на главную страницу

1 Июля 2008 года

Страна и мир

Вторник

«БЕЛЫЕ» НАДЕЖДЫ ФРАНЦИИ

Владимир КУЗАРЬ.



14 июля, в День взятия Бастилии, на Елисейских Полях, главной улице Парижа, как всегда пройдет красочный военный парад. Публику вновь будут удивлять стройными рядами представители сухопутных сил, восхищать пышными мундирами кавалеристы, поражать своей мощью танковые колонны и изумлять мастерством в воздухе летчики. Однако за всем блеском парада с недавних пор скрывается, утверждают эксперты, плачевное состояние вооруженных сил Пятой республики. Как пишет немецкая «Тагесшпигель», солдаты вынуждены покупать часть снаряжения за свой счет и разбирать не пригодные к полетам вертолеты на запчасти для еще находящихся в строю машин. Да и сам президент Николя Саркози не скрывает, что только каждый второй танк «леклерк», некогда гордость французской армии, сегодня находится в состоянии боевой готовности. Именно такое положение вооруженных сил стало одним из побудительных мотивов для главы французского государства отдать в прошлом году распоряжение о пересмотре военной доктрины и подготовке в этой связи новой «Белой книги по вопросам обороны и безопасности», которую он недавно представил широкой общественности. Сейчас она находится на рассмотрении парламента, а затем войдет в пятилетний план военного развития Франции, который должен быть одобрен к концу нынешнего года.

     
Армия будет меньше

     Это не первая такая книга во французской истории. До нее были опубликованы еще два издания подобного рода - в 1972 и 1994 годах. Однако от предыдущих нынешняя отличается коренным образом, так как излагает не только чисто военные и военно-технические аспекты развития вооруженных сил, но и вопросы глобальной стратегии обороны и безопасности Франции в контексте международных, экономических и стратегических интересов.
     «Я хочу, - заявил Николя Саркози, ставя задачи перед членами комиссии по подготовке «Белой книги», - чтобы вы представили мне глобальную и обновленную стратегию обороны и национальной безопасности, которая гарантировала бы соблюдение интересов нации в случае возникновения внезапной стратегической угрозы». И добавил: «Именно на такой расширенной базе я намерен начать реформу государства, чтобы приспособить его к вызовам завтрашнего дня в сфере нашей безопасности, к транснациональным масштабам грозящих опасностей и должным ответам на эти угрозы. Необходимо добиться ликвидации излишних рамок, существующих между службами и частями административного аппарата, повышения возможностей сотрудничества между родами войск и видами вооруженных сил, улучшения межминистерских связей, совершенствования способности к осуществлению более эффективных действий в координации с нашими европейскими и международными партнерами, которые уже провели модернизацию структур». «Ваша задача - помочь сделать крайне важный выбор для страны: определить иерархию целей национальной обороны и безопасности, необходимую стратегию, вооружение и оборудование, формат сил, финансирование, человеческие ресурсы, соотношение усилий в сферах разведки, промышленной политики и научных исследований», - подчеркнул французский президент.
     Насколько удалось комиссии реализовать эти задачи, нам еще предстоит узнать. Однако уже первые отклики на новую «Белую книгу» показывают, что она получила неоднозначную оценку как внутри страны, так и за ее пределами. И прежде всего в отношении предполагаемой реформы вооруженных сил. Ее суть сводится в достаточно четкую формулу: армия должна стать меньше, но более эффективной. Добиваться этой цели предлагается путем сокращения численности вооруженных сил, оснащения их высокотехнологическим вооружением, повышения мобильности войск и усиления средств ядерного устрашения.
     Согласно предлагаемой модернизации французской армии ее численность в предстоящие шесть - семь лет сократится с нынешних более 320 тысяч человек до 225 тысяч. При этом сухопутные силы будут насчитывать131 тысячу человек, ВВС - 50 и ВМС - 44 тысячи. В качестве первого шага предполагается сократить 54 тысячи. «Я знаю, что это существенное сокращение, но оно коснется в первую очередь административных кадров и гражданского персонала», - пообещал военным президент. Одновременно он вынужден был откликнуться и на критические высказывания отдельных политиков в связи с ожидаемым уже в этом месяце объявлением о закрытии примерно 50 военных баз, гарнизонов и других оборонных объектов, которые давали всем окрестным деревням и даже городам возможность заработать. «Военные гарантируют безопасность, а не экономику», - заявил Саркози по этому поводу.
     Сокращение численности армии вовсе не означает, что Франция пойдет на уменьшение военных расходов. Наоборот, они будут расти, и если сегодня финансирование оборонной сферы ведется на уровне 1,7 процента от ВВП, то через несколько лет оно увеличится до 2 процентов. И это при том, что все бюджеты с 1980 года принимаются с дефицитом: в последние годы он колеблется в ежегодном исчислении в размерах 35 - 45 млрд. евро. «Я даю слово, что бюджет на оборону не сократится, а с учетом инфляции будет увеличен с 2012 года, то есть во время моего мандата», - подчеркнул Саркози, выступая перед военнослужащими с презентацией «Белой книги». И добавил, что до 2020 года на вооруженные силы будет выделено 377 млрд. евро, 200 из которых пойдут на оснащение войск новым вооружением и боевой техникой.
     
Ядерное устрашение сохранится

     Особое внимание в этом плане будет уделено переоснащению сухопутных сил, и прежде всего повышению их эффективности и воздушной мобильности. Для этого в войска поступят новые транспортные вертолеты, беспилотники, а также индивидуальные боевые комплекты, ориентированные на интеграцию солдат в цифровую систему управления боем. Уже к 2010 году все пехотные полки должны быть полностью обеспечены комплектами FELIN-I. Комплект включает шлем с мини-монитором, униформу с бронежилетом, набор электронного оборудования (радио, навигационные приборы, видео- и инфракрасные камеры, блок управления), оружие и элементы питания. В качестве оружия может быть штурмовая винтовка Giat FAMAS F1 калибра 5,56 мм, снайперская винтовка Giat FR-F2 калибра 7,62 мм или легкий пулемет FN Herstal Minimi калибра 5,56 мм. Все это должно превратить солдата в настоящую боевую систему. С 2015 года планируется начать разработку комплекта FELIN-II.
     Задача состоит лишь в том, чтобы реальная стоимость программ создания вооружений сильно не расходилась с запланированной. А то, например, программа разработки и поставок во французскую армию 700 единиц новой колесной боевой машины пехоты VBCI (и ее командно-штабного варианта), которая должна осуществляться с этого года, уже сейчас на 700 млн. евро превышает запланированную стоимость в 2,2 млрд. евро. По этой причине французы вынуждены пересматривать возможности оснащения войск той или иной боевой системой и даже отказываться от некоторых из них.
     Например, отложено решение флота о строительстве второго авианосца, создание которого может обойтись Франции в 2,7 млрд. евро. Будет сокращено с 17 до 12 количество строящихся фрегатов типа «Фремм». А вот расходы на создание и запуски разведывательных спутников будут значительно увеличены. Это вызвано желанием изменить кардинальным образом роль разведки, что, по словам Саркози, стало одним из принципиальных нововведений в военной доктрине страны. Для его реализации будет создан совет по разведке во главе с президентом, при котором учрежден пост национального разведкоординатора.
     Реформа предусматривает повышение мобильности оперативных сил. Корпус быстрого реагирования сокращается с 50 до 30 тысяч человек с одновременными поставками ему новых транспортных самолетов и вертолетов. Это позволит в сжатые сроки перебрасывать силы корпуса на расстояние 7—8 тыс. километров от Франции. Париж намерен и дальше сохранять свое военное присутствие на восточном и западном побережьях Африки, хотя некоторые из четырех находящихся здесь постоянных военных баз будут закрыты. В соответствии с новыми стратегическими приоритетами Саркози еще в январе объявил о создании новой базы в Абу-Даби в зоне Персидского залива. Будут также созданы специальные силы численностью до 10 тысяч военнослужащих. Они предназначены для борьбы с международным терроризмом и кибератаками.
     Все эти изменения будут происходить на основе, как подчеркнул Саркози, сохранения стратегии ядерного устрашения. Ее суть сформулирована президентом Жаком Шираком в июне 2001 года и состоит в том, чтобы «помешать любому потенциальному агрессору посягнуть на жизненные интересы Франции путем создания угрозы, которой он в этом случае подвергнется... Средства устрашения существуют не для того, чтобы выиграть войну, а для ее предотвращения. Речь идет о нанесении агрессору ущерба, равного по масштабам как минимум той выгоде, на которую он рассчитывает». Новая «Белая книга» оставила эти задачи неизменными, определив лишь направления дальнейшего развития ядерных сил.
     В настоящее время они представлены прежде всего морской составляющей. А это 3-я эскадра ПЛАРБ, в состав которой входят одна подлодка старого типа «Энфлексибль» и три - нового типа «Триумфан». Каждая лодка имеет 16 пусковых установок для ракеты БРПЛ М-45, оснащенной шестью боеголовками TN75. Планами модернизации предусмотрена замена в 2010 году «Энфлексибль» еще одной подводной лодкой типа «Триумфан», которая была спущена на воду 31 марта нынешнего года. С конца 2010 года начнется их перевооружение на новую шестиблочную БРПЛ М-51 (с дальностью стрельбы до 8.000 км, что на 2.000 км больше, чем у БРПЛ М-45). После 2015 года ожидается поступление на вооружение усовершенствованной БРПЛ М-51 (вариант 2) с новой ядерной боеголовкой TNO.
     Авиационный компонент ядерных сил состоит из двух типов самолетов: 60 истребителей-бомбардировщиков «Мираж-2000Н» и 24 палубных истребителей-бомбардировщиков «Супер Этендер», базирующихся на атомном авианосце «Шарль де Голль». Эти самолеты имеют на вооружении крылатые ракеты ASMP с дальностью действия до 300 км на большой высоте полета и до 80 км - на низкой высоте полета. С 1988 года крылатые ракеты ASMP оснащаются ядерными боеголовками TN81. К концу этого года все самолеты «Супер Этендер» планируется заменить новыми истребителями-бомбардировщиками «Рафаль», оснащенными усовершенствованными ядерными крылатыми ракетами ASMP-A с увеличенной до 500 км дальностью стрельбы. «Рафалями» заменят к 2015 году и 40 самолетов «Мираж-2000Н». Таким образом, к 2015 году авиационный компонент ядерных сил сократится на треть и будет насчитывать 64 самолета «Рафаль» с крылатыми ракетами ASMP и ASMP-A.
     
И вновь в НАТО

     Контроль над своим ядерным арсеналом как средством сдерживания Франция сохранит в любом случае, заявил Николя Саркози, представляя «Белую книгу». И добавил, что «Франция - независимый союзник, свободный партнер. Я поддерживаю принципы, которые в свое время сформулировал генерал де Голль: во всех случаях Франция будет оставлять за собой право самостоятельно оценивать целесообразность применение войск в той или иной операции». Эти слова прозвучали в контексте того, что французский президент пообещал вернуть страну в интегрированное военное командование НАТО и предложил создать европейскую систему обороны со штаб-квартирой в Брюсселе. В принципе это он сделал еще в апреле на бухарестском саммите НАТО, однако на сей раз вопрос о возвращении Франции в интегрированную военную структуру НАТО поставлен уже на официальную основу.
     Как известно, Франция покинула военную структуру НАТО в 1966 году, желая сохранить за собой право принятия решений об использовании национальных вооруженных сил и нанесении ядерного удара. И это решение де Голля сохранялось почти тридцать лет. Первые признаки отхода от него появились в 1992 году, когда президент Франсуа Миттеран выразил пожелание, чтобы Франция принимала участие в работе структур НАТО, занимающихся урегулированием боснийского кризиса. После этого Франция с каждым годом активизировала военное взаимодействие в рамках альянса: то проведет на территории страны натовские учения, то предоставит в распоряжение Брюсселя свои разведывательные самолеты АВАКС, то возглавит натовские войска в Афганистане. В октябре 2007 года Франция уже руководила большим морским учением НАТО в Адриатике. Так что Саркози лишь легализовал стремление Парижа вернуть страну под боевые знамена НАТО. Правда, при выполнении двух условий - значительного продвижения европейской политики в области безопасности и обороны и обеспечения французским военным более высоких позиций в командовании НАТО. «Без продвижения по этим двум предварительным условиям реинтеграции не будет», - сказал как-то французский президент в интервью «Нью-Йорк таймс».
     Намерение возвратиться в НАТО некоторые наблюдатели объясняют опасением Парижа, что расширение альянса приведет к укреплению позиций США и ФРГ на континенте, и прежде всего на его юге, который был всегда зоной особых интересов Франции. Как и Африка, куда устремились и Вашингтон, специально создавший африканское командование американских вооруженных сил, и подталкиваемый им Североатлантический блок. Поэтому, как утверждается, в Париже решили, что будет лучше держать этот процесс под своим контролем. И не случайно французы не скрывают, что хотели бы видеть своих представителей во главе южного командования ВС НАТО. Париж также настаивает на углубленной дискуссии о «границах НАТО», он против интеграции в альянс стран Тихоокеанского региона, в частности Японии и Австралии, включения в него Украины и Грузии, превращения НАТО в глобальную военно-политическую организацию, подменяющую ООН.
     Считается также, что Париж, возвращаясь в НАТО, потеряет часть независимости Франции в проведении военной политики, компенсировать которую он намерен за счет евроинициативы. Об этом свидетельствует и тот факт, что одновременно с публикацией «Белой книги», где изложена эта идея, Париж разослал европейским правительствам пятистраничные предложения, которые включают переход к общему финансированию военных операций, создание единых воздушно-транспортных сил, запуск общеевропейских военных спутников, учреждение европейского оборонного колледжа и развитие программ обмена офицерами между странами Евросоюза. Кроме того, предлагается создать единый оперативный штаб ЕС в Брюсселе для руководства зарубежными военными операциями. Нет сомнения, что Париж будет настойчиво стремиться к претворению в жизнь этих предложений. Тем более что с 1 июля Франция будет председательствовать в Евросоюзе.
     Идеи реинтеграции в военные структуры НАТО и «оживления» европейской политики в области безопасности и обороны, изложенные в «Белой книге», вызвали наиболее оживленную дискуссию как во Франции, так и за ее пределами. «Интеграция в НАТО означает подчинение иностранной державе, которая зачастую имеет совсем другие интересы, нежели Европа. Если Франция вступит в НАТО, кто сможет возразить американцам на международной сцене?» - написала, например, «Дефанс насьональ». «Реинтеграция Франции в военные структуры НАТО стала бы большой ошибкой против свободы Франции и независимости Европы», «Франция должна будет подчиняться решениям, принятым в Вашингтоне», «Оборона Франции не будет больше основываться на собственных силах» - такие мнения своих читателей приводит «Монд».
     Против французской евроинициативы высказалась Великобритания, которая неизменно выступает против возможного дублирования командных структур НАТО. Однако Вашингтон, которого явно устраивает интеграция Франции в НАТО, стал менее негативно, как пишет «Гардиан», воспринимать перспективу военного объединения ЕС и в настоящее время подталкивает своих британских союзников к достижению договоренности с Саркози по вопросу общеевропейского штаба.
     В этой связи напрашивается вывод, что подлинная цель пересмотра военной доктрины Франции, которая изложена в новой «Белой книге», состоит в стремлении Парижа к более тесному сближению с Вашингтоном и повышению военно-политического статуса Франции. И это может привести к серьезным изменениям в и так уже непростом европейском ландшафте стабильности и безопасности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex