на главную страницу

2 Июля 2008 года

Культура

Среда

КИНО – ЭТО «ПРОЩЕ ПРОСТОГО»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда». Фото автора и с сайта ММКФ.



     «Круглые» цифры внушают уважение. Они словно обозначают некий рубеж и дают стимул новым стартам. 30-й Московский международный кинофестиваль, на днях завершившийся в столице, вроде бы тоже должен стать некой вехой, определяющей перспективы дальнейшего развития мирового кинематографа. Давайте поразмышляем, стал ли?
     У ММКФ наряду с Каннским, Берлинским и Венецианским фестивалями – статус престижной категории «А». Это значит, что все фильмы конкурсной программы должны быть мировыми премьерами, а организация фестиваля – на высочайшем уровне. Здесь принимается во внимание все, вплоть до того, как одеты звезды (а они должны быть в обязательном порядке), которые проходят по традиционной красной дорожке. И здесь сразу отметим: позитивное движение среди отечественных светил наблюдается. Фестивальный дресс-код прошли практически все. И зрители, и придирчивые журналисты особенно отметили вкус и стиль Федора и Светланы Бондарчук. Ну, да Бог с ним, с дресс-кодом. В России принято в таких случаях вспоминать поговорку: «Встречают по одежке, провожают по уму». Все-таки на таких фестивалях главное – новое кино. А вот с ним в основном конкурсе было слабовато. Но об этом – позже. К тому же это часто касается ВСЕХ фестивалей. Современные творцы как-то забывают, что успех фильма не связан только с «кассой», то есть с прибылью любыми путями, а останется ли их работа в истории кино. Частный пример. Любимая в народе «Ирония судьбы» – останется. А вот ее продолжение – под вопросом. Хотя и залы были полны, в них даже витал порой запах хвои – для большего удовольствия зрителя. Так вот. С мировыми премьерами на ММКФ тоже вышла промашка. В конкурсной программе их не было. Впрочем, как всегда. А вот фильмом-открытием нынешнего юбилейного кинофорума стал американский «Хэнкок», который в России показали аж за две недели до официальной премьеры на родине. Хотя эту картину все-таки уже презентовали в Германии и Франции. В Москву приехали и исполнители главных ролей: Уилл Смит и Шарлиз Терон. Это была некая пиар-акция для успешного продвижения изделия в прокате. Энергичный шутник Смит на открытии даже пытался говорить по-русски, всячески пытаясь понравиться потенциальным зрителям: «когда я был маленький, Россия казалась мне очень далекой страной. Я не понимал, как там – за океаном – живут люди. А вот теперь фестиваль помогает мне пообщаться с россиянами и узнать поближе русский народ».
     О достоинствах «Хэнкока» скажу тоже классической присказкой: «Много шума из ничего» или, чтобы было понятнее, – американское доходное кино. Есть черный герой (в смысле цвета кожи еще одного спасителя человечества) и в основном белые (тоже по расовому признаку) негодяи. Хулиганы и всяческие бандиты, чья борьба с героем относится к далеким годам: чуть ли не временам зарождения человечества. Конечно, если есть герой, то всегда должно быть немного любви. «Хэнкок» – это оставляющий зрителя в недоумении современный фильм-сказка...
     Прежде, чем приступить к подведению фестивальных итогов, заметим, что один из звездных гостей ММКФ, величайший режиссер мирового кино Питер Гринуэй поставил свой диагноз развитию кино перед тысячами поклонников, собравшихся на его своеобразный мастер-класс. Он представлял на нем новый, необычный мультимедийный проект-перформанс «Чемоданы Тульса Люпера». Выполнен он в излюбленном жанре киноавангардиста «виджеинг». Но вот оно, высказывание Гринуэя, уже широко цитируемое: «Кинематограф мертв, вы напрасно тратите на ММКФ время, так как фестивали сейчас никому не нужны. Пора бы давно перейти к более полезным и интересным занятиям. Я приведу пример с динозавром. Если пустить ему пулю в голову в понедельник, то мозг умрет сразу, а вот хвост может болтаться до пятницы. Осталось только решить, когда эта пятница настанет. Я понял, что кинематограф исчерпал свой язык. В кино для меня важно изображение». Вот так, ни больше и не меньше. Интересно, что мастер провокационного заявления начинал свой творческий путь именно как художник. Хотя, может быть, Гринуэй и лукавит. Ведь киноискусство – одно из самых действенных для воспитания совести. И на своей пресс-конференции он сообщил, что собирается снять фильм об... Иисусе Христе. Так что посмотрим. А пока отметим, что практически каждый гость фестиваля рассыпался в любезностях по отношению к России и ее киноискусству. Не обошелся без этого и Гринуэй. «Когда я бываю в Москве, меня всегда трогает тот факт, что именно здесь творил Сергей Эйзенштейн, – рассказал он. – Этого режиссера я готов сравнить с самыми великими людьми – с Рембрандтом и Бетховеном».
     Еще один диагноз, только уже американскому кино, поставил немецкий режиссер Бернд Бехлих, представивший на ММКФ свою картину «Луна и другие любовники» в основном конкурсе. Он назвал это кино «бездушным». Зато Бехлих находит вдохновение в российских фильмах – «Калина красная» Василия Шукшина и «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова.
     Так какой он, юбилейный ММКФ? Это около трехсот показанных кинолент из 40 стран в 20 специальных программах, из них 16 – в основном конкурсе. Тысячи журналистов, российских и иностранных гостей. В кинозалах за десять фестивальных дней побывало не менее ста тысяч любителей кино. С тридцатилетием ММКФ приехали поздравить режиссеры-победители фестивалей прошлых лет, многим из которых именно российский кинофорум определил дорогу в «большое кино».
     Но что еще раз стало понятно? Чтобы продюсеры и мировые звезды были заинтересованы в ММКФ, надо сделать так, чтобы кинопрокатом были охвачены не только города-миллионники. Пока у нас 80 миллионов зрителей не имеют доступа к кинотеатрам, потому что они просто не построены. По крайней мере так считает Никита Михалков.
     На открытии кинофорума почетная премия за достижения в области киноискусства была вручена уникальному явлению мирового кинематографа японскому режиссеру и актеру Такэси Китано. А вот приз имени Станиславского на закрытии ММКФ получила французская актриса Изабель Юппер. Ретроспективы обоих знаменитых деятелей кинематографа прошли в рамках ММКФ.
     Знаковым событием открытия кинофорума стало то, что гендиректор «Мосфильма» и режиссер Карен Шахназаров вернул из хранилищ киностудии приз, который в 1959 году на ММКФ получил Сергей Бондарчук за фильм «Судьба человека», семье режиссера – вдове Ирине Скобцевой и сыну Федору Бондарчуку.
     Теперь о победителях основной конкурсной программы. Президентом на самом деле представительного жюри была известная актриса и режиссер Лив Ульман, муза великого шведского режиссера Ингмара Бергмана. Как режиссер, она проявила себя тонким и внимательным исследователем человеческих взаимоотношений. И что отметили на ММКФ все, решению жюри под ее руководством можно доверять. Приятно, что Ульман оказалась весьма осведомленной о российском кинематографе. Она с детства знакома с картинами «Дом, в котором я живу» Льва Кулиджанова, «Дама с собачкой» Иосифа Хейфица, с фильмами Андрея Тарковского и Никиты Михалкова, Андрея Звягинцева. «Русские фильмы – часть меня. Я видела их еще до того, как стала актрисой. И на всю жизнь запомнила некоторые образы и отдельные кадры из них», – призналась она.
     Главный приз за лучший фильм «Золотой Герогий» был вручен иранской картине «Проще простого» (реж.Реза Мир Карими). Этот фильм был отмечен и жюри Российской кинокритики «за максимальное проникновение в сущность человека». В этом году организаторы кинофорума ввели новое правило: победитель получит у нас в стране прокатную поддержку, что позволит зрителям самим оценить награжденный фильм. Пока скажу, что лента повествует об одном дне женщины по имени Тахире в ее замкнутом мирке ежедневной семейной рутины. Душа героини бунтует, и оттенки всех ее внутренних метаний показаны тонко и сдержанно.
     Обладателем награды за лучшую режиссерскую работу стал болгарин Явор Гырдев («Дзифт»). Его фильм отметило и Международное жюри Федерации киноклубов России. Приз за лучшее исполнение женской роли заслужила Маргарита Буй («Дни и облака». Италия). А лучшей мужской ролью жюри посчитало работу Ричарда Дженкинса («Посетитель». США). Сам фильм мне понравился. Любопытно наблюдать, как душа стопроцентного американца просыпается от анабиоза.
     Специальный приз жюри вручило Марион Лейн за фильм «Простая душа» (Франция) – прекрасную экранизацию романа Флобера.
     Лучшей картиной конкурса «Перспективы» стала лента «Кумбия нас связала» (Мексика, реж. Рене У. Виллареаль). Дополнением к признанию стал и сертификат на десять тысяч метров кинопленки. Еще одной наградой в «Перспективах» был отмечен фильм «Один кадр» Линды Вендель «за преломление культурных традиций Скандинавии языком кино». Этот конкурс очень важен для кинематографа: он открывает новые имена и дает шанс молодым начинающим режиссерам.
     Российских картин в основном конкурсе было две. «Сад» Сергея Овчарова, (некие фантазии по Чехову) и «Однажды в провинции» Кати Шагаловой. В некотором роде к российскому кино можно было отнести и третий фильм – «Райские птицы» Романа Балаяна, представлявшего Украину. Заметим, что на последних ММКФ главные призы как раз Россия и забирала. На этот раз только фильм Шагаловой был отмечен жюри ФИПРЕССИ «за сильное стилистическое решение и отражение реальности такой, какая она есть». Еще одна российская лента заслужила приз Международного жюри Федерации киноклубов России за лучший фильм из российской программы: «Не думай про белых обезьян» (реж. Юрий Мамин).
     Приз зрительских симпатий достался израильской ленте «Для моего отца» (реж. Дрор Захиви).
     Нельзя не отметить картину из Поднебесной в основном конкурсе «Война на другом берегу» (реж. Лу Синь). Тема войны между Китаем и Японией в китайском кинематографе очень популярна. И, как любая война, показана через кровь, насилие, грязь. Эта же история – не только о войне. А еще и о Городе и ребенке в нем. Боевые действия показаны глазами восьмилетнего мальчика. И показаны так, что лучшей агитации за мир придумать сложно. Стоит подчеркнуть, что на нынешнем ММКФ царили в основном азиатские картины.
     Была и еще одна награда, врученная на закрытии фестиваля. «За лучшую режиссуру Евро-2008». Ее заочно презентовали тренеру российской сборной по футболу Гусу Хиддингу. Честно говоря, такой жест организаторов не совсем понятен. Разве что для лучшей сценической режиссуры вечера закрытия, где была показана документальная картина Кустурицы «Марадона глазами Кустурицы». Кстати, фильм – великолепный. Можно рекомендовать «для семейного просмотра».
     ...В рамках 30-го ММКФ прошел специальный юбилейный, трехсотый, показ фильма «12» Никиты Михалкова. На представлении работы гостям, участникам и журналистам кинофорума Михалков сказал о своем фильме то, что определяет на самом деле сущность любых кинематографических изысканий. «Фильм важен потому, что то, о чем мы там говорим, это то, о чем мы все думаем, но не всегда решаемся высказать это вслух. Тут нет развлечения – это сложная, но очень важная работа души и сердца. Я надеюсь, что некоторые мысли и убеждения у зрителя переменятся после картины в лучшую сторону. Главное, не оставайтесь равнодушными!»
     На снимках: Японский режиссер, актер и художник Такэси КИТАНО: «Я воспитывался на русской культуре, когда читал Достоевского и Солженицына». Светлана и Федор Бондарчук: самая стильная пара ММКФ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex