на главную страницу

2 Июля 2008 года

Тема номера

Среда

СТАРТ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».



30 июня в Москве под руководством министра обороны России Анатолия Сердюкова прошло заседание Комиссии Министерства обороны РФ по реализации Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации. В заседании приняли участие заместители главы военного ведомства и его советники, начальники главных управлений и руководители департаментов Министерства обороны.

     С докладом «О ходе выполнения плана мероприятий на 2008 год по реализации Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года» выступил статс-секретарь – заместитель министра обороны РФ, заместитель председателя Комиссии генерал армии Николай Панков. Он констатировал, что механизм реализации Стратегии запущен и работа постепенно выходит на тот уровень, на котором непосредственно предоставляются все услуги, то есть в войсках, учреждениях социальной сферы.
     Следующим этапом после утверждения Стратегии на коллегии Министерства обороны России 28 марта 2008 г. стала разработка стратегических планов до 2020 г. по всем семи задачам стратегии, а также по каждому из 10 направлений. Стратегические планы должны воплотить задачи социального развития в конкретных мероприятиях и детализировать их для отдельной воинской части и подведомственного учреждения.
     Как пояснила «Красной звезде» по окончании заседания советник министра обороны РФ, заместитель председателя комиссии Министерства обороны Российской Федерации по реализации Стратегии социального развития Вооруженных Сил Екатерина Приезжева, в Минобороны приступили к разработке 32 ведомственных бюджетных целевых программ, которые обеспечат реализацию задач, поставленных в Стратегии. Что касается финансирования, то Стратегия будет реализована в три этапа.
     Первый этап (2009 – 2011 гг.) привязан к утвержденному бюджету Министерства обороны, поэтому соответствующие средства выделены. Теперь на этом этапе главная задача состоит в необходимости наиболее эффективно использовать выделенные бюджетные ассигнования.
     Что касается следующих этапов, то, по словам Екатерины Приезжевой, ведомственные бюджетные целевые программы, которые сейчас разрабатываются, позволят выйти на совершенно конкретные цифры финансирования. То есть это будет уже более глубокий уровень детализации, с просчетом каждого рубля на реализацию каждой из программ Стратегии. Бюджетные целевые программы будут разработаны ориентировочно к 1 ноября этого года.
     Естественно, реализация Стратегии предполагает необходимость определения механизма контроля за каждым из направлений на местах, о чем говорил в докладе генерал армии Николай Панков.
     «Главный ожидаемый результат заключается в том, чтобы, во-первых, обеспечить однозначное закрепление ответственности за реализацию соответствующих задач социального развития на всех уровнях управления войсками и, во-вторых, установить четкую связь между выделяемыми бюджетными средствами и результатами выполнения», – отметил он.
     К разработке целевых программ, сообщил статс-секретарь – заместитель министра обороны, подключены профильные военные вузы, которые смогут предложить свои варианты программ. Таким образом, будет максимально задействован военно-научный потенциал.
     Кроме того, большая работа проводится и по другим направлениям, в частности с главами субъектов Российской Федерации. Планируется заключить с ними соглашение о сотрудничестве по реализации мероприятий Стратегии, для чего текст документа уже направлен руководителям всех субъектов Российской Федерации – с предложением учесть основные положения Стратегии при подготовке и уточнении региональных программ или планов социально-экономического развития.
     «По итогам каждого года предлагается составлять рейтинг субъектов, отражающий вклад каждого из них в социальное развитие Вооруженных Сил», – заметил генерал армии Панков.
     Завершая доклад, статс-секретарь – заместитель министра обороны РФ подчеркнул, что в Министерстве обороны ведется большая и напряженная работа по реализации Стратегии. В дальнейшем в целях повышения персональной ответственности должностных лиц руководство Минобороны будет проводить ежемесячные совещания по теме реализации Стратегии с участием заинтересованных начальников центральных органов военного управления.
     Как известно, в реализации Стратегии социального развития Вооруженных Сил РФ задействовано 12 главных и центральных управлений. При этом, как подчеркнула Екатерина Приезжева, возможно, будет создана некая структура, которая станет заниматься координацией всех социальных вопросов и реализаций соответствующих целей и задач.
     В качестве инструмента контроля и принятия решений в управлении социальной сферой Минобороны предполагается введение новых информационных ресурсов. С докладом по данному вопросу выступила советник министра обороны РФ Екатерина Приезжева. Отвечая по окончании заседания на вопрос «Красной звезды» о первых результатах работы в данном направлении, Екатерина Геннадьевна отметила:
     «Мы сделали очень важный, на мой взгляд, шаг: приняли решение о введении в Министерстве обороны информационного ресурса, который состоит из трех реестров. Это новые современные методы управления социальным развитием и, учитывая сложность, масштаб и характер тех социальных проблем, которые нам предстоит решить, добиться успеха мы сможем в том случае, если будем использовать инновационные подходы в своей работе. Мы отчетливо понимаем, что подобный шаг возлагает дополнительную нагрузку на Министерство обороны и заставит перестраиваться и повышать эффективность работы главные и центральные управления Минобороны РФ. В принципе без этого шага, наверное, двигаться дальше невозможно».
     Оценивая специально для «Красной звезды» итоги заседания комиссии, председатель Федерации профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России Николай Калмыков заметил, что «в Вооруженных Силах у военнослужащих и гражданского персонала накопилось очень много проблем социального характера». По его словам, Стратегия впервые дает надежду на то, что эти проблемы будут решены.
     «Срок очень далекий, конечно, – 2020 год, – заметил профсоюзный лидер. – Но тем не менее, если мы будем планомерно их решать, есть надежда, что положение и гражданского персонала, и военнослужащих значительно улучшится».
     Самое главное, по мнению председателя Федерации профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России, что впервые проблемы военнослужащих и гражданского персонала не разделяются, а рассматриваются в рамках Стратегии вместе.
     Наиболее сложная проблема, подчеркнул Калмыков, это низкая заработная плата гражданского персонала.
     «Сейчас она ниже зарплаты и других бюджетников, и в целом по России. Так, если средняя начисленная заработная плата гражданского персонала Вооруженных Сил сегодня чуть больше 7 тысячи рублей, то в целом по России средняя начисленная зарплата – 15 тыс. рублей. Зарплата гражданского персонала Вооруженных Сил (который, кстати, входит в личный состав Вооруженных Сил) примерно на 10-15% ниже зарплаты остальных бюджетников», – отметил Калмыков.
     По словам Калмыкова, сейчас решается вопрос об увеличении заработной платы гражданского персонала в 1,3 раза; до конца года он должен быть решен.
     Проблему денежного довольствия, за
     работной платы и пенсий считает самой сложной и советник министра обороны Приезжева. правда, называя это направление одновременно и самым легким.
     «Самое легкое, потому что достаточно один раз принять решение о повышении денежного довольствия и заработной платы – и вопрос решен, – пояснила Екатерина Геннадьевна. – А самое тяжелое потому, что далеко не все в этом вопросе зависит от Министерства обороны».
     Советник министра обороны сообщила, что к 2020 году денежное довольствие военнослужащих должно на 25% превышать среднюю заработную плату по отраслям. Зарплата гражданского персонала к 2020 г. выйдет на уровень этого отраслевого показателя.
     Вторая острейшая из социальных проблем – жилищная. Николай Калмыков заметил по этому поводу, что до принятия нового Жилищного кодекса гражданский персонал получал, пусть и не в большом количестве, жилье от Министерства обороны. С принятием нового Жилищного кодекса эта категория оказалась вычеркнутой из числа тех, кто может быть обеспечен жильем за счет государства.
     «По этому вопросу я беседовал с министром обороны, но до 2012 года вряд ли удастся приступить к решению этой проблемы, поскольку стоит задача обеспечить жильем военнослужащих, – сообщил «Красной звезде» профсоюзный лидер. – И только потом можно будет перейти к категории гражданского персонала. Всех, наверное, не удастся обеспечить, но те люди, которые проработали в воинских частях 25-30 лет, – они долгие годы стояли в очереди и должны все-таки получить жилье».
     Екатерина Приезжева отметила, что в отношении военнослужащих вопрос обеспечения жильем определен совершенно четко. Есть две программы: обеспечения служебным и обеспечения постоянным жильем. Одна рассчитана одна до 2010, другая – до 2012 года.
     Что касается гражданского персонала, тут ситуация, отметила Приезжева, сложнее, потому что законодательством не предусмотрено, чтобы Министерство обороны обеспечивало жильем эту категорию. «Но мы об этом думаем и будем этот вопрос решать в рамках Стратегии социального развития», – сказала она.
     Удастся ли реализовать Стратегию социального развития Вооруженных Сил, как говорится, на все сто, есть ли в этом уверенность у советника министра обороны? Вот как ответила на этот вопрос Екатерина Геннадьевна:
     «Нет другого варианта, потому что, когда выступали и Владимир Владимирович Путин, и Дмитрий Анатольевич Медведев, все ставили задачу перед страной в целом: к 2020 году она должна войти в пятерку лидеров мировой экономики. И Министерство обороны, как один из организмов нашего государства, тоже должно идти в ногу и не может плестись в хвосте. Поэтому у нас другого выхода нет, кроме как войти в пятерку лучших армий мира и по социальным показателям».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex