на главную страницу

2 Июля 2008 года

Армия и общество

Среда

Она выбрала службу

Тарас РУДЫК, «Красная звезда».



     Перед старшим по званию вскидываю руку к козырьку фуражки:
     - Здравия желаю, товарищ полковник! Корреспондент «Красной звезды»...
     Из-за рабочего стола встает с улыбкой обаятельная женщина. Это на ее плечах погоны полковника. Она мелодичным голосом ведущей местных теленовостей отвечает: «Здравствуйте» – и идет навстречу. Ловлю себя на мысли, что начальник лабораторного отделения 321-го окружного военного клинического госпиталя – главный лаборант СибВО полковник медицинской службы Ольга Викторовна Подкорытова держит хорошую спортивную форму. Пройдет с четверть часа нашей беседы, я спрошу у нее об этом и услышу в ответ: «Диета!» Что все так просто, трудно было поверить. Но каких-то секретов я так и не выведал. А от начальника госпиталя полковника медицинской службы Юрия Пономарева, от других врачей этого военно-лечебного учреждения узнал, что Ольга Подкорытова дослужилась до высокого звания полковник благодаря своей исключительной целеустремленности и трудолюбию. Из биографий многих героев моих очерков я давно уяснил, что простые люди достигают звездных вершин в профессиональном росте благодаря именно этим качествам. Ольга Викторовна из семьи простых тружеников, а значит, никто не стелил ей карьерную дорожку алыми розами или забайкальским багульником. Когда я спросил, как она проводит личное время, Подкорытова ответила, что свободного времени у нее очень мало. Случается, работа занимает даже выходные и праздничные дни, и от этого никуда не денешься. Когда в госпиталь поступают тяжелобольные и срочно требуются анализы крови или, например, спинномозговой жидкости, полковник медслужбы Подкорытова до конца на своем рабочем месте. Конечно, у нее в подчинении 54 медицинских работника, которые профессионально относятся к своим обязанностям. Но Ольга Викторовна считает, что в экстремальных ситуациях командир, начальник обязан быть на своем посту. Потом, ее работа не только в госпитале. Как главный лаборант СибВО, она оказывает организационно-методическую помощь лабораториям всех гарнизонов округа, дислоцированного на территориях 16 субъектов Российской Федерации.
     Она родилась в Чите. Ее отец, Виктор Яковлевич, больше тридцати лет проработал столяром на Забайкальской железной дороге, а мать, Альбина Ильинична, – поваром-бригадиром в ресторане ЗабЖД. Родителей уже нет, и, конечно, эта печаль на всю оставшуюся жизнь. Именно родители первыми сеют «золотые россыпи» в душах детей и потом ведут дочерей и сыновей по жизни, насколько хватит собственных сил. И отец, и младший брат Олег, а также двоюродные братья и дяди – все мужчины в роду отслужили срочную службу, но никто из Подкорытовых не стал профессиональным военным. А Ольга решила стать офицером. Что же подтолкнуло молоденькую девчонку пойти в армию? Ведь она часами могла читать наизусть стихи Пушкина и Лермонтова, Есенина и Блока, Тютчева и Асадова, Ахматову и многих других поэтов... В городе пропал свет, на столе догорала свеча, а горькие слезы школьницы Оли капали на страницы «Войны и мира» – неужели Андрей Болконский умрет от полученных ран и Наташа Ростова останется одна?.. Да, Ольга мечтала о филологическом факультете и после успешного окончания читинской средней школы № 18 подала документы в местный пединститут. Но учеба на филфаке так и не состоялась.
     - Моя семья – отец, мать и брат – проживала в историческом районе Читы, где в свое время декабристы построили острог и возвели православную церковь, – рассказывает Ольга Викторовна. – Здесь же, рядом со школой, находились штаб тыла Забайкальского военного округа и гарнизонная военная комендатура. Ежедневно я видела военных – подтянутых, аккуратных, и меня это очень привлекало. Я видела, что офицеры – люди образованные и не только могут говорить о танках и самолетах, о войнах, но и цитировать того же Пушкина или Ахматову, а в беседах на исторические темы оперировать хронологией и давать свою оценку многим событиям. Поэтому мне всегда хотелось попасть в среду военных. К тому же моя мама в юности хотела стать врачом. Наверное, несбывшиеся мечты родителей воплощаются в детях.
     «Не жалею, не зову, не плачу. Все пройдет, как с белых яблонь дым...», – шептала Оля стихи любимого поэта, когда забирала документы из пединститута. Она подалась с ними в читинское базовое медицинское училище, сегодня это медицинский колледж. Окончив с отличием училище по специальности санитар-фельдшер, поступила во Владивостокский государственный медицинский институт.
     - На четвертом курсе в наш институт приехали представители нижегородского военно-медицинского факультета, – вспоминает Ольга Викторовна. – Я как увидела военных с медицинскими эмблемами, так мое сердечко и затрепетало. Офицеры агитировали наших студентов перевестись на их факультет. При этом в основном обращались к парням, но можно было пойти туда и девушкам. 25 студенток были готовы поначалу стать военными врачами, но в Нижний Новгород отправились только три. Одни передумали, других не отпустили от себя родители, у каждой выявились свои причины...
     На шестом году обучения Ольге, как и другим бывшим студентам гражданских медвузов, присвоили воинское звание младший лейтенант медицинской службы, а по выпуске все они прикрепили к погонам еще по одной звездочке.
     Курсант Подкорытова училась прилежно, постигая не только врачебное, но и военное дело. Изучала тактику и военно-инженерную подготовку, надевала противогаз и общевойсковой защитный комплект, стреляла из автомата и пистолета, бегала кроссы и занималась военной топографией. Только не подумайте, что все ей давалось легко, как солдату Джейн – голосистой девице из американского боевика. А поскольку Ольга хорошо училась, то еще перед госэкзаменами ей предложили несколько мест дальнейшей службы с более благоприятными климатическими условиями, чем в Сибири или Забайкалье. Каково же было удивление руководства факультета, когда Подкорытова попросила отправить ее именно в Забайкальский военный округ. В окрестностях Читы сотни квадратных километров, где даже картошка не растет, не то что яблоки и апельсины. Да и служить выпускнице военно-медицинского факультета выпало не в Чите.
     - Начальник медслужбы ЗабВО полковник медицинской службы Минин объяснил мне, что, мол, несолидно лейтенанту начинать службу в военно-лечебном учреждении, нужно набраться опыта в войсковом звене, – вспоминает Ольга Викторовна. – Такого же мнения был и главный санитарный врач округа полковник медицинской службы Овтаев Владимир Ильич.
     Начальники окружной медицины пообещали своей молодой коллеге, что она поедет в лучший военный городок Забайкалья под солнечным названием Ясная. При этом отметили, что там есть не только холодная вода, но и горячая, а для многих гарнизонов Забайкалья это большая редкость.
     - Я отправилась в Ясную, где дислоцировалось одно из соединений, работала в санэпидемлаборатории, – вспоминает полковник медслужбы Подкорытова. – Через два года мне предложили возглавить бактериологическую лабораторию санэпидотряда в Кяхте.
     Кяхта, кто не знает, – тоже «замечательное» место в смысле цивилизованности, обустройства. Это только недавно государством выделены солидные средства на развитие там инфраструктуры, поскольку одна из частей в соответствии с Федеральной целевой программой переведена на контрактную основу.
     Кяхтинский гарнизон большой, а значит, столь же большая зона ответственности санэпидемотряда, в котором проходила службу начальник бактериологического отделения старший лейтенант медслужбы Подкорытова. Львиную долю ее служебного времени занимали командировки. При этом жить приходилось не в уютных гостиницах, а в медпунктах частей, медицинских ротах и довольно-таки часто – в полевых условиях. В палатке романтично, когда ты с друзьями в турпоходе. А проводить по нескольку суток, а то и недель под выцветшим от солнца и дождей брезентом – это для девушки совсем не комфортно. Но, по словам Ольги Викторовны, именно служба в войсковом звене закалила ее характер и научила по-мужски стойко переносить бытовые неудобства, коими полна жизнь военных людей.
     Да, именно в Ясной и Кяхте Ольга убедилась: выпускнику военно-медицинского факультета полезнее всего начинать службу именно в войсковом звене. Для того чтобы иметь четкое представление об армии, ее вооружениях и технике, штатной численности подразделений и о многом-многом другом, о чем на военно-медицинском факультете только говорят. В войсках все это видишь, что называется, живьем.
     Медицинские начальники в штабе округа не могли не заметить, что эта девчонка из работящей семьи железнодорожников не просто хорошо служит, а служит с интересом и рвением. Ей, старшему лейтенанту медслужбы, предложили поступить в Военно-медицинскую академию на факультет руководящего медицинского состава.
     - Ольга Викторовна, а не рановато ли вам было в академию? – поинтересовался я.
     - Конечно, рановато, – легко согласилась Подкорытова. – Считаю, что на этот факультет должны поступать специалисты уже с солидным врачебным опытом, когда для профессионального роста нужны качественно новые знания.
     После трех лет учебы в академии ей предложили на выбор шесть мест для дальнейшей службы, в том числе в Ленинградском военном округе. Было даже заманчивое местечко на Черноморском побережье. Но при всей своей любви к морским пейзажам она попросила вернуть ее в Читу. Здесь ее малая родина, и именно сюда рвалась поэтическая душа.
     После академии почти восемь лет Подкорытова прослужила в различных лабораториях санэпидемотряда Сибирского военного округа. Любого человека, не связанного с медициной, пугает уже само название этих лабораторий. Например, токсикологическая или лаборатория особо опасных инфекций. Что мы, далекие от медицины, об этом знаем? Да ничего. Ясно только одно: все это чрезвычайно опасно. После должностей старшего врача-бактериолога и начальника отдела санэпидемотряда подполковника медслужбы Подкорытову определили в лабораторное отделение 321-го окружного военного клинического госпиталя.
     - В то время начальником отделения был кандидат медицинских наук полковник медслужбы Панюшов Владимир Петрович, сегодня он трудится в Свердловском военном госпитале, – говорит Ольга Викторовна. – Я очень благодарна ему. Владимир Петрович научил меня всем тонкостям этой работы.
     - Расскажите о задачах, которые стоят перед вашим отделением? – попросил я собеседницу.
     - У нас шесть лабораторий – биохимическая, иммунологическая, бактериологическая, токсикологическая, клиническая и экспресс-лаборатория, и каждая из них имеет свое предназначение, – стала пояснять Ольга Викторовна. – В целом же задача всего отделения – помочь врачам поставить правильный диагноз больному. В последующем – проследить, улучшается ли состояние пациента от лечения, и еще наши анализы помогают спрогнозировать на 5-10 лет состояние здоровья этих людей. Если на основании наших анализов диагноз поставят верный, пациента определят в нужное отделение и назначат ему правильное лечение. А если по нашей вине произойдет ошибка, то о последствиях и говорить не хочется.
     - А какова вероятность ошибки при проведении лабораторных анализов? – спросил я.
     - Ошибки возможны в любом деле. А чтобы у нас их не было, проводится внутренний контроль качества лабораторных исследований и обязательно – внешний контроль, – отметила Ольга Викторовна. – Кроме того, мы отправляем все наши исследования – биохимические, гематологические, другие – в Москву. Из столицы нам приходят кодированные тесты, и мы на своих приборах определяем, правильно ли мы проводим исследования. Фактически ошибок у нас не бывает. Вместе с тем многое в нашей работе зависит от оснащенности лаборатории современным оборудованием. В последнее время такое стало поступать. Полтора месяца тому назад мы установили в экспресс-лаборатории биохимический анализатор. Он позволяет проводить экспресс-исследования – биохимические показатели крови.
     За 9 минут, пояснила далее Ольга Викторовна, данный анализатор дает более 70 показателей крови, а раньше только на одно исследование требовался час времени. А если в приемном отделении оказывалось сразу несколько человек, то врачам приходилось долго ждать анализ. Когда в ночное время поступают тяжелобольные, необходимо оперативно произвести анализы и начать лечение. Раньше возились с пробирками, другим материалом, а сейчас всю работу выполняет машина, причем с более высоким качеством.
     - Мы также получили гематологический анализатор, – с удовлетворением отмечает Ольга Викторовна.
     В результате оснащения лабораторного отделения новым медицинским оборудованием японского и немецкого производства повысилась производительность труда, исчезла рутинная работа. Вот только полковнику медицинской службы Подкорытовой и руководству госпиталя хотелось бы, чтобы этого оборудования поступало больше. Лабораторное отделение остро нуждается в расширении рабочих площадей. Учитывая объемы исследований, их требуется в два раза больше.
     Муж Ольги Викторовны – подполковник Игорь Сидорков. Он в штабе СибВО служит старшим офицером отдела организационно-плановой и боевой подготовки. Окончил Томский военно-медицинский факультет и факультет руководящего медицинского состава Военно-медицинской академии.
     - А кто в вашей семье готовит еду? – поинтересовался я.
     - Основные блюда – я. Но вот фаршировать курицу, мариновать мясо на шашлык или жарить рыбу – за это с удовольствием берется Игорь.
     Свою удачную военную карьеру полковник медслужбы Подкорытова объясняет несколькими факторами:
     - Я помню всех тех людей, которые вели меня по жизни и в службе, и очень благодарна им. Директор средней школы, где я училась, Потапова Любовь Леонтьевна – требовательная, обаятельная, дети тянулись к ней, как к матери. Любовь Леонтьевна и другие учителя привлекали меня к участию в общественной жизни школы. А учитывая, что я была очень робким и стеснительным ребенком, общественные нагрузки в школе помогли мне в будущем находить контакт с людьми, стать коммуникабельной. У меня было немало учителей и наставников в службе – на факультете военного обучения полковник медицинской службы Борисов, здесь – полковник медслужбы Панюшов и много других. Главное в службе молодого врача, я считаю, не довольствоваться своим статусом, а стремиться к профессиональному росту.
     - Ольга Викторовна, часто ли вам приходилось кому-то жестко приказывать, используя служебное положение? – поинтересовался я.
     - Случалось и в войсковом звене, и в лаборатории. Но я работала в основном в женских коллективах, где следует учитывать особую психологию. Ведь кроме работы у женщины есть семья, дети – и это главное для нее. Повысишь голос – обольется слезами и потом весь день не сможет работать. Стараюсь никогда не конфликтовать, и чутье, как правило, меня не обманывает. Вместе с тем хочу отметить, что у нас коллектив не просто профессиональных специалистов, а людей, болеющих за дело.
     Ольга Викторовна с надеждой смотрит в будущее.
     - Нам нужно больше современных лабораторий, – говорит. – Надо развернуть ПЦР-лабораторию, чтобы проводить больше исследований. Лабораторное отделение – очень затратное, потому что реактивы стоят дорого и аппаратура нуждается в ежегодном техническом обслуживании. К сожалению, из-за перебоев с реактивами мы порой отказываемся от некоторых исследований – биохимических, гематологических...
     Попрощавшись со мной, полковник медицинской службы Подкорытова вернулась к своим обязанностям, обязанностям врача, офицера, защитника Отечества.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex