на главную страницу

1 Июля 2008 года

Наше наследие

Вторник

Возрождение колесницы

Александр БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».



     СРАВНЕНИЕ НЕ НОВО, однако любой хороший музей можно уподобить айсбергу, где в качестве малой «надводной» части выступает экспозиция, то есть то, что представлено посетителям, а большая часть собрания сокрыта в фондах. Но если судьба любого айсберга заранее предрешена - он будет плавать по морям, пока не растает, то музейное собрание - это живой, развивающийся, постоянно совершенствующийся организм.
     В качестве примера можно взять один из крупнейших и лучших военных музеев мира - находящийся в Санкт-Петербурге Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, история которого перевалила уже на четвертое столетие. Чтобы подтвердить вызывающий удивление солидный возраст музея, возьмем III том Военной энциклопедии, изданный в 1911 году, и прочитаем со ссылкой на 1703 год, что «к этому времени следует отнести начальный момент зарождения на Руси военного древнехранилища, ныне дошедшего до наших дней под наименованием Артиллерийского исторического музея». Так что Артмузей - будем называть его так по старой традиции - ровесник города на Неве.
     Сегодня мы много говорим о формировании военно-патриотического сознания, о воспитании любви и уважения к армии, а также о повышении социального статуса военнослужащих в нашем обществе. Опыт многих десятилетий показывает, что пока в структуре Министерства обороны есть такие подразделения, как Артиллерийский и Военно-морской музеи, Институт военной истории, Центральный академический театр Российской армии, Воениздат, редакции газеты «Красная звезда» и военных журналов, эти проблемы будут решаться гораздо более успешно. Ведь армия, как и любая силовая структура, организация достаточно закрытая, а потому в мирное время впечатление о ней чаще всего создается именно за счет таких специфических военных структур.
     Так вот, вернемся к Артмузею.
     - Главная задача музея - не только пополнить фонды, но и сохранить их в той степени, в которой они находятся, а при необходимости дать экспонатам «вторую путевку» в жизнь, - рассказывает его начальник, заслуженный работник культуры РФ, доктор исторических наук Валерий Крылов.
     В профессиональных кругах считается, что любой музей зиждется на «четырех слонах»: собирании, сохранении, изучении и популяризации своих сокровищ. Вот только слово «сохранять» применительно к экспонатам большинство посетителей понимают в упрощенном виде: мол, сохранить - это чтобы предмет был на месте, чтобы его не украли. Но это не сохранность, а безопасность! Между тем, даже оставаясь на своем месте, музейный предмет может быть утрачен как материальная субстанция. Время и окружающая среда самым губительным образом воздействуют на исторические реликвии - выцветают и стираются тексты, рассыпается бумага, ржавчина поедает металл, а моль - ткани... Конечно, такое повсеместно происходит и в быту, но если предметы домашнего обихода мы в таком случае без особого сожаления выбрасываем, то утрата даже одного музейного экспоната может стать трагедией национального масштаба. Чтобы было понятно, попробуйте представить себе Зимний дворец без императорского трона, Третьяковскую галерею - без картины «Утро в сосновом лесу» или Московский Кремль - без Царь-пушки. Ведь все это - музейные экспонаты...
     Сколько раритетов собрано за три с лишним столетия в Артмузее! Буквально о каждой из хранящихся здесь коллекций можно сказать: крупнейшая в России. Ведь в залах и фондах представлены не только пушки, как считают некоторые не слишком любознательные граждане, но и разнообразное холодное и огнестрельное оружие всех времен и народов, знамена и штандарты, обмундирование и награды многих стран мира, уникальные документы, ценнейшие произведения живописи, графики и скульптуры... Все эти сокровища надо сохранить для будущих поколений, как бы громко это ни звучало.
     Но как сберечь музейные предметы? Лучше всего поместить их в фондохранилище, где поддерживается соответствующий климатический режим, оборудованы хорошие стеллажи - в общем, созданы идеальные условия. Но ведь музеев без экспозиции не бывает, а в залах условия совсем не такие идеальные! Мало того, за последние годы во всех вообще военных музеях активизирована выставочная работа, что предполагает вывоз экспонатов за их пределы, а это и транспортировка, и различные климатические условия.
     Вот и получается, что для того чтобы сберечь экспонаты, нужна реставрационная работа - сложная, кропотливая, дорогостоящая, но крайне необходимая.
     ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ Крылов, которого я знаю довольно давно, человек не просто деятельной, но и воистину заразительной энергии. Полковник запаса, не одно десятилетие прослуживший в ракетных войсках и являющийся их большим патриотом, он считает Артмузей вверенным ему передовым рубежом, вот и содержит все тут в полной исправности и боеготовности. Кстати, питерские хранители старины когда-то с сомнением отнеслись к назначению начальником музея этого типичного «войсковика» с громким командным голосом и продубленным полигонными ветрами лицом. Даже посмеивались поначалу, но довольно скоро ирония сменилась уважением, а несколько позже так и вообще завистью к коллективу Артмузея. Мол, повезло коллегам с начальником: такую работу Крылов развернул, так сумел музей поднять, такая в коллективе сложилась хорошая обстановка!
     Впрочем, в подробности вдаваться не будем - «Красная звезда» не раз писала о проводимых здесь выставках, о создании экспозиции «Калашников: человек, оружие, легенда» - это практически музей в музее, потому как тут хранится самая крупная в мире коллекция оружия конструктора, с которым Артмузей давно дружит, о мероприятиях по увековечению памяти генерал-лейтенанта Николая Бранденбурга - директора музея с 1872 по 1903 год, и о многом ином. Поэтому сейчас рассказ идет о том, как уже довольно давно Крылов понял, что крупнейшему российскому военно-историческому музею необходимо подразделение, которое будет заниматься обеспечением сохранности экспонатов.
     Ну а дальше надо знать, что Валерий Михайлович отступать не привык. Благодаря помощи организационно-мобилизационных структур Главного ракетно-артиллерийского управления, в ведении которого находится музей, в 1999 году в его штат был введен военно-научный отдел обеспечения сохранности памятников культуры и истории. Это было очень непросто, но Крылов сумел укомплектовать его первоклассными специалистами, которые раньше работали в лаборатории реставрации и консервации документов Академии наук, принимали участие в реставрационных работах после пожара в БАН - библиотеке академии, имеют десятки изобретений и рационализаторских предложений по вопросу сохранности музейных экспонатов. Это нынешние заместитель начальника музея по учету и хранению - главный научный сотрудник, кандидат культурологии Светлана Успенская, начальник отдела кандидат химических наук Валерия Кобякова и старший научный сотрудник Ирина Кулешова - одна из лучших в России специалистов «по бумаге». Впрочем, в отделе работают не только «именитые» сотрудники, сюда приходит и молодежь после вузов.
     Для реставрационных мастерских, чтобы специалисты работали в нормальных условиях, были выделены дополнительные помещения - несколько сот квадратных метров, закуплено современное оборудование. Например, лаборатория для обработки «биоповрежденных» предметов, которая есть далеко не в каждом крупном музее.
     РАССКАЗЫВАТЬ о реставрационной работе непросто. В ней нет и быть не может каких-то мгновенных успехов или зрелищных эффектов - это очень трудоемкое, кропотливое дело, исключительно ручной труд, требующий терпения, умения и очень серьезных знаний. Причем пусть не покажется это кому-то странным, но основная ценность этого труда состоит именно в том, чтобы работа реставратора была незаметна. Поэтому, например, девушки-реставраторы собирают известные им растения, высушивают их, делают отвар и по старинному рецепту красят сукно или шелк.
     Видел я, как старший научный сотрудник Ирина Кулешова собирала из крошечных кусочков сургучную печать на старинном конверте, которая вся рассыпалась за несколько столетий... Когда кусочки сургуча займут свои «исторические» места, печать будет «зафиксирована» и передана в архив. И никто даже не подумает, что совсем недавно эта печать рассыпалась в сургучную пыль...
     Чтобы все было сделано должным образом, к каждой работе необходимо очень тщательно готовиться - возможности музея, где есть архив, библиотека и фонды, это позволяют. К тому же в музее действует реставрационный совет, которым руководит Светлана Успенская, в него входят все реставраторы, ведущие сотрудники отделов, а на его заседания обычно приглашаются хранители той вещи, которая будет реставрироваться. Совет утверждает программу реставрации и методику, которая будет применяться. При необходимости для обсуждения приглашают ведущих реставраторов из Эрмитажа, Этнографического и Русского музеев.
     Кстати, «история реставрации» каждого памятника документируется. Фотографируется и описывается вид предмета до реставрации, в процессе ее и по окончании, все эти материалы потом прикладываются к паспорту, который утверждается руководителем работ и администрацией...
     Рутина еще та, но зато и через много лет специалисты разберутся, что, как и когда было сделано с драгоценной реликвией, что необходимо доделать и переделать с учетом современных методик.
     ОБЪЕКТ ОСОБОЙ гордости Артмузея - так называемый «Рыцарский зал», экспозиция «Оружие Западной Европы XV - XVII веков». Сверкают латы, поблескивают клинки, восседает на коне облаченный в броню всадник... Экспозиция впечатляет, но мало кому ведомо, что все это - шедевр работы реставраторов - специалистов по металлу, коже, дереву и других... Ведь представленное здесь защитное вооружение, людское и конское снаряжение имело долгую и весьма печальную историю и недавно еще выглядело совсем не столь блистательно.
     Боевую биографию предметов мы не берем, хотя и она очень интересна: достаточно сказать, что одну из представленных кирас можно легко узнать на висящем тут же портрете Лжедмитрия. Ну а потом - это началось уже с XVII века, когда пули стали уверенно пробивать рыцарскую броню, - все эти предметы были за ненадобностью брошены в сараи и подвалы. Затем на них появилась мода, но в 1918 году эти «обломки буржуазной культуры» были убраны в фонды Артмузея и никому не показывались... Потребовался громадный объем восстановительной работы, зато доспехи восхищают посетителей.
     Сейчас, далеко уже не первый год, в музее проводятся и приближаются к завершению работы по реставрации уникального памятника не только военной истории, но и декоративно-прикладного искусства - парадной литавренной колесницы для перевозки знамени Всей Артиллерии, построенной в 1760 году. В XVIII веке и ранее в Европе на колесницах вывозились на парады и на сражения знамена и литавры. Но это были обычные повозки, а та, что хранится в Артмузее, - уникальна, другой такой в мире нет.
     Недаром же она окружена многочисленными легендами. Так, до конца 1960-х годов считалось, что это чудо сотворил великий архитектор Варфоломей Растрелли, строитель Зимнего дворца. Однако известно, что все им создаваемое фиксировалось и записывалось, а колесница среди его работ не просматривается...
     Теперь понятно, что, скорее всего, это чудо, состоящее из нескольких сот элементов - в основном предметов военной атрибутики: пушек, ядер и «гренад», шлемов и знамен, искусно вырезанных из дерева, - сделали наши российские мастера, наши солдаты. Процесс реставрации подтверждает, что к работе некогда приложили усилия абсолютно разные руки. Причем, как на Руси заведено, все делали в спешке, в авральном порядке. Но все равно получилось безумно красивое ажурное, буквально воздушное сооружение, покрытое золотом и серебром. Вот только выезжала литавренная колесница всего четыре раза - дважды на крещенские парады да еще на похороны начальника всей Российской артиллерии генерал-фельдцейхмейстера графа Петра Шувалова, который ее и придумал. В последний раз колесница выезжала в Красном Селе в 1764 или 1765 году и была повреждена. Ее отремонтировали и поставили на прикол в специально отстроенном, как называлось, «гараже». Ну а там, разумеется, ценные вещи потихоньку начали растаскивать - были украдены очень красивые серебряные завесы, литавры.
     Кстати, есть версия, что одна из краж случилась в декабре 1798 года, когда караульную службу нес батальон, которым командовал родной брат графа Аракчеева. Пытаясь его выгородить, Алексей Андреевич - редкий случай! - покривил тогда душой, за что был отставлен от службы. В 1801 году, когда сгущались тучи заговора, император Павел I вызвал своего опального любимца в Петербург, но того задержали на заставе у въезда в город... А ведь будь граф Аракчеев на своем месте, он бы цареубийства не допустил!
     Теперь, когда легендарная колесница воссоздается в своей первоначальной красе - организовать и профинансировать эту работу помогло еще тогдашнее Министерство культуры РФ, - в музее решается вопрос о том, как ее экспонировать. Есть планы создания диорамы, представляющей ее торжественный выезд...
     БОЛЬШАЯ РАБОТА музея по обеспечению сохранности его коллекции получает высокую оценку специалистов. За последние пять-шесть лет здесь проведено несколько международных конференций, где обсуждались вопросы сохранности и реставрации экспонатов.
     По согласованию с руководством Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ было подготовлено решение о том, чтобы реставрационную базу Артмузея считать учебно-методической базой для всех военных музеев - Центрального музея Вооруженных Сил, родов и видов войск, окружных и так далее. Специалисты-реставраторы из Санкт-Петербурга охотно помогают своим коллегам приводить в порядок поврежденные экспонаты, тем самым как бы давая им вторую путевку в жизнь.
     В реставрационных мастерских музея проходят практику студенты факультета музееведения - хороший резерв специалистов, которые будут и впредь сберегать бесценные музейные сокровища. Кстати, в Артмузее налажена издательская работа, поэтому обобщенный опыт его сотрудников расходится по всей стране...
     Ну и последнее. Года два тому назад музей получил грант Президента РФ на создание центра по сохранности всего ценного для военно-исторических музеев России. Таким образом, работа коллектива старейшего военно-исторического музея в нашем Отечестве обрела государственное признание на высшем уровне.
     ...Он обязательно будет, тот день, когда посетители Артмузея невольно ахнут, увидев ажурную, блистающую золотом и серебром, ощетинившуюся орудийными стволами колесницу со старинным артиллерийским знаменем наверху... Думается, что это будет подлинное свидетельство и символ преемственности традиций - символ возрождения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex