на главную страницу

2 Июля 2008 года

Гуманитарная миссия

Среда

Принимай, Абхазия, помощь

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда». Сухуми — Дранда — Москва. Фото автора.



     Еще накануне командировки в Абхазию стало известно, что в непризнанной республике предотвращен теракт. 13 июня на перегоне Тамыш – Очамчира была предпринята попытка диверсионно-террористического акта против военнослужащих Железнодорожных войск РФ, выполняющих в Абхазии гуманитарную миссию по восстановлению железнодорожного сообщения.
     Под рельс железнодорожного пути была заложена мина. Ее обнаружило во время путевых работ одно из подразделений военных железнодорожников. Противотанковая мина ТМ-62М находилась в боевом положении. После доклада командованию на место ЧП выехали специалисты-взрывотехники Коллективных сил по поддержанию мира СНГ, которые установили, что мина была заложена 10-30 дней назад. Саперы обезвредили опасную находку и уничтожили ее.
     Уже находясь в Сухуми, мы стали свидетелями еще одного теракта на железной дороге вблизи столицы автономии. Как сообщил министр обороны Абхазии Мераб Кишмария, в районе Синопа (окраина столицы Абхазии) было подорвано железнодорожное полотно. Жертв и пострадавших в результате взрыва, к счастью, не было...
     Оба этих факта – лучшая иллюстрация к тому, в каких условиях военнослужащим Железнодорожных войск России приходится работать на стальных магистралях Абхазии. Тут, кстати, нелишне напомнить, что подразделения ЖДВ РФ прибыли в Абхазию 31 мая 2008 года для восстановления железной дороги в соответствии с решением об оказании гуманитарной помощи непризнанной республике.
     О том, что собой представляют стальные магистрали Абхазии, рассказывает заместитель начальника Управления железной дороги Абхазии Даур Авидзба:
     - Наши железнодорожные пути давно в аварийном состоянии. В 2004 году ОАО «Российские железные дороги» осуществило ремонт участка от Псоу до Сухуми. Сейчас этот отрезок безопасен для движения. Однако большая часть железнодорожного полотна не ремонтировалась с 1974 года. Бетонные шпалы сохранились, но деревянные в нашем влажном климате давно пришли в негодность и требуют замены. На 54-километровом участке от Сухуми до Очамчиры необходимо заменить 15 тысяч шпал.
     Ремонта требуют также два моста –
     Кодорский и мост через реку Мыку. Отдельные элементы проезжей части этих сооружений сильно коррозированны. Нижний и верхний пояса продольных балок надо менять. Это сложная работа, требующая специального оборудования, для ее выполнения нужны специально обученные мастера. Профессионалы такого класса есть в Железнодорожных войсках России, которые осуществляют пусть не капитальный ремонт, но делают все необходимое для обеспечения безопасности железнодорожного движения.
     Для Абхазии восстановление участка железной дороги до Очамчиры имеет важное значение, так как это позволит в дальнейшем перевозить грузы, необходимые для развития наших восточных районов – Очамчирского, Ткуарчальского и Гальского.
     Казалось бы, цели самые что ни на есть мирные. Да чего там «казалось бы» – так оно и есть. Но по другую сторону Ингури гуманитарную миссию российских военных железнодорожников восприняли иначе. Государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Абхазии и Южной Осетии Теймураз Якобашвили заявил, что ввод подразделения ЖДВ России на территорию Абхазии не что иное, как «безумные действия Кремля»:
     - Нет ни одного согласованного документа, в котором грузинская сторона дала россиской согласие на ввод подразделений вооруженных сил в Абхазию для восстановления железной дороги. Это провокация, и мы считаем, что российские оккупационные войска должны быть немедленно выведены.
     Другой грузинский министр – Георгий Барамидзе, отвечающий за вопросы интеграции своей страны в европейские и евроатлантические структуры, пошел еще дальше, объявив, что Россия начала оккупацию Грузии и ввод Железнодорожных войск – ни что иное, как начало «кровавой интервенции».
     Это событие вызвало резко негативную реакцию не только официального Тбилиси – генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер призвал Россию вывести Железнодорожные войска из Абхазии. Окрыленный такой поддержкой, президент Грузии Михаил Саакашвили тут же заявил, что Грузия не допустит потери своих территорий. «Наша задача сейчас – добиться вывода Железнодорожных войск России из Абхазии. То, что они там делают, – это не восстановления дорог. Это подготовка к вводу танков и другой тяжелой техники в Абхазию для фиксирования границы на реке Ингури (административная граница между Зугдидским районом Грузии и Гальским районом непризнанной Абхазии. – Прим. авт.)», – сказал он.
     Саакашвили считает, что после решения РФ от 16 апреля об установлении прямых связей между Россией и самопровозглашенными Абхазией и Южной Осетией произошло размораживание конфликтов в двух регионах Грузии. «Последние шаги России – это размораживание конфликтов, которое переходит в опасную стадию. Сейчас идут аннексия территории и начало интервенции. Надеюсь, что это прекратится», – отметил он. Впрочем, при этом он сказал, что Грузия не должна допустить обострения ситуации и обязана действовать обдуманно.
     Заручившись поддержкой Брюсселя, Тбилиси даже попытался начать своеобразный торг: «Если Россия выведет из зоны конфликта свои Железнодорожные войска, а также все воинские формирования, находящиеся в Абхазии под видом миротворцев, и аннулирует решение от 16 апреля об особых отношениях с Сухуми, то по всем остальным вопросам можно вести переговоры». «Все остальные вопросы», по мнению министра иностранных дел Грузии Екатерины Ткешелашвили, не подразумевают восстановление железнодорожных коммуникаций: «Нам эта железная дорога ни к чему».
     А вот сами жители Абхазии считают, что железная дорога им нужна. С ней связаны надежды на развитие экономики, туристического бизнеса и т.д. Почему этому так противится Грузия, считающая эту территорию своей, остается только гадать. То ли жители этой страны слишком гордые, чтобы принимать помощь северного соседа, то ли им чуждо само понятие «инвестиции»...
     - Мы не входим в состав миротворческих сил, – говорит начальник оперативной группы полковник Юрий Давиденко. – Мы выполняем здесь задачи по поручению Правительства России. За два месяца нам надо восстановить 54 километра железнодорожного полотна и 8 мостов, а также заменить прогнившие шпалы и поизносившиеся мостовые пролеты.
     ...Все осложнено тем, что на участке, где сегодня трудятся военные железнодорожники, находится 55 искусственных сооружений, среди которых: один тоннель, два больших моста, 44 малых и средних мостов и эстакад, восемь водотрубопроводов. Кроме того, здесь отсутствуют около 50 опор контактной сети, а также полностью отсутствует контактная подвеска на участке в 14 километров.
     Работа эта, поверьте, адова. В Абхазии уже стоит жара за 30 градусов, а все работы приходится вести, не считаясь с погодными условиями. 18—20-летние российские ребята (практически весь личный состав отдельного путевого батальона – срочники) работают по 8 часов в сутки и уже почернели на солнцепеке до неузнаваемости. Прибавьте к этому то, что большинству из них приходится все это время колотить тяжелыми молотами, ворочать многокилограммовые специальные инструменты, перетаскивать шпалы, и вам станет ясно, что 16 долларов командировочных в сутки для этих парней – не самая большая награда за их труд. Да, есть у них и специальный поезд, и 24 единицы автомобильной и строительно-восстановительной техники, вот только в тамошних условиях они – слабое подспорье. Больше приходится надеяться на собственные силенки. Хотя бы потому, что едва ли не основная работа – это «зачистка» местности. По словам заместителя главного инженера оперативной группы – главного инженера путевого батальона майора Алексея Лемехова, расчистить дорогу от проросших за 15 лет деревьев и кустарников совсем непросто. Так что, кроме ломов и молотов, едва ли не главный инструмент – бензопилы.
     Как все это происходит, мы увидели на станции Келасури. Работы хватало всем – и офицерам, и их подчиненным. Вот склонился над теодолитом командир путевого взвода старший лейтенант Евгений Желудков. А вот отдает какие-то указания заместитель командира взвода младший сержант Сергей Савин. И, глядя на уверенные и слаженные действия командира отделения младшего сержанта Радмира Хубиева, старшего монтера пути рядового Алексея Муратова или монтера рядового Романа Злобина, понимаешь: здесь каждый знает свой маневр.
     - Мне нравится здесь, – признается один из них. – Один день, проведенный в Абхазии, идет за три дня службы. Поэтому уволиться можно не за два года, а уже через восемь месяцев...
     Дни здесь действительно наполнены делом, как нигде. Батальон должен выполнить объем поставленных перед ним задач не только качественно, но и в срок. Участок Сухуми – Очамчира предстоит сдать в эксплуатацию до 6 августа. График выполнения работ соблюдается. А если уж говорить о качестве, то оно, по мнению представителей Управления железной дороги Абхазии, отменное. В этом мы сами убедились, побывав на завершающем этапе работ по отсыпке щебня в районе сухумского тоннеля. Могучие железнодорожные копр-дозаторы укрепляли чистое, выглядящее как новое стальное полотно под руководством начальника эксплуатационного отделения майора Александра Маслова. За тем, как идет отсыпка, внимательно следил сержант контрактной службы Альберт Комаров, подсказывающий по рации тепловозной бригаде темп движения.
     Отдельная «песня» – мост через реку Кодори. Начальник Абхазской железной дороги Гурам Губаз рассказал, что северная его часть была подорвана во время боевых действий и восстанавливалась, так сказать, по временной схеме.
     - В целом восстановление участка дороги позволит открыть вход в районы, где работает наша промышленность – цементный завод, щебеночный комбинат, – рассказал Губаз. – Именно по этим рельсам будут возить материалы для олимпийского строительства в Сочи.
     На вопрос о том, могли бы абхазские железнодорожники справиться с бедой без помощи российских военных железнодорожников, он отвечает прямо:
     - За такой короткий срок – вряд ли. Кроме того, у нас нет не только необходимых материалов – рельсов, шпал, мостовых элементов, но и специальных машин и механизмов. Так что мы очень признательны руководству России, Министерства обороны и Железнодорожных войск за то, что они делают для республики и ее населения.
     На мосту тем временем кипела работа. С риском для жизни воины-железнодорожники занимались привычным делом, буквально зависая над потоком бурной горной реки. Заправлял здесь всем главный инженер мостового батальона майор Сергей Ходаковский. Да и его подчиненным скучать не приходилось. Внимательно наблюдал за действиями мостовиков командир взвода Андрей Белый, а копровщики младший сержант Юрий Попов, Александр Дресвянников и Александр Колесниченко только успевали менять инструмент – в ход шли то топоры, то гигантские буры, то солидных размеров гаечные ключи.
     Неподалеку трое саперов проводили инженерную разведку путей и прилегающей местности – в связи со взрывами близ Сухуми усилены меры безопасности в местах базирования и работ российских военных железнодорожников в Абхазии.
     ...Поставка различных строительно-восстановительных материалов железнодорожными вагонами со станции Адлер продолжается. Военные железнодорожники России выполняют работы в соответствии с графиком. А это значит, что задача, стоящая перед Железнодорожными войсками РФ в рамках гуманитарной помощи Республике Абхазия по ремонтно-восстановительным работам на железнодорожном участке Сухуми – Очамчира, будет выполнена.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex