на главную страницу

5 Июля 2008 года

Страна и мир

Суббота

Хоккайдо принимает «большую восьмерку»

Владимир КУЗАРЬ.



     
Не та карта

     Тот, кто отправится на остров Хоккайдо на саммит «восьмерки» по картам, специально выпущенным в Японии к этому форуму, рискует не попасть на него. На них привычные границы Японии значительно расширены и включают... Курильские острова. Правда, в Токио не увидели в этом ничего необычного, заявив, что, исходя из официальной позиции, это совершенно естественно. Более того, там не скрывают, что хотели бы, чтобы эта позиция, заключающаяся в претензиях Японии на южную часть Курильских островов, прозвучала и на «восьмерке», заседание которой пройдет 7 - 9 июля на Хоккайдо. Во всяком случае, различные националистические группировки Японии готовятся, как сообщают информационные агентства, встретить Президента России Дмитрия Медведева по его прибытии на саммит плакатами на русском и английском языках, требующими от Москвы вернуть острова. Такие же плакаты будут развешаны и в местах пребывания других участников саммита и его гостей, чтобы они также смогли прочувствовать «справедливость» японских претензий.
     Россия предостерегает Японию от того, чтобы поднимать в ходе саммита существующую между двумя странами территориальную проблему. Это и некорректно, поскольку Япония - председательствующая сторона, а по сложившейся традиции «восьмерки» двусторонние проблемы не выносятся на ее саммиты. Да и всякие шумные кампании - не те методы, с помощью которых можно решить столь сложный вопрос в двусторонних отношениях. Здесь требуется терпеливое и спокойное продолжение переговоров на основе общего понимания, что договоренность по территориальной проблеме может быть только взаимоприемлемой. И Россия готова продолжать их, рассматривая отношения с Японией как один из приоритетов своей внешней политики.
     - Как мне кажется, - заявил Дмитрий Медведев в интервью представителям средств массовой информации стран «восьмерки», - здесь главное, с одной стороны, не ждать каких-то чудес, а с другой стороны, не ослаблять контактов, работать в дружественном ключе. И в этом случае у нас есть шансы по этой проблеме договориться. Тем более что совершенно очевидно: урегулирование по этому вопросу будет способствовать и дальнейшему улучшению экономических и культурных связей между нашими странами.
     Пограничный вопрос и связанное с ним заключение соответствующего договора станут, скорее всего, одной из тем отдельной встречи Дмитрия Медведева и премьер-министра Японии Ясуо Фукуды, которую планируется провести на «поле» саммита. Это уже вторая их встреча. Первая состоялась в конце апреля во время визита в российскую столицу японского премьера. Тогда стороны договорились продолжать переговоры на высоком уровне для заключения мирного договора. При этом Москва считает, что «дорожной картой» для российско-японского сотрудничества продолжает оставаться «План действий», принятый на высшем уровне в январе 2003 года. Как известно, он определяет основные направления развития связей на пути к установлению отношений созидательного партнерства. Это политический диалог, переговоры по мирному договору, сотрудничество на международной арене, торгово-экономическое взаимодействие, развитие связей в правоохранительной и оборонной областях, углубление культурных и гуманитарных обменов. И по многим из них стороны демонстрируют единый подход. Тем не менее предстоящая беседа Дмитрия Медведева и Ясуо Фукуды будет, надо полагать, непростой.
     Но российско-японская встреча на высшем уровне будет всего лишь эпизодом, пусть и важным для двух стран, того действа, которое называется саммит «большой восьмерки». Ведь лидеры России, США, Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Канады и Японии собираются раз в год, чтобы обсудить злободневные глобальные проблемы. На сей раз Страна восходящего солнца, как организатор саммита, намерена предложить его участникам, к числу которых следует отнести и специально приглашенных лидеров еще 15 государств, четыре группы тем для обсуждения: «Мировая экономика», «Окружающая среда и изменение климата», «Развитие и Африка», «Политические проблемы, включая проблему нераспространения». Причем сами японцы хотели бы, чтобы основной темой стала проблема сокращения выбросов парниковых газов, которые вызывают опасное потепление климата на планете.
     
Как сохранить планету

     По плану Токио, совещание в таком расширенном составе могло стать шагом на пути к выработке нового конкретного плана борьбы с глобальным потеплением. Тем более что в 2012 году истекает действие первого юридически обязывающего документа в области изменения климата - Киотского протокола. В этой связи Япония выдвигает ряд инициатив. Так, предлагается, чтобы нагрузка для каждого из государств была справедливой, рассчитать с помощью прозрачной и понятной всем методики энергетическую эффективность каждого из секторов экономики и затем на основании этих расчетов определить нормы снижения выбросов. Япония также считает необходимым создать новый механизм финансовой поддержки развивающихся стран, готовых к совместным действиям по стабилизации климата, и выделить на эту программу около 10 млрд. долларов. Кроме того, сама Япония, демонстрируя собственный пример, инвестирует на протяжении следующих пяти лет порядка 30 млрд. долларов в разработку инновационных технологий, которые позволят ускорить переход к «низкоуглеродному обществу».
     Некоторые из них будут продемонстрированы и участникам саммита. В частности, ландшафт вблизи объектов форума украсили, как сообщается, новые аллеи эффективно поглощающих углекислый газ растений, а для доставки членов делегаций и журналистов к месту работы и проживания создан автопарк из новых моделей электромобилей и машин-гибридов. Да и выбор места для проведения саммита - озеро Тоя в заповедной зоне - сделан не случайно, он должен отражать всю серьезность подхода к теме изменения климата. Хотя все это вряд ли поможет прийти на форуме к какой-то взаимоприемлемой позиции, учитывая хотя бы даже то, что Соединенные Штаты считают любые договоренности в этой области просто пустым словоблудием.
     Вторая тема - мировая экономика. В свете нестабильности финансовой системы после кризиса на рынке ипотечного кредитования в США, а также роста товарно-сырьевых цен, в том числе на нефть, зерно и продовольственные товары в целом, она приобретает сегодня особое значение. Совершенно очевидно, что простых рецептов выхода из создавшейся ситуации нет, да и интересы участников саммита в этом вопросе разные. Поэтому потребуется немало времени и усилий, чтобы найти общий для них вектор. И в этой связи широкий международный отклик в мире получили заявления Дмитрия Медведева, сделанные им в упоминавшемся уже выше интервью.
     По его словам, ряд структур, которые являются ключевыми игроками, сегодня не справляются со своими задачами. Поэтому возникли идеи по отрегулированию финансовой системы по-новому. Во-первых, она должна быть более справедливой и учитывать тот набор рисков, которые являются актуальными на сегодняшний день. Она должна также учитывать негативный опыт, связанный с перегревом экономики: и мировой экономики в целом, и экономик других государств. Причем эта система не может быть сориентирована только на одну страну и только на одну валюту. Она в будущем должна быть основана на сбалансированности ведущих экономик, на их устойчивом росте и на принципе нескольких резервных валют.
     Президент России считает недостаточными существующие международные механизмы консультаций между потребителями и поставщиками в сфере энергетики. Что касается потенциала ОПЕК или других международных структур, то, как показывает мировой опыт, этот потенциал нельзя преувеличивать. Далеко не всегда решения, которые принимаются государствами ОПЕК, в долгосрочной перспективе влияют на цены на нефть. Равно как и воздержание от каких-то решений тоже не влечет успокоения на рынке. Поэтому, по мнению Президента России, механизмы здесь должны быть более сложными и более современными - механизмы консультаций между основными странами - производителями, потребителями и транзитерами.
     Необходимо также повысить оперативность проведения встреч представителей «большой восьмерки» для решения актуальных проблем. По словам российского лидера, «восьмерка» является разумным форматом для рассмотрения проблемных вопросов. Однако есть ситуации, когда нужно реагировать безотлагательно. И для этого необязательно сразу же собирать глав государств. Должны быть механизмы, которые заставляют министров финансов, энергетики, сельского хозяйства собираться буквально на несколько дней, докладывать своим руководителям и уже принимать решения. «Такого рода предложения мы сейчас готовим, в том числе для обсуждения на «восьмерке», - подчеркнул Дмитрий Медведев.
     
Не создавать новых вызовов

     Но это уже, скорее всего, тема четвертого сюжета повестки саммита, определенного как политические вопросы. Кстати, отвечая на просьбу прокомментировать заявления американского сенатора Джона Маккейна о необходимости исключить Россию из «восьмерки», Президент РФ отметил, что какие-либо тезисы об исключении нашей страны или нажиме на нее выглядят просто несерьезно. Мировая «восьмерка» существует не потому, что это кому-то нравится или не нравится, а потому, что это объективно самые крупные экономики и самые серьезные с точки зрения внешней политики игроки. Попытки кого-то ограничить в этом качестве как минимум нанесут ущерб всему мировому порядку.
     С этой точки зрения Россия подходит и к проблемам третьего позиционного района противоракетной обороны в Европе, Договора об ограничении обычных вооружений в Европе - ДОВСЕ, расширения НАТО и ряду других программ, которые в настоящий момент, как считают в Москве, реализуются в противовес интересам нашей страны. Они не укрепляют безопасность в Европе, а создают дополнительные проблемы. «Мы, - подчеркивает российский Президент, - не напрягаем вокруг этого каких-то дополнительных сил, не устраиваем истерик, но просто говорим об этом открыто нашим партнерам, что ситуацию в Европе это не укрепляет. Значительно лучше было бы заняться созданием новой договорной основы для обеспечения безопасности в Европе, в том числе и путем проведения большого европейского саммита и заключения впоследствии соответствующего пакта о европейской безопасности, в котором бы приняли участие все европейские государства, а также все блоковые и внеблоковые организации. Это уж куда лучше, чем создавать очередной третий, четвертый или пятый позиционный район противоракетной обороны».
     Несомненно, это прозвучит и на саммите «восьмерки», где в разделе «политические вопросы» предлагается обсудить проблемы борьбы с терроризмом и региональных конфликтов, ядерного нераспространения и другие современные вызовы человечеству. В Токио уже заявили, что лидеры стран «большой восьмерки» призовут международное сообщество укрепить режим нераспространения ядерного оружия, обратив внимание на серьезность ситуации вокруг программ КНДР и Ирана в атомной области.
     Россию также беспокоит эта проблема, однако в Москве считают, что она, и в частности вопрос о ядерных программах Северной Кореи и Ирана, должна решаться не силовыми методами, а через систему так называемых позитивных стимулов. То есть не просто принимать резолюцию и требовать безусловного ее выполнения, а если она не выполняется, то налагать жесткие международные санкции и даже угрожать военными операциями. Гораздо проще и понятнее, когда оппонентам предлагается система позитивных стимулов. Например, пока усилия, которые предпринимали государства - участники соответствующих форматов, а также МАГАТЭ в отношении ядерной программы Ирана, не увенчались какими-то прорывными решениями. По мнению российского лидера, мировое сообщество должно мотивировать иранское руководство продемонстрировать прозрачность ядерной программы, продолжать продвижение позитивных стимулов, и тогда напряжение вокруг этой программы ослабнет. И если с Ираном ведутся переговоры в различных форматах, то нельзя предпринимать действия, которые возбуждают иранское руководство. Это касается ядерной программы Северной Кореи, в отношении которой наметился позитивный сдвиг.
     
Полиция начеку

     Так чего же ждать от саммита «большой восьмерки»? Ответ на этот вопрос по сути дал лидер страны - организатора этого форума премьер-министр Японии Ясуо Фукуда. В одном из интервью он сказал, что встреча на Хоккайдо не приведет к кардинальным решениям мировых проблем, но станет важным шагом в этом направлении. «Принятие каких-то решительных мер, конечно, было бы очень желательным, но выглядит не вполне реальным», - подчеркнул японский премьер, добавив, что саммит ведущих индустриальных держав «в любом случае станет очень важной встречей».
     А пока в Японии заканчиваются последние приготовления к встрече гостей. При этом особое внимание обращается на обеспечение безопасности форума. Как сообщается из Токио, на это задействованы большие силы. Кроме 20 тысяч полицейских, переброшенных на Хоккайдо, с воздуха зону проведения саммита станут прикрывать самолеты раннего обнаружения АВАКС. На базах ВВС на острове Хоккайдо будут постоянно дежурить готовые к взлету истребители-перехватчики, а в море разместятся ракетные эсминцы, вертолетоносец и корабль противоракетной обороны с системой наведения «Иджис». На юге Хоккайдо будут также развернуты мобильные подразделения химической и биологической защиты.
     Полиция ужесточает контроль над прибывающими в страну членами исламистских организаций, которые могут быть связаны с террористами, организует рейды по местам их компактного проживания. Население предупреждено о необходимости информировать полицию о самых незначительных признаках противозаконной деятельности. Сами полицейские, непосредственно задействованные в охране района проведения саммита, дополнительно к табельному револьверу, наручникам и прочему привычному снаряжению получили спецсредства - баллончики с газом на основе красного перца и колокольчики. Они предназначены для отпугивания медведей, которыми славится остров. В прошлом году было зафиксировано около 660 случаев, когда на них натыкались жители этого района.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex