на главную страницу

2 Июля 2008 года

История Отечества

Среда

Князь Андрей

Дмитрий ЗЕНИН.



     (Продолжение. Начало в № 103, 108.)
     ТОРЖЕСТВО князя Изяслава было недолгим. Попытка выбить детей Долгорукого из Переяславля провалилась. К Долгорукому подошли верные вассалы и его постоянный союзник - галицкий князь. Под звуки воинских труб Изяслав бодро выступил из столицы. Но военное счастье и на этот раз изменило ему. Завидев воинство Долгорукого и его союзника, изяславово ополчение разбежалось. Сам князь ускакал в Волынскую область и стал готовиться к обороне.
     Союзники вошли в Киев, и Долгорукий опять уселся на великокняжеском престоле и велел сыну Андрею занять Волынскую область. Изяслав же не рискнул вступить в сражение с Андреем и запросил через него мира. Тот охотно принял его предложение и обратился к отцу.
     Однако Долгорукий не хотел слышать о мире, тем более что братец его женушки, император Византии Мануил, вел боевые действия против венгерского короля Гейзы, зятя Изяслава, и последнему не приходилось надеяться на помощь венгров.
     Долгорукий ошибся в расчетах. В конце 1151 года Изяслав получил от Гейзы военную поддержку и с венгерским ополчением перешел Карпаты. Обходя укрепленные города, где сидели верные вассалы или союзники Долгорукого, он пошел на Киев. Ополчение галицкого князя и Андрея Георгиевича преследовало его. Бывшему великому князю удалось все же обогнать противников на одну ночь.
     Этого оказалось достаточно, чтобы без боя взять Переяславль и затем беспрепятственно войти в Киев. Долгорукий, услышав о приближении противника, сел в лодку и уплыл в Остер. Раздосадованный столь глупым положением галицкий князь сказал Андрею: «Когда Вы так правите землею (беспечно. - Д.З.), я Вам не товарищ... Иду в область свою». Андрей отправился, как говорит летописец, с печальным сердцем к отцу в Остер, а галицкий князь в свою землю, по пути ограбив все города, монастыри и церкви.
     Пока Изяслав пировал в Киеве по случаю бескровной победы, Долгорукий собирал под свои знамена вассалов, союзников и недовольных, коих во все времена хватало. Летом 1152 года рати Долгорукого встали на левом берегу Днепра напротив Киева. Несмотря на все усилия Изяслава, союзники форсировали реку. Борьба за Киев завершилась сражением на реке Руть.
     В этом бою Андрей встретился лицом к лицу с Изяславом. Оба сломали копья, у Андрея слетел с головы шлем и оторвался щит, Изяслав был ранен в бедро и руку, упал с коня и лежал в луже крови. Несмотря на это, победа досталась воинству Изяслава.
     Первыми из союзников Долгорукого побежали половцы, за ними Ольговичи, наконец, и сам князь. Отряды Андрея Георгиевича отступили последними, сохраняя порядок и отбивая преследователей. Разбитое ополчение собралось у Переяславля. Изяславовы рати осадили его, но, стремясь избежать «лишней крови», через посредство Андрея предложили мир Долгорукому. Тот принял условия снисходительных победителей.
     После заключения мира Андрей сразу же отправился в Ростовско-Суздальскую землю. Отец же продолжал надеяться на своих дальних и ближних доброхотов. Ожидания его остались напрасными: через несколько месяцев Изяслав выгнал его из городца Остерского и стер этот уникальный город с лица земли.
     Долгорукий еще более возненавидел Мстиславичей за разрушение Остера. В 1153 году его рати подошли к Чернигову, однако города взять не смогли и при приближении войск великого князя киевского отступили. В конце того же года скоропостижно умер верный союзник Долгорукого Владимирко Галицкий.
     В январе 1154 года Изяслав женился на абхазской княжне, а 13 ноября того же года скоропостижно скончался. Тело его было погребено в монастыре святого Федора.
     ПОКА ПРОИСХОДИЛИ эти события и Юрий Долгорукий в Суздале горько переживал превратности судьбы, его сын Андрей развил бурную строительную деятельность в Ростовско-Суздальской Руси. В 1152 году он перенес Плещеевск на другой берег Плещеевского озера и переименовал его в Переяславль-Залеский. В городе был заложен собор покрова Богородицы, один к одному повторяющий пропорции Соломонова храма, описанные в Библии.
     В 1154 году по случаю рождения у Юрия Долгорукого младшего сына Всеволода (Дмитрия) князь Андрей основывает на реке Яхроме город Дмитров.
     От редакции. Интересующихся историей Руси может сбить с толку путаница с именами: у одного и того же князя их было два. Дело в том, что тогда существовала языческо-христианская двуименность: Рюриковичи носили фамильное дохристианское имя (используемое официально) и крестильное христианское (в церковной жизни): Ярослав-Георгий (Мудрый), Владимир-Василий (Мономах) и т.п.
     Тогда же Боголюбский укрепляет Москву. Отстраивает Юрьев-Польский. Самое большое усердие показывает в строительстве Владимира на реке Клязьме. Фридрих II Барбаросса присылает Андрею архитекторов, которые строят во Владимире Золотые и Серебряные ворота.
     Летописец о деятельности благочестивого князя Андрея в те годы (1152—1155) писал: «...изукраси землю залесскую храмами божьими, монастырями спасенными, городами крепкими, палатами белокаменными». Церковное и градское строительство Андрея имело некоторое отличие от аналогичной деятельности его предшественников. Если до начала его строительной деятельности кафедральные соборы городов посвящались Софии (Премудрости Божией - Троице), то Андрей Георгиевич строил храмы, посвященные исключительно Богородице. Алтари всех храмов, воздвигнутых этим князем, украшала одна и та же символика - якорь. Скорее всего, эта символика означала, что от начала до конца путь уже пройден, а здесь, в Залеской земле, - постоянная остановка и спасение.
     В то время как, пользуясь передышкой, старший сын создавал мировые шедевры архитектуры того времени, князь Долгорукий ждал своего часа. Старший брат Долгорукого - князь Вячеслав Владимирович не долго пожил после смерти Изяслава Мстиславича. В феврале 1155 года после пира с боярами он лег спать, а утром не проснулся. 20 марта того же года Юрий Долгорукий с сильными полками суздальскими и от всех стран и языцев вошел в Киев. На следующий день с общего одобрения возвел на себя великокняжеское достоинство в третий раз.
     По старинному обычаю великих князей Долгорукий перевел Андрея в Вышгород, чтобы он был постоянно поближе. Но по всем известным описаниям Андрей тяготился и Киевом, и Вышгородом, и вообще всей Южной Русью. Через месяц он самовольно оставил отца и уехал в Ростовско-Суздальскую землю, и для этого была причина. В начале апреля 1155 года в Ростове состоялся представительный собор всех сословий и духовенства, на котором было принято решение просить Андрея Георгиевича для недопущения оскудения и разорения земли Ростовской взять княжество под свою руку на всей его воле.
     Как говорит летописец, князь некоторое время колебался, но сама Богородица определила его решения и дальнейшую судьбу. В Вышгородской церкви стали происходить чудесные вещи. Ночью икона Богоматери, написанная евангелистом Лукой на доске стола, за которым Иисус Христос проводил Тайную вечерю, стала сходить со своего места и стоять по середине храма. Андрей Георгиевич остался молиться у этой иконы на всю ночь. На его глазах икона сошла со своего места и проплыла в воздухе, не касаясь пола, на середину храма.
     Князь обратился к ней и спросил, что все это означает. Богородица ответила Андрею: «Возлюбленный слуга мой Андрей, раб сына моего. Возьми образ мой и уезжай в землю Залескую, там скажу тебе службу твою». Услышав указания Богородицы, отмечает летописец, князь быстро собрался и в ту же ночь отправился в пределы Ростовско-Суздальского княжества. В пути настала ночь, князь, свита и толпы народа собрались заночевать, но тут к ним в облаке явилась Богородица с хартией (текстом молитвы. - Д.З.) в руке. Она сказала, что домом себе избирает Владимир и берет его под омофор свой (покрывало. - Д.З.). А на месте стояния велела почтить ее. По тем временам это означало поставить имени Богородицы церковь и основать монастырь.
     Андрей, согласно летописцу, выполнил все пожелания Богородицы. С той поры и на все оставшиеся времена столицей края стал Владимир.
     Долгорукий не стал спорить с сыном и относительно спокойно сидел в «матери городов русских» - Киеве. 15 мая 1157 года после очередного застолья у некоего боярина Петрила он почувствовал себя плохо и через пять дней умер. Если вспомнить картину смерти его предшественников, с вечера пировали, утром не встали, диагноз летального исхода не вызывает сомнений.
     Великого князя погребли не в Киеве, а в церкви Спаса в Берестове. Кончина великого князя стала сигналом к антисуздальскому выступлению. Имущество Долгорукого было разграблено, многие суздальские бояре убиты. В Киеве опять началась чехарда соискателей великого княжения.
     АНДРЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ меж тем продолжал заниматься градостроительством, киевские дела, казалось, были ему глубоко безразличны. В конце мая 1157 года, когда весть о смерти Юрия Владимировича Долгорукого и событиях в Киеве достигла Ростовско-Суздальской земли, в Ростове состоялся очередной представительный собор. Избранные представители от всех сословий и духовенства решали, как жить дальше. Через неделю прений было принято единогласное решение: «Ростовцы и суждальцы, здумавши вси, пояша Андрея, сына (Юрия Долгорукого. - Д.З.) его старейшаго, и посадиша и в Ростове на отни столе, зане же любим всеми за премногую его добродетель, юже имяще прежде к Богу и ко всем сущим под ним».
     Соборное решение упразднило уделы в Ростовско-Суздальской земле и объявило всех владельцев - под рукою Андрея. Иными словами, для всех социальных слоев населения, включая Рюриковичей, в объединенном княжестве вассально-служебные отношения устанавливались как обязательные. Самое замечательное, что всеобщий вассалитет был установлен не единоличным решением святого князя, а приговором всей земли.
     В том же году Андрей переносит столицу объединенного княжества окончательно во Владимир и завершает постройку своей резиденции в Боголюбове. Окончание строительных работ завершилось установлением кивория - каменной чаши с выбитым на дне восьмиконечным крестом. Такая же чаша стояла в Иерусалиме напротив храма Святая Святых - Гроба Господня и означала пуп Земли (центр мира).
     Удивительное дело, но Боголюбово ориентировано к Владимиру, так же как и Иерусалим к Риму, и расстояние между ними кратно. Через пять лет, в 1162 году, Андрей якобы изгнал своих братьев, сына Мстислава и отцовских бояр в Константинополь - Царьград. По летописцу, прибыв в Царьград те получили: «дасть Царь Василькови Дунайские 4 города, а Мстиславу дасть волость от Аскалана». Это известие заставляет усомниться в том, что братья и бояре были именно изгнаны Андреем, скорее всего, он отправил всех их в далекие края учиться уму-разуму. Тем более что через семь лет все они благополучно вернулись и были наделены Андреем «землей и водой».
     Пока южнорусские князья упорно воевали друг с другом и влезали во все конфликты соседей, Андрей Георгиевич в июле 1164 года собрал довольно значительное ополчение (к нему присоединились, кроме рязанских князей, рати из Полоцка и Новгорода). Он провел Крестовый поход в глубину Волжской Булгарии, государства мусульманского, беспокоившего пределы христианского мира и промышлявшего работорговлей русскими младенцами, из которых выращивались мамелюки на арабском Востоке. Крестоносное войско Андрея 1 августа 1164 года нанесло сокрушительное поражение мусульманам - взяло город Бряхимов (Ибрагимов - Гаврилов?) на берегу Камы.
     Сразу же после жаркого боя Андрей со своими крестоносцами молился перед чудотворной иконой Богородицы, которую брал с собой в поход. С тех пор Православная церковь чтит 1 августа как праздник Спаса, или Изнесение честных Древ Животворящего Креста Господня. Кроме нашей церкви, этот праздник чтит и Иерусалимская церковь. Оказывается, в этот же день - 1 августа 1164 года - объединенные войска Иерусалимского королевства и императора Византии Мануила I нанесли поражение полководцу султана Нуреддина Ширку и выгнали его из Египта.
     В САМОМ НАЧАЛЕ 1169 года братья Андрея вернулись из заморских земель, умудренные полученным опытом. Вне пределов земель Андрея межкняжеская грызня не затихала. Даже совместные предприятия, вроде бы направленные к общей пользе, не обходились без обманов и ссор. Так, весной 1168 года во время общего похода на половцев киевский князь тайно посылал ночью дружину свою вслед за бегущими половцами, чтобы не делиться ни с кем добычею. Все это не способствовало укреплению взаимного уважения и доверия среди многочисленного потомства Рюрика.
     Андрей Георгиевич занимался своими внутренними делами, переписывался с императорами Византии и Священной Римской империи германской нации, патриархами Константинополя и Иерусалима, Папой Александром III и епископом Кириллом Туровским, выдающимся русским литератором того времени. Все они в один голос просили Андрея взять всю Русь под Державу свою. Но он не торопился и ждал. Владимиро-Суздальский князь знал, что нестроения, неизбежные при неопределенности межкняжеских отношений, приведут к тому, что большинство князей обратится к нему с просьбой взять их под свою защиту.
     В конце января - начале февраля 1169 года час Андрея пробил. К нему прибыла депутация из четырех князей и представителей 50 городов с просьбой защитить их от произвола киевского «хищника». Андрей созвал собор во Владимире, который приговорил, что надо спасти Русь от пленения и разорения, для чего своих хищников укротить. Сам князь, признанный депутацией истинно Великим, в поход не пошел. Во главе ополчения он поставил своего сына Мстислава, геройствовавшего в волости Аскаланской (район недалеко от Газы, Палестина).
     Удивительной чертой этого похода был сбор войск. В отличие от аналогичных предприятий, когда войска сначала собирались в назначенном пункте, затем выступали на встречу с противником, на этот раз войска выступили самостоятельно из различных районов и одновременно встретились под Киевом 5 марта того же года.
     Два дня ополчение одиннадцати князей-подручников (русский эквивалент вассалов) штурмовало Киев. На третий день, 8 марта 1169 года, ополчение взяло «мать городов русских» приступом. Впервые за 289 лет Киев был взят внешней силой - до этого рокового дня еще никому не удалось так войти в него. Киев подвергся той же участи, что и все русские города в аналогичных обстоятельствах до него. Победители три дня грабили древнюю столицу. Однако не все «собирали богатства земные». В составе ополчения оказались организованные и дисциплинированные отряды, которые, опережая других, вошли в город и, не задерживаясь у домов граждан и торговых лавок, брали под свой контроль церкви, монастыри и реликварии, под угрозой оружия не допуская туда никого из посторонних.
     В результате захвата из Киева были вывезены все чудотворные и драгоценные иконы, мощи святых, книги, ризы и все колокола. Все священное имущество было доставлено во Владимир и встречено с ликованием народом и духовенством. Летописец свидетельствует, что Киев был наказан за грехи жителей и ересь тогдашнего митрополита Константина. С тех пор Киев навсегда утратил право называться столицею Руси. Его князья, лишенные прежнего материального могущества и покровительства чудотворных икон и мощей, уже зависели от воли владимирских держателей и утратили самостоятельность.
     Андрей не переехал в Киев и не стал удерживать его за собой лично, как удержал, помимо Владимира, Ростов, Суздаль, Переяславль, Ярославль. Он посадил в нем брата Глеба, поцеловавшего ему крест на всей его воле (принесшего клятву вассальной верности - оманж).
     Андрей Георгиевич стал истинным великим князем России по праву и по достоинству. Город Владимир, новый и совсем недавно бедный по сравнению с древней столицей, заступил на ее место, получив материальные и духовные средства к своему величию.
     В 1170 году новгородцы спровоцировали Андрея Боголюбского на боевые действия. Войну с Новгородом можно разделить на два этапа. Первый - вторжение, неудачный штурм и чудо Богоматери Новгородской, которая навела гнев небесный на Владимиро-Суздальское ополчение, и то в страхе разбежалось. Многие в панике погибли, но еще больше попали в плен к новгородцам. Второй этап - продовольственная блокада Новгородской земли. Продовольствие перестало поступать туда не только из российских пределов, где всеми делами вершил великий князь Андрей, но и морем из земель германских. В итоге Новгородская республика заключила с Андреем Боголюбским мир на приемлемых для обеих сторон условиях.
     (Окончание следует.)
     На снимке: Боголюбово, резиденция князя Андрея Боголюбского.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex