на главную страницу

2 Июля 2008 года

Геополитика

Среда

В Баку жмут на газ

Вадим ТИМОХИН, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



На прошлой неделе, 26 июня, на центральной площади Баку состоялся военный парад, посвященный 90-летию Национальной армии Азербайджана. Это был первый парад с 1992 года. В нем приняли участие более 4,5 тысячи военнослужащих из состава различных родов войск, 210 единиц боевой техники (танков, БМП, БТР, БРДМ), 19 вертолетов и 25 самолетов. Для иностранных аналитиков было очевидно, что демонстрация возможностей вооруженных сил Азербайджана связана с той военно-политической обстановкой, которая сложилась на Южном Кавказе.

     ВОЕННЫЙ ПАРАД по времени совпал с активизацией дипломатии США на закавказском направлении. В азербайджанской столице состоялась встреча спецпредставителя генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу и Средней Азии Роберта Симмонса с министром обороны Азербайджана Сафаром Абиевым. Высокопоставленный представитель штаб-квартиры Североатлантического альянса выразил надежду на дальнейшее развитие отношений между НАТО и Азербайджаном. Он заявил, что республика, успешно завершившая первый этап плана действий по индивидуальному партнерству, добьется высоких результатов при реализации его второго этапа.
     Для подобного рода заявлений, надо отметить, есть некоторые основания. Вооруженные силы Азербайджана постепенно переходят на стандарты НАТО. В рамках индивидуального плана сотрудничества по программе НАТО «Партнерство ради мира» азербайджанские военнослужащие в 2008 году примут участие в 166 мероприятиях (в прошлом году прошло 159 мероприятий подобного рода). По словам руководителя пресс-службы министерства обороны Азербайджана, «основными приоритетами в сотрудничестве с НАТО являются военные учения, разработка оборонной стратегии, военной доктрины, концепции миротворческих сил, управление финансовыми средствами».
     

     Наша справка. НАТО осуществляет военное сотрудничество со всеми бывшими советскими республиками Закавказья, включая Армению. В феврале 2008 г. в Ереване было объявлено, что первый этап программы действий индивидуального партнерства Армения – НАТО можно считать завершенным. Как раз тогда в армянской столице находились представители Североатлантического альянса. Руководитель директората Евроатлантической интеграции и партнерства международного штаба НАТО Ярослав Скониечка и директор Управления планирования сил международного штаба Френк Боланд побывали в республике для оценки перспектив развития партнерства с Арменией. В Ереване, как сообщили информационные агентства, заверили эмиссаров альянса в намерении развивать сотрудничество с НАТО в деле реализации оборонных реформ, выразив надежду на расширение взаимодействия в ближайшие два года.
     

     Мимо внимания военных аналитиков не прошло и недавнее выступление посла США в Азербайджане Энн Дерси, которая на конференции «Интеграция Азербайджана в Евроатлантическое пространство и демократические выборы» сообщила, что в июле в рамках двусторонних американо-азербайджанских консультаций по безопасности будет рассмотрена возможность вступления Азербайджана в НАТО. Как вскоре выяснилось, это заявление было лишь «пробным камнем» и его фактически дезавуировало само же американское посольство.
     Сотрудник пресс-службы посольства пояснил, что заявление американского дипломата о поддержке Вашингтоном сотрудничества Азербайджана с НАТО «ввиду определенных технических причин было неверно преподнесено прессе как намерение обсудить вопрос вступления республики в альянс». Посол США заявила-де «лишь о поддержке сотрудничества Азербайджана с НАТО», и вопрос о членстве Азербайджана в альянсе вообще не стоит на повестке дня.
     В свою очередь официальный Баку также отмежевался от «инициативы» посла США. Представитель Азербайджана в НАТО Кямиль Хасиев заявил журналистам, что республика не ставит перед собой вопрос о членстве в Североатлантическом союзе, предпочитая ограничиваться сотрудничеством в рамках плана действий по индивидуальному сотрудничеству. По его словам, Азербайджан не торопится с решением этого вопроса. «Сотрудничество между Азербайджаном и НАТО успешно развивается, – сказал он журналистам. – Время покажет».
     ИНТЕРЕС атлантических стратегов к вовлечению Азербайджана в НАТО очевиден. Эта постсоветская республика не только располагает большими запасами энергоресурсов, но и занимает выгодное геостратегическое положение. Ее территория наряду с землями Грузии позволяет создать «мост» Европа – Южный Кавказ – Центральная Азия с возможностью выхода в Восточную и Южную Азию (Китай и Индия). Это осознают и в Баку, где сегодня благодаря экономическим успехам республики имеют возможность более уверенно говорить со своими западными партнерами, от которых они фактически не зависят финансово.
     Любопытна внешнеторговая статистика Азербайджана, дающая представление о векторе его зарубежных интересов. Основными торговыми партнерами республики (по ее экспорту) по итогам первых пяти месяцев этого года стали Италия (6,6 млрд. долларов США, т.е. более 44 процентов экспорта), Израиль (12,7 процента), США (6,2 процента). Далее в списке экспортных партнеров – Индия, Франция, Турция, Великобритания. В структуре экспорта основной объем приходится на углеводородное сырье и продукты нефтепереработки. Лидером по импортным операциям Азербайджана являются Россия с 418 млн. долларов США (17 процентов всего импорта республики), Турция (10,9 процента), Германия (8,6 процента), Китай (6,5 процента), Украина (6,3 процента). В структуре импорта преобладают оборудование и механические приборы, наземные транспортные средства, электрооборудование, изделия из черных металлов.
     Основа нынешнего экономического роста в республике и внутриполитической стабильности – топливно-энергетический комплекс, начавший функционировать еще в начале прошлого века. В обстановке высоких мировых цен на энергоносители нефте- и газодобыча позволяет решать многие социальные вопросы и принимать меры по повышению боевого потенциала вооруженных сил, которые в последние годы все более обретают облик современной армии.
     

     Наша справка. Доказанные запасы углеводородного сырья в Азербайджане на настоящее время составляют 1,5 млрд. тонн нефти и 1,3 трлн. кубометров природного газа. В этом году планируется добыть 53 млн. тонн нефти и 18,5 млрд. кубометров газа. Планами на 2009 г. намечено увеличить добычу нефти до 65 млн. тонн, газа – до 23 млрд. кубометров.
     

     Основным маршрутом вывоза азербайджанской нефти за рубеж в обозримый период будет оставаться нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), позволяющий республике экспортировать до 50 млн. тонн «черного золота». Оператором проекта выступает одна из ведущих нефтяных компаний мира – «Бритиш петролеум». Проект БТД экономически целесообразен, так как позволяет перебрасывать высококачественную азербайджанскую нефть в средиземноморский порт Джейхан, минуя перегруженные танкерными перевозками турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Сейчас в стадии проработки находится вопрос о строительстве Азербайджаном в Джейхане, то есть в конечной точке трубопровода, нефтеперерабатывающего завода, что позволит выходить на мировой рынок с бензином и другими нефтепродуктами. Это гарантирует республике еще большие доходы, чем продажа сырой нефти.
     ОПРЕДЕЛЕННЫЕ КРУГИ на Западе еще на стадии проектирования и строительства нефтепровода БТД постарались придать этому проекту антироссийскую политическую подоплеку, акцентируя внимание на том, что экспортный маршрут пройдет вне территории РФ, хотя для Баку, как представляется, важна прежде всего экономическая составляющая. Такой же прагматичной позиции придерживается Астана, решившая недавно использовать БТД для экспорта своей нефти в рамках стратегии диверсификации маршрутов вывоза энергоресурсов на мировой рынок.
     В мае этого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон о ратификации договора с Азербайджаном о транспортировке казахстанской нефти по системе нефтепровода БТД. Проект предполагает строительство на казахстанской территории нефтепровода Ескене – Курык протяженностью около 730 километров и транскаспийской системы транспортировки, которая включает в себя терминал в районе каспийского порта Курык (Казахстан), танкерный флот, терминал в районе Баку, а также соединительный трубопровод до системы БТД. Планируется, что новая система перевалки нефти обеспечит на начальном этапе транспортировку 500 тыс. баррелей в сутки (23 млн. тонн в год) с последующим увеличением 750–1200 тыс. баррелей в сутки (35-56 млн. тонн в год).
     Присоединение Казахстана к проекту гарантирует полную наполняемость нефтепровода на Джейхан и позволяет компаниям, добывающим «черное золото» на азербайджанской территории, перенацелить часть своей нефти на другие экспортные маршруты. Симптоматично, что в апреле этого года было объявлено о том, что нефтепровод Баку – Супса, по которому азербайджанская нефть транспортируется до черноморского побережья Грузии, возобновляет работу. Его эксплуатацией также руководят английские специалисты из «Бритиш петролеум». Мощность трубопровода составляет 145 тысяч баррелей в сутки (чуть более 7 млн. тонн в год).
     Азербайджанская нефть может поступать в черноморские порты Грузии и по железной дороге. Еще в прошлом году Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) завершила ремонтно-строительные работы на нефтяном терминале в Кулеви (около порта Поти, Западная Грузия), который она приобрела у правительства Грузии. В реконструкцию и модернизацию было инвестировано 300 млн. долларов. Поясним, что нефтяной терминал в Кулеви расположен на черноморском побережье Грузии и занимает площадь в 300 га. Терминал предназначен для приема, хранения и погрузки на танкеры 3 млн. тонн сырой нефти, 3 млн. тонн дизельного топлива и 4 млн. тонн мазута. Всего в течение года он может пропустить 15-20 млн. тонн жидких энергоресурсов.
     Не исключено, что Азербайджан примет участие в реализации экспортного проекта «Сарматия», предусматривающего эксплуатацию украинского нефтепровода Одесса – Броды, который при содействии Евросоюза решено продлить до польских городов Плоцк и Гданьск. По замыслу штаб-квартиры ЕС, азербайджанская и, возможно, казахстанская нефть должна по этому маршруту доставляться на польские нефтеперерабатывающие заводы, а также на литовский НПЗ в Мажейкяе, который сегодня не получает сырье из России по нефтепроводу «Дружба» в силу «технических неполадок». Закупки азербайджанской нефти, правда, потребуют дополнительных финансовых расходов от владельцев этих НПЗ, так как встанет вопрос о технологической переналадке оборудования, рассчитанного с советских времен на российскую нефть более низкого качества.
     Свои услуги Азербайджану по выходу на европейский рынок предлагает Молдавия (входит вместе с Азербайджаном, Грузией и Украиной в ГУАМ – организацию, созданную в 1997 году вне рамок СНГ). На одном из заседаний межправительственной азербайджано-молдавской комиссии по экономическому сотрудничеству было предложено транспортировать на европейские рынки часть нефти и нефтепродуктов через молдавский терминал в Джурджулешти, построенный недавно при содействии азербайджанской компании «Азпетрол» (рассчитан на перевалку 2 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в год). Молдавия надеется при этом на поддержку Азербайджана в подключении ее к газовому проекту «Набукко».
     АЗЕРБАЙДЖАН наряду с нефтью начинает экспортировать на европейский рынок «голубое топливо». При участии западных компаний добыча природного газа имеет устойчивую тенденцию к росту. За январь-май в Азербайджане уже добыто 9,8 млрд. кубометров природного газа, что на 75 процентов больше, чем в тот же период 2007 года.
     

     Наша справка. Общие потребности республики в «голубом топливе» оцениваются в 12–14 млрд. кубометров в год. В 2007 г. Азербайджан получил около 11 млрд. кубометров газа, из которых около 5,2 млрд. кубометров поступило от государственной нефтяной компании ГНКАР. 3,2 млрд. кубометров добыто на газоконденсатном месторождении «Шах-Дениз» (оператор – компания «Бритиш петролеум»); до 3 млрд. кубометров – это попутный газ с нефтяных месторождений «Азери – Чираг – Гюнешли». Наибольшие надежды связываются в Баку с «Шах-Денизом», где запасы оцениваются в 1,2 трлн. кубометров газа и 240 млн. тонн конденсата. Его разрабатывает международный консорциум инвесторов с участием российской компании «ЛУКОЙЛ». В 2008 г. на этом месторождении планируется добыть 8 млрд. кубометров газа, а в 2020 году – 20–22 млрд. кубометров.
     

     Увеличение добычи природного газа позволяет Баку полностью обеспечить свою энергетическую независимость. В 2000–2006 годах Азербайджан импортировал природный газ из России: в 2006 году – 4,5 млрд. кубометров по цене 110 долларов за 1 тыс. кубометров. Но из-за значительного повышения цены (до 235 долларов) азербайджанское руководство решило прекратить закупки российского газа по экспортному газопроводу Ширвановка – Моздок – Кази-Магомед. Азербайджанские официальные представители, комментируя принятое решение, отмечали, что экономика их страны сможет обойтись без импорта газа. Республика действительно нашла выход из ситуации, переведя на мазут свои тепловые электростанции (с одновременным наращиванием собственной добычи газа). Часть нефти, предназначенной для прокачки по трубопроводу Баку – Новороссийск, была перенацелена на местные НПЗ, где ее стали перерабатывать в мазут.
     В скором времени Баку может стать одним из игроков на европейском газовом рынке. Уже введен в эксплуатацию трубопровод Баку – Тбилиси – Эрзурум (Южно-Кавказский газопровод). На первых порах, до 2012 года, он будет обеспечивать «голубым топливом» Грузию и Турцию, но в дальнейшем планируется выйти в Европу. Технологически это сделать несложно.
     О создании системы газопроводов «Апеннины – Балканы» турки договорились с греками и итальянцами еще в прошлом году. Подписано соглашение, которое предусматривает поставку газа в Италию через Турцию и Грецию из регионов Каспийского моря и Ближнего Востока. Ввести в строй эту газотранспортную систему предполагается к 2012 году. В частности, предусмотрено доведение пропускной способности газопровода на участке Турция – Греция до 11,5 млрд. кубометров в год и завершение в 2012 году строительства на участке Греция – Италия (8 млрд. кубометров в год).
     Одновременно Евросоюз и США продолжают лоббировать идею сооружения транскаспийского газопровода, предназначенного для транспортировки туркменского и казахстанского газа на западный берег Каспия (по дну моря) с дальнейшей прокачкой его по действующему трубопроводу Баку – Тбилиси – Эрзурум. Затем газ по трубопроводной системе Турции выйдет к трубе «Набукко». Этот газопровод будет построен по маршруту Болгария – Румыния – Венгрия – Австрия.
     Имеются возможности и для развития сотрудничества в газовой сфере между Баку и Москвой. Компания ГНКАР готова продавать часть добываемого газа в южные регионы России, в первую очередь в Дагестан (ежесуточно 1–1,5 млн. кубометров). Со стороны российского «Газпрома», судя по всему, также есть желание сотрудничать с соседней закавказской республикой. Во всяком случае сообщалось о возможности покупки «Газпромом» азербайджанского газа по рыночным ценам на основе долгосрочного договора.
     
* * *

     Очевидно, что от направления развития системы экспортных нефте- и газопроводов в значительной мере зависит вектор внешнеполитических приоритетов того или иного государства. Азербайджан, как, впрочем, и Россия, здесь не исключение. Продолжающееся развитие трубопроводной системы на Южном Кавказе создает новую геополитическую конфигурацию. И для России крайне важно с точки зрения ее жизненных интересов не оказаться вне игры в этом регионе, который стал одним из приоритетных направлений геополитики США и Евросоюза.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex