на главную страницу

2 Июля 2008 года

Армия и общество

Среда

Приоритеты боевой подготовки



27 июня 2008 г. в пресс-клубе при Управлении пресс-службы и информации Минобороны РФ перед военными обозревателями ведущих российских СМИ выступил первый заместитель министра обороны Российской Федерации генерал-полковник Александр КОЛМАКОВ. Представляем читательскому вниманию его выступление, посвященное главным образом различным аспектам совершенствования системы боевой подготовки Вооруженных Сил России.

     Начну с того, что сегодня Россия по-прежнему нуждается в гарантированном обеспечении своей безопасности. Поэтому главной задачей Вооруженных Сил остается защита суверенитета, территориальной целостности, других жизненно важных национальных интересов нашей страны.
     Кратко напомню основное содержание задач, поставленных перед Вооруженными Силами Российской Федерации в 2008 году и на ближайшую перспективу:
     - Это прежде всего формирование эффективной системы управления всем комплексом вопросов обеспечения военной безопасности России и ее совершенствование, обеспечение такого уровня гибкости, который гарантирует зашиту Российской Федерации при любом варианте развития геополитической ситуации.
     - Гармоничное сочетание качественных параметров Вооруженных Сил с рациональным использованием всех видов ресурсов, эффективным планированием и законным расходованием бюджетных средств, выделяемых на оборону страны.
     - Создание интегрированной структуры оборонно-промышленного комплекса, для чего нужно сконцентрировать имеющиеся интеллектуальные, производственные и трудовые ресурсы и оптимизировать их использование для сохранения и развития научно-производственного потенциала.
     Вооруженные Силы должны быть современными, способными эффективно противодействовать новым глобальным угрозам, в том числе международному терроризму. Мощь Российской армии будет обусловлена не численностью, а отличной выучкой специалистов и высокой технической оснащенностью. Мы должны построить новую армию - профессиональную, мобильную, отвечающую всем современным требованиям.
     Анализ итогов боевой подготовки Вооруженных Сил в зимнем периоде обучения 2008 учебного года и результатов контрольных проверок показывает, что нынешний уровень подготовки позволяет соединениям, воинским частям и кораблям решать поставленные перед ними задачи по боевому предназначению.
     А теперь перейду к сути вопроса.
     Задачи по поддержанию высокой боевой готовности подразделений, воинских частей и соединений к выполнению боевых и других задач по предназначению решаются именно в системе боевой подготовки.
     С тем чтобы избежать возможных различий в толковании понятия «боевая подготовка», постараюсь в краткой форме разъяснить основные положения.
     Целью боевой подготовки является достижение нормативного уровня одиночной выучки личного состава, слаженности подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления, обеспечивающих безусловное выполнение поставленных перед ними задач. Таким образом, структурно боевая подготовка включает одиночную подготовку военнослужащих, подготовку (слаживание) подразделений, воинских частей и соединений, а также подготовку органов управления (штабов).
     Следует помнить, что именно в ходе боевой подготовки решаются и целевые задачи воспитания личного состава. Это выработка высокой морально-психологической устойчивости, смелости и решительности, смекалки, способности переносить высокие психологические и физические нагрузки в сложных условиях обстановки современного боя.
     Отмечу, что обеспечение подготовки резервов - также одна из задач боевой подготовки. Сейчас, с переходом на одногодичный срок службы по призыву, актуальным стало обеспечение более качественной, чем это было в последние годы, подготовки молодежи. До конца текущего года мы проведем работу по организации более плотного сотрудничества с РОСТО (ДОСААФ) и другими общественными организациями.
     Перечень задач по совершенствованию боевой подготовки на всех уровнях - от индивидуальной подготовки военнослужащего до подготовки штаба соединения естественным образом соответствует каждому из определений, которые приведены выше.
     Содержание боевой подготовки должно соответствовать накопленному на сегодняшний день боевому опыту, причем в рамках боевой подготовки мы должны предусматривать дальнейшие пути развития вооруженного противоборства на тактическом уровне и учитывать мировой уровень военного искусства в целом.
     Опыт двух чеченских кампаний, равно как и опыт боевых действий коалиционных войск в Афганистане и Ираке, показал, что формы вооруженной борьбы, а также боевые возможности вооружения и военной техники за последние 20 лет существенно изменились. Подготовка же наших войск и сил флота до последнего времени продолжала соответствовать уровню 60-70 годов ХХ века, оставалась практически неизменной.
     Основным подходом к подготовке долгое время являлось «натаскивание» личного состава и подразделений, когда многократно повторяется одно и то же упражнение по вождению, выполняются стрельбы по одной и той же мишенной обстановке с одной целью - получить в ходе проверки высокую оценку. Таким образом, мы фактически готовили людей к высоким оценочным показателям, а не к реальному бою, для победы в котором недостаточно обладать только умением поразить цель на заданной дальности за определенное время или преодолеть на танкодроме препятствия, оборудованные согласно требованиям Курса вождения.
     Такое положение продиктовало необходимость приступить к разработке новой системы боевой подготовки, которая призвана в полной мере учесть не только наш, но и зарубежный опыт. Мы должны подходить к боевой подготовке так, чтобы войска были готовы к действиям в любой тактической обстановке, на местности, характерной для различных театров военных действий и при различных климатических условиях.
     Для того чтобы эта работа, координируемая Главным управлением боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил Российской Федерации, была результативной, органы управления боевой подготовки видов и родов войск анализируют действия войск как в реальном вооруженном противоборстве при проведении контртеррористических операций, так и в ходе учений, проводимых в рамках международного военного сотрудничества с вооруженными силами стран - участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также совместных учений с силами США и стран НАТО. Интересными с точки зрения развития боевой подготовки считаю серии учений «Мирная миссия», «Боевое содружество», «Стабильность», «Торгау», совместные учения сил флотов «Блэксифор», «Балтопс».
     Результаты будут находить отражение в разрабатываемых наставлениях, программах и курсах подготовки.
     При подготовке войск приоритетное внимание будет уделяться межвидовой (совместной) подготовке.
     Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов последнего десятилетия показывает возрастающую роль объединенной, межвидовой подготовки войск и сил. Ход и исход вооруженной борьбы зависят в первую очередь от слаженности действий различных видов и родов войск. Примером тому является первый период первой кампании контртеррористической операции в Чеченской Республике.
     В этом плане бесценен опыт Великой Отечественной войны. В своей книге «Тактика в русской кампании 1941 - 1945 годов» бывший офицер генерального штаба фашистской Германии Эйке Миддельдорф отмечал: «На современном поле боя решающих успехов может добиться лишь такая боевая единица, в которой тесно взаимодействуют все рода войск».
     В целом если суммировать оценки независимых экспертов по действиям американцев и их союзников в Ираке, то самый весомый вклад в успех кампании был внесен не новыми образцами вооружения и военной техники, которых отмечено весьма немного, а новым «объединенным» общевойсковым мышлением американских командиров всех уровней.
     В современных условиях новые средства вооруженной борьбы сделали боевые действия более скоротечными, динамичными и решительными, чем ранее, что требует максимального использования боевых и технических возможностей привлекаемых для выполнения задач сил и средств, тесного взаимодействия между органами управления соединений, воинских частей и подразделений видов и родов войск Вооруженных Сил. Все это говорит о возрастании значения межвидовой (совместной) подготовки войск (сил).
     Это, конечно, Внутренние войска Министерства внутренних дел, которые представлены наибольшей численностью после Минобороны России, а также личный состав Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки, Спецстроя России, Главного управления специальных программ.
     СейЧас в Министерстве обороны России идет разработка Федеральной целевой программы «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-морского флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009–2015 годы)». К участию в ее разработке привлечены и другие федеральные органы исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба.
     При выработке концепции учитывалось, что разработка федеральной целевой программы дает возможность координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти в области обороны, определяет единые условия и идеологию для всех ведомств силового блока.
     На выполнение этой программы, по предварительным подсчетам, необходимо 243,7 млрд. рублей. Концепция программы и расчетные показатели прошли процедуру согласования в Министерстве финансов, а в настоящее время готовятся в Министерстве экономического развития для представления на утверждение в Правительстве Российской Федерации.
     В рамках программы мы планируем создать военнослужащим условия для заключения ими последующих контрактов и, конечно, хотим привлечь на службу семейных граждан, которые являют собой наиболее стабильную группу населения страны. Если мы сможем удержать в строю военнослужащих, пришедших к нам для прохождения службы, создать стройную систему обучения, а также обозначить для них перспективы карьерного роста, то сможем ответственно заявить, что поставленная задача по формированию профессиональной армии и флота гарантированно будет выполнена.
     В целЯх повышения качества подготовки соединения и воинские части постоянной готовности, укомплектованные по контрактному принципу, с начала текущего учебного года перешли на годичный цикл обучения, в соответствии с которым общее количество мероприятий боевой подготовки уменьшилось вдвое, вместе с тем увеличилось количество времени, выделяемого на их подготовку и проведение.
     В то же время практика показывает, что программы подготовки подразделений Сухопутных войск, Воздушно-десантных войск и береговых войск Военно-морского флота, укомплектованных военнослужащими по контракту, и выделенные сроки подготовки потребовали оптимизации. Разные подходы не позволяли качественно решать задачи контроля, учета и анализа результатов подготовки, а также планирования мероприятий совместной (межвидовой) подготовки.
     В целях приведения программ боевой подготовки, имеющих единую общевойсковую направленность, к единым требованиям и организации работы по внесению в них корректировок решено в течение 2008-го учебного года и зимнего периода обучения 2009-го учебного года провести семинары (конференции) по выработке облика программ боевой подготовки (в полках, соединениях, общевойсковых армиях, в военных округах и на флотах).
     Координация работы по выработке единых подходов возложена на начальника Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил генерал-лейтенанта В.А. Шаманова.
     Одновременно проводится эксперимент по порядку предоставления отпусков военнослужащим, проходящим службу по контракту на должностях сержантского и рядового состава.
     Отдельно остановлюсь на программе боевой подготовки воинских частей и подразделений с учетом возможного применения их против террористических группировок.
     С началом контртеррористической операции на Северном Кавказе подразделения готовились по программам боевой подготовки, разработанным управлением СКВО. Затем Главным управлением боевой подготовки Вооруженных Сил РФ разработаны и изданы программы боевой подготовки солдат, предназначенных на должности в воинские части, участвующие в контртеррористической операции на Северном Кавказе (2000 г.), программа доподготовки офицеров, прапорщиков и сержантов, направляемых для прохождения военной службы в район вооруженного конфликта (2001 г.). Когда же потребовалась подготовка уже не одиночного военнослужащего, а подразделения в целом, разработана Программа боевой подготовки подразделений, участвующих в контртеррористической операции (2002 г.).
     В данных программах особое внимание уделялось подготовке отдельных военнослужащих и подразделений в целом к действиям в горной местности, несению службы на блокпостах, блокированию и уничтожению незаконных вооруженных формирований, а также другим специальным вопросам, необходимым при участии в контртеррористической операции.
     С началом нового учебного года сформированные в Дагестане и Карачаево-Черкесии мотострелковые (горные) бригады приступили к плановой подготовке по «Программе боевой подготовки подразделений мотострелковых (горных) бригад».
     Горная подготовка выделена отдельным предметом обучения, личный состав обучается преодолению сложных горных препятствий (скальных участков, крутых снежных склонов, ледников и др.).
     С подразделениями проводятся горные походы и восхождения, в ходе которых в комплексе с горной подготовкой проводятся тактико-строевые занятия по темам «Рота в обороне», «Рота в наступлении», «Рота на марше и в походном охранении».
     Должное внимание уделяется и горнолыжной подготовке. Вы, безусловно, помните о встречах Владимира Владимировича Путина с бойцами горных бригад в феврале этого года, когда он принял участие в плановых мероприятиях горнолыжной подготовки и спортивном празднике.
     СегоднЯ для обучения военных специалистов все шире применяются не реальные боевые машины, а различные тренажеры и целые обучающие комплексы.
     Для наших Вооруженных Сил тренажерные методики подготовки давно стали традиционными. Например, подготовка к борьбе за живучесть корабля на флоте, равно как и подготовка летчиков ВВС, экипажей боевых машин и танков Сухопутных войск, осуществляется на соответствующих тренажерных средствах уже несколько десятилетий. Наработанный опыт ложится в основу самых передовых методик подготовки и современных тренажеров.
     Выполняется большой объем задач по развитию учебно-тренировочных и других технических средств обучения (УТС и ТСО), развертыванию современной учебно-тренажерной базы во всех видах и родах войск. Наиболее эффективно в прошлом году эти задачи решались в 34-й мсд (ПУрВО), 76-й вдд (ВДВ), 20-й мсд (СКВО). Положительный опыт накоплен во 2-й мсд (МВО), где работа по внедрению новых средств обучения, разработке методик обучения проводится совместно со специалистами учебных центров, ввузов, научно-исследовательских организаций и органов боевой подготовки.
     На сегодняшний день остро стоит вопрос, связанный с обновлением парка полигонного оборудования и организацией его ремонта. Полигонное оборудование по многим показателям морально и физически устарело. Более 7 лет выпуск полигонного оборудования был ограничен преимущественно двумя наименованиями мобильных комплектов полигонного оборудования - это ротный тактический комплект «РТК-1» и переносное стрельбищное оборудование «ПСО-88». Часть мишеней из-за ветхости идущих к ним кабельных трасс может и вообще не подняться. Исправить положение поможет разрабатываемая межведомственная комплексная целевая программа по развитию средств обучения и подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, рассчитанная на 2010–2015 годы. Ее реализация станет настоящим прорывом в организации боевой учебы. Использование тех же, например, радиоуправляемых мишенных комплексов позволит менять тактическую обстановку прямо по ходу учений. Тогда не сценарии учений и занятий будут определяться мишенной обстановкой, а наоборот, как это и должно быть.
     Для максимального приближения боевой подготовки к боевому применению в течение 3-5 лет будут перерабатываться курсы стрельб и вождения, а под их возрастающие требования будет организована работа по дооборудованию учебной материальной базы - объектов боевой подготовки (стрельбищ, директрис, танкодромов, машинодромов и т.д.).
     Возрастающие возможности учебно-тренировочных и других технических средств обучения, наравне с ужесточением требований, связанных с их конструктивной и эксплуатационной сложностью, диктуют необходимость повысить уровень подготовки преподавательского и инструкторского состава по внедрению и использованию УТС в процессе обучения. Сейчас мы рассматриваем возможности привлечения предприятий промышленности к организации подготовки специалистов.
     Нельзя не отметить, что текущее состояние информационно-технологических средств сдерживает развитие процессов управления подготовкой личного состава и штабов, не обеспечивает полноценный сбор и анализ информации о результатах учебы, мы вынуждены опираться на «бумажный документооборот».
     В настоящее время под руководством заместителя министра обороны Олега Феликсовича Эскина развернута работа по созданию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Министерства обороны в интересах оптимизации процессов управления, в том числе - процессов управления боевой подготовкой войск, отвечающей современным требованиям.
     Уровень развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на подготовку органов управления, в том числе штабов тактического звена.
     Уже в ближайшее время мы приступаем к внедрению в подготовку органов управления тактического звена современных информационных технологий управления - единой системы управления тактического звена (ЕСУ-ТЗ «Созвездие»). Это важный шаг, который влечет за собой повышение требований к уровню подготовки офицерского состава.
     В целом качество организации подготовки офицеров Вооруженных Сил сейчас можно считать только «удовлетворительным». Многие аспекты этой работы нуждаются в пересмотре.
     Войсковая практика показывает, что молодые офицеры - выпускники вузов не готовы к решению практических задач повседневной деятельности войск, обладают очень слабыми методическими навыками. Важно понимать, что методическое мастерство офицера или его немощь отражаются на качестве подготовки каждого его подчиненного и подразделения в целом.
     Состояние профессионального уровня и качества подготовки офицеров существенно влияют на боеготовность Вооруженных Сил РФ. В этой связи возникает необходимость пересмотра системы командирской подготовки. Сложившаяся в течении последних 10 лет ситуация продиктовала необходимость разработать новые методические рекомендации по организации командирской подготовки офицеров Вооруженных Сил. Эта работа поручена Главному управлению боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил Российской Федерации совместно с главными командованиями видов, командованиями родов войск, главными и центральными органами военного управления.
     Под руководством статс-секретаря - заместителя министра обороны генерала армии Николая Панкова развернута работа по оптимизации всей системы подготовки офицерского состава, включая подготовку в вузах.
     Порядок реформирования военного образования определен в Концепции военно-кадровой политики в Вооруженных Силах Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденной министром обороны 5 декабря 2007 г. В ней предусматривается дальнейшее совершенствование системы военного образования исходя из принципа последовательного снижения затратности при одновременном повышении качества подготовки офицеров.
     Одним из важных условий перехода Вооруженных Сил на новый качественный уровень профессиональной подготовленности является совершенствование системы физической подготовки военнослужащих. Итоги проверок войск и военно-учебных заведений свидетельствуют о недостатках в этой области.
     В 2007 году состояние физической подготовки было признано хорошим только в Северо-Кавказском и Дальневосточном военных округах, в Воздушно-десантных и в Ракетных войсках стратегического назначения. Остальные военные округа и флота получили «удовлетворительно», а Балтийский флот - «неудовлетворительно». Отмечен низкий уровень физической и методической подготовки офицеров и особенно сержантов, старшин. В ходе контрольных занятий по физической подготовке оценку «неудовлетворительно» получили более 2 тысяч молодых офицеров-выпускников прошлого года (26% от проверенных). Учебно-материальная база физической подготовки во многих воинских частях не соответствует требованиям руководящих документов.
     В 2008 году отношение к физической подготовке и спорту коренным образом изменено, возрос уровень требований. Так, уже сейчас ужесточен контроль, проведены зачеты по физподготовке, в том числе в главных и центральных управлениях Министерства обороны. Не могу не признать, что результаты зачетов оставляют желать лучшего...
     Разрабатываемые новые нормативные документы по физической подготовке выходят на более высокий уровень требований к каждому военнослужащему, к организации занятий и их содержанию, к контролю за результатами. Этому направлению работы мы уделяем особое внимание.
     Министром обороны инициирована ведомственная целевая программа по развитию в частях и гарнизонах спортивных объектов. Такой подход нужен, чтобы и военнослужащие, и члены их семей имели оптимальные условия для занятий спортом и активного досуга. В зависимости от количества военнослужащих и членов их семей будут разработаны типовые спорткомплексы для гарнизонов численностью 100, 300, 1.000 и более 3.000 человек.
     Текущий учебный год во многом напряженнее предыдущих. Об этом говорит уже тот факт, что интенсивность боевой подготовки значительно возросла.
     Для успешного решения поставленных на этот год задач командующие и командиры всех степеней продолжают работу по внедрению в практику боевой подготовки опыта боевого применения войск и сил флота, в том числе иностранных армий, принимаются меры к повышению практических навыков офицеров в управлении подчиненными и придаваемыми частями и подразделениями, а также методического мастерства при организации и проведении занятий и учений.
     В условиях реализации одногодичной программы подготовки соединений, воинских частей и подразделений, укомплектованных военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также при переходе на один год военной службы по призыву наращиваются усилия по повышению качества мероприятий боевой подготовки, продолжается совершенствование учебной материально-технической базы боевой подготовки. Сегодня важно, чтобы каждый командир был преисполнен решимости добиться в боевой подготовке вверенных ему войск и сил больше, чем когда-либо, чтобы их полевая, воздушная и морская выучка соответствовали требованиям момента.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex