал себя по-товарищески: среди военных. Во время обсуждения в военном министерстве вопроса о перемене снаряжения пехоты государь решил проверить предложенную систему сам и убедиться в ее пригодности при марше в 40 верст. Он никому, кроме министра двора и дворцового коменданта, об этом не сказал. Как-то утром потребовал себе комплект нового обмундирования, данного для испробования находившемуся близ Ливадии полку. Надев его, вышел из дворца совершенно один, прошел 20 верст и, вернувшись по другой дороге, сделал всего более 40, неся ранец с полною укладкою на спине и ружье на плече, взяв с собою хлеба и воды, сколько полагается иметь при себе солдату. Вернулся царь уже при заходе солнца, пройдя это расстояние в восемь или восемь с половиною часов, считая в том числе и время отдыха в пути.
     23 августа 1915 года он вступил в командование армиями, находившимися в критическом положении. Потери составляли самый большой процент за всю войну. А ведь Русскую армию до 23 августа 1915 года возглавлял опытный и авторитетный Верховный Главнокомандующий Великий Князь Николай Николаевич, но и он не смог сдержать противника.
     Приказ по армии и флоту от 23 августа 1915 года гласил: «Сего числа Я принял на СЕБЯ предводительствование всеми сухопутными и морскими вооруженными силами, находящимися на театре военных действий. С твердою верою в милость Божию и с непоколебимой уверенностью в конечной победе будем исполнять наш святой долг защиты Родины до конца и не посрамим земли русской».
     «Господи, помоги и вразуми меня», – написал он в этот день в своем дневнике. Смена командования всколыхнула на подвиг русские войска. В первый же день, как стало известно, что сам царь возглавил армию, наши войска на Юго-Западном фронте успешно атаковали противника. Было взято свыше 150 офицеров и 7000 солдат, 30 орудий и много пулеметов. Положение на фронте резко улучшилось. Войска перестали отступать, фронт стабилизировался, тыл успокоился, оборонная промышленность стала наращивать выпуск необходимого количества артиллерийских снарядов.
     «История скажет, каким крестным путем шла, с какими сверхчеловеческими трудностями боролась летом 1915 года наша армия», – свидетельствовал протопресвитер Русской армии Георгий Шавельский.
     Деятельность императора на посту главнокомандующего дала впечатляющий результат. Ежемесячные потери только военнопленными сократились с 200 тысяч до 16. Менее чем через год после того, как Николай возглавил армию, русские войска смогли совершить неслыханный по масштабу сражений знаменитый Луцкий прорыв, названный Брусиловским по имени нового командующего Юго-Западным фронтом генерала Алексея Алексеевича Брусилова. Русские войска в Брусиловском прорыве тогда взяли до полумиллиона пленных солдат и офицеров противника. При этом и работа оборонной промышленности по обеспечению тяжелого вооружения, поставка на фронт необходимого количества снарядов и патронов за это время также была успешно налажена.
     «Но государственный корабль России, преодолев океан, разбился о скалы уже вблизи долгожданной гавани», – примерно так высказался Черчилль о судьбе России. На весну 1917 года Ставкой планировалось решающее наступление, которое должно было привести к победе над противником, чьи резервы уже были исчерпаны. Увы, Господь не благословил Россию победой.
     После устранения от командования царя пошел развал армии. Черчилль писал: «В 1917 году русский фронт был сломлен и деморализован. Революция и мятеж подорвали мужество этой великой дисциплинированной армии, и положение на фронте было неописуемым».

     На снимке: Солдаты первой мировой войны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex