на главную страницу

9 Июля 2008 года

История Отечества

Среда

Князь Андрей

Дмитрий ЗЕНИН. Рис. Анны ТРУХАНОВОЙ.



     НОВАЯ КНЯЖЕСКАЯ междоусобица вспыхнула в 1173 году. Князья Ростиславичи - племянники князей Мстислава и Ярополка – возмутились своим положением вассалов и начали войну за восстановление прежних княжеских прав. Противостояние завершилось бестолковой осадой Вышгорода, ночной паникой и бегством войск, союзных Андрею Боголюбскому. Причина этого поражения была более чем простая. Андрей во главе своих войск отправил сына Юрия, будущего мужа грузинской царицы Тамары. К этому войску присоединилось множество князей. Когда все войска соединились в Черниговской области, то на совете с общего согласия решили назначить предводителем черниговского князя Святослава - не как достойного, а как старейшего. Феодальная, удельная анархия восторжествовала, в результате предприятие бесславно развалилось. Но победители не долго радовались своему торжеству.
     Не прошло и нескольких месяцев, как победители начали ссориться друг с другом. Втайне друг от друга они стали договариваться с Андреем на всей его воле. Противники и союзники просили у великого князя защиты, суда и правды. Предлагали провести во Владимире или Боголюбове общий съезд (собор). Андрей несколько месяцев молчал, наконец, отпраздновав Светлое Воскресение Господне, ответил: «Подождите немного, пошлю по братию свою на Русь» (обращает на себя внимание, что тогда, в XII веке, под Русью понимались земли Центральной Украины, т.е. прежде всего территория нынешних Киевской, Черниговской, Житомирской, Сумской областей; в летописях нет упоминаний «Суздальской Руси», «Руси Залесской» и т.п., но велась речь о Ростовско-Суздальской земле. - Ред.).
     Но этим планам было не суждено сбыться: 28 июня 1174 года великий князь Владимирский Андрей Георгиевич, еще при жизни прозванный Боголюбским, был убит заговорщиками в своем замке Боголюбово. Его смерть не была первым убийством князя Рюриковича на Руси. Князей убивали и до, и после этого события. Это же убийство отличалось не только особой жестокостью, но и некоторой таинственностью, что позволило даже предположить некоторым исследователям его ритуальный характер.
     Трагические события, по изложению летописцев, развивались так. Был у князя Андрея Боголюбского любимый слуга (вассал) Яким Кучкович. За совершенное злодеяние князь приказал казнить его брата. Яким стал говорить своим приятелям: «Сегодня одного казнит, другого казнит, а завтра казнит и нас. Промыслим-ка об этом князе».
     В пятницу в доме Кучкова зятя Петра собрался совет заговорщиков. Там было 20 человек. В их числе ключник Анбал, яссин и некий Ефрем Моисичь. Заговорщики решили убить князя в ту же ночь. Вооружившись до зубов и надев доспехи, толпа из 20 профессиональных воинов отправилась убивать спящего князя. Но стоило им приблизиться к покоям князя, как страх обуял заговорщиков. Для укрепления морального духа убийцы пошли в медушу (винный погреб) и упились для храбрости. Размахивая мечами и копьями, заговорщики поднялись по лестнице к двери княжеской спальни. Выбить дверь и вломиться всей толпой у них не хватило смелости.
     Тогда один из них стал стучать и звать князя: «Господине, Господине!»
     Андрей Георгиевич откликнулся: «Кто там?»
     - «Прокопий»,- отвечали ему.
     Прокопий был верный слуга Андрея.
     - «Врешь паробоче, ты не Прокопий!» - ответил Великий князь и бросился искать свой меч. У него был меч святого Бориса, обладавший, как считалось, особой силой. Меча у князя не оказалось: ключник Анбал заранее унес его.
     Заговорщики выломали дверь и бросились на князя. Схватка была более чем неравной. Но Андрей Георгиевич был не робкого десятка. Одного из нападавших он сбил с ног, другому проломил голову, еще одного по ошибке убили заговорщики. Разя направо и налево, отбивая удары мечей и копий, громовым голосом князь кричал нападавшим: «Почто уподобистеся Горясеру (убийце святого Бориса. - Д.З.)? Бог отмстит, вы - хлеб мой».
     Это был последний смертный бой святого князя. Он не просил пощады, дрался до последнего вздоха. Под ударами Андрей упал на каменный пол. Решив, что с ним покончено, убийцы пошли допивать. Но князь был еще жив, собрав последние силы, он, заливаясь кровью, спустился с лестницы. Сознание покидало его; чтобы перевести дух, он присел на каменную скамеечку в нише под лестницей. Кто-то из убийц испугался, что вдруг-де князя не убили.
     Заговорщики побежали проверять. Кроме двух убитых подельников, трупов в покоях князя не было. Принесли факелы. Андрея нашли по следам крови - он сидел, прижавшись спиной к лестничным столбам, и молился Богородице. Сил сопротивляться у князя уже не было, он смог только закрыться правой рукой. Ударом меча Петр Кучкович отсек ему руку, один из заговорщиков пронзил князя копьем в область сердца. Умирая, Андрей Георгиевич сказал: «Пресвятая дево Мария Богородице! В руци Твоя передаю дух мой».
     Заговорщики, круша всех и все на своем пути, прошли по замку и монастырю, спросонья никто не успевал оказывать им сопротивление. На рассвете 29 июня все было закончено, малочисленный гарнизон перебит, казна разграблена.
     ЗАМОК был захвачен, но страх преследовал убийц и заставлял их действовать. Иной раз страх бывает неплохим советчиком - так случилось и 29 июня 1174 года. Упреждая нападение владимирцев, заговорщики отправили гонцов в столицу объявить жителям: «Если кто из вас помыслит на нас, то мы с теми покончим. Не у нас одних была дума; и ваши есть в одной думе с нами».
     Ложь сработала, и пошел род на род, дом на дом, улица на улицу, дети на отцов, отцы на детей. Туман безумия охватил весь русский Северо-Восток. Погром бушевал и во Владимире, но некий священник Микулица провел в столичном граде крестный ход с чудотворным образом Богородицы, и народ успокоился.
     В Боголюбове воцарился всеобщий хаос, туда приходили жители окрестных сел, хватали все, что не успели разграбить заговорщики, упивались, дрались между собой, убивали друг дружку и кого придется. Однако нашелся один из слуг (вассалов) князя - Кузьмище Киевлянин, не потерявший присутствия духа и сохранивший верность своей присяге. Узнав, что князь убит, он прибыл в Боголюбовский замок, в котором укрепились заговорщики и гулял пьяный сброд, и начал поиски тела князя.
     Кузьмище вошел в зал, где пировали заговорщики, и спросил, где князь. Те, в пьяном угаре чувствуя себя героями, отвечали ему: «В огороде лежит. Мы бросили его псам. Да не вздумай его трогать. Приберешь - убьем».
     Но слуга Кузьмище был не из трусливых. Он нашел князя и стал плакать над ним. Труп Андрея был обнажен - «лежал наг». Верный слуга завернул тело господина в плащ, взвалил себе на плечи и принес к церкви. Он попросил людей, которых встретил в церкви, отпереть божницу. Те, к этому времени все крепко пьяные, отвечали ему: «Брось его тут в притворе. Вот нашел еще себе печаль с ним».
     Кузьмище положил тело князя в притворе, накрыл его плащом и опять причитал над ним. Этот плач заслуживает того, чтобы его привести полностью: «Уже тебя, Господине, паробци твои не знають. Иногда бо если и гость приходил из Царягорода и от иных стран, из Рускоя земли, если Латинит, и до всего Христианства, и до всеа погани, и рце (ты говорил. - Д.З.) : «Въведите и в церковь и на полаты, да видять истинное Христианьство и крестятся - яко же и бысть: и крести и Болгаре и Жидове и вся поганы. И ти больше плачуь по тебе, а сии ни в церковь не велят вложити».
     Только на третий день пришел игумен монастыря святых Косьмы и Дамиана. Он заставил боголюбовских клирошан внести тело великого князя в церковь Богородицы и положить в каменный гроб. Затем начал погребальные службы над ним. Шесть дней лежал труп князя в церкви, и по ночам, как повествуется, столп света стоял над ним, а днем исходило чудное благоухание.
     Только 5 июля из Владимира прибыли за телом князя. Народная толпа, духовенство с чудотворным образом вышли из города встречать останки своего государя. Когда погребальное шествие приблизилось, показалось красно-белое знамя князя, послышалось погребальное пение, как говорят летописцы, среди дня солнце померкло, ужас объял граждан, тысячные толпы упали на колени и возопили: «Княже святый, отче наш! Прости и помилуй ны грешныя!».
     «Встал плач великий туга и печаль по всей Русской земле», - так заканчивают все летописцы печальный рассказ о гибели князя.
     ПОСЛЕ УБИЙСТВА Андрея Боголюбского во Владимирском крае была попытка реставрировать старые порядки. Часть ростовских бояр призвала на княжение Ростиславичей (племянников князей Мстислава и Ярополка). Владимирцы и москвичи призвали братьев Андрея, Михаила и Всеволода, которые с 1162 до 1169 года обитали в Царьграде и пределах Аскалонских (в удерживаемой крестоносцами Палестине. - Ред.).
     Ростовские бояре и дружины Ростиславичей с примкнувшими союзниками на первых порах осилили владимирцев и братьев Андрея, вынужденных отступить в Москву. Прошло некоторое время. Весной 1175 года жители Владимира, Москвы и пределов, сославшись между собой, тайно провели представительный собор, на котором порешили: «И так промышляйте, братья!»
     Ополчение мстителей под красно-белым знаменем Андрея Боголюбского сосредоточилось в Москве и выступило освобождать Владимирский край. Их противники разведки не вели, воинство шло скопом к рвам и валам готовой к осаде Москвы. Встреча с построенными в боевые порядки войсками Михаила, Всеволода и Георгия, сына Андрея Боголюбского, оказалась для них полной неожиданностью.
     15 июля 1175 года братья и племянник при всеобщем ликовании духовенства и народа вошли во Владимир. 25 июля к Михаилу, провозглашенному духовенством и народом великим князем, прибыла депутация людей всех сословий, чинов, разрядов и званий от Ростова, Суздаля, Ярославля, Костромы и Вологды - от всей земли. Они сказали, что они - его люди душою и сердцем, и попросили повелевать ими.
     Первым делом нового великого князя было наказать убийц святого князя и восстановить в великом княжении порядок, заведенный Андреем Боголюбским. Михаил Георгиевич справился с этими задачами. Ни один из убийц не укрылся от справедливого возмездия. Шесть месяцев люди Михаила отлавливали их. Наконец 28 декабря 1175 года вне городской черты Владимира при большом стечении народа и духовенства состоялись суд и казнь заговорщиков. Версий казни несколько - сожжение, повешение, расстрел из луков. Прах же, по всем вариантам, был брошен в озеро, которое с той поры называют Поганым.
     Михаил правил всего один год. После его смерти очередной собор избрал великим князем Всеволода, младшего сына Юрия Долгорукого и свойственника Фридриха Барбароссы, который правил краем до 1212 года. Он расширил пределы государства и укрепил вертикаль власти. С его разрешения, кстати, епископ Адальберт основал Ригу и организовал там духовно-рыцарский орден меченосцев.
     За годы правления Всеволода, за размеры владений прозванного Большим Гнездом, новации Андрея Боголюбского стали нормой обычного права на Северо-Востоке Руси. Но получивший всенародную поддержку соборный характер высшей власти, распространивший служебные отношения на все сословия, включая великокняжеских детей, удержался. Это и определило роль этого региона в становлении централизованного русского государства и образовании великорусской нации.
     В ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ Андрее Боголюбском было что-то необычное, трудно поддающееся объяснению. Ему свойственны необыкновенная целеустремленность, невероятная выдержка, скромность и рассудительность, резко отличавшая его от других князей. Отношения его с братьями и сыновьями были скорее служебными, чем родственными.
     Все это должно было иметь какое-то объяснение. Обратим внимание на слова «истинное христианство» из плача Кузьмищи. Что же это такое и откуда пришло к Андрею, если он демонстрировал это «истинное христианство» и православным византийцам, и католикам, и соотечественникам?
     Ответ надо искать в нашем Отечестве. Кроме официальных - никонианских - житий Святых, в Русской земле просиявших, есть еще старообрядческие жития. В одном из них, рукописном, старой вязью про святого князя написано, что он «многая леты в Святая Земли Иерушаломе Граде бываху у Святаго Гроба в посте и молитве, служа присно дево Марии Богородице вравду и бескорысти, премногыя мурости наповняхусь, яко бе Шоломон царь, во храме его Святая Святых пребывахом, яко и отень его Гюргий». Выходит, Андрей Георгиевич, как и его отец, не один раз и по нескольку лет бывал в Святой Земле - в Палестине.
     Как раз в то время, когда туда толпами приезжали воинственные паломники христианского интернационала: поклониться Гробу Господню, искупаться в Иордане и вооруженной рукой помочь королевству крестоносцев в противостоянии противнику. Юрий Долгорукий после смерти своей второй жены-половчанки в 1115 году мог отправиться в путешествие по Святым местам и геройствовать за Гроб Господень: до 1124 года в русских летописях о нем упоминаний нет.
     В 1125 году он по воле Владимира Мономаха женится на сестре Мануила Комнина. Свадьбу справляют в Киеве. За невестой Юрий мог послать Андрея. Попав в Константинополь, русское посольство вряд ли отказало бы себе в удовольствии совершить богоугодный вояж в Палестину. Андрей мог задержаться там на несколько лет и пройти обряд посвящения в защитники Святого Гроба.
     Исследователь Куглер сообщает, что в 1127 году два тамплиера, Андрей и Гундермар, прибыли из Иерусалима в Европу и, добравшись до самых крайних северных пределов ее, вдохнули в орден тамплиеров настоящую жизнь, вызвав огромный непрерывающийся поток добровольцев из всех княжеских домов. Не был ли князь Боголюбский этот Андрей?
     Достоверно установлено только, что с 1140-го по первую половину 1150 года русские летописи молчат о нем. В те годы дела в королевстве крестоносцев шли плохо, с 1147 по 1149 год прошел второй Крестовый поход, окончившийся для большинства участников трагически. Государи, состоявшие в переписке с князем Андреем, не только приходились ему родственниками, но и были участниками этого неудачного похода. Позже, после гибели Андрея, Фридрих Барбаросса выдал свою племянницу, богемскую княжну Марию, за его младшего брата Всеволода.
     То, что эти государи (Фридрих в то время еще не император, а герцог Швабский) были покровителями тамплиеров, известно. Судя по делам, Андрей Боголюбский также мог принадлежать к тамплиерам и являться покровителем ордена. «Истинное христианство», которое он демонстрировал приезжавшим христианам, могло быть привнесено им из Иерусалимской патриархии после ее восстановления крестоносцами в 1099 году. Андрей после нескольких поездок в Палестину к 1150 году вполне мог обладать высокой степенью посвящения - не меньше ландмагистра (магистра отдельной страны). Русь того времени представляла великолепное поле деятельности для ордена - трамплин к возрождению христианского Царства Божьего на земле.
     Наиболее благоприятная почва оказалась именно на Владимирщине. Орденская структура, наложенная на соборное управление краем, ставила предел феодальной анархии и обеспечивала благоприятные условия для успешного государственного строительства. Богородица и ее слуги получили от Андрея в 1155 году Москву с задачей прикрыть стольный Владимир с угрожаемого киевского направления.
     В устройстве своей земли князь предвосхитил деление Иоанном Грозным государства на опричнину и земщину. Народное собрание (собор) Андрей оставил во Владимире, а своей резиденцией сделал Боголюбово. После его насильственной смерти «штаб-квартира» Ордена могла переместиться в Москву, где, по-видимому, оставалась до конца XVI века.
     Убийство Андрея видится ритуальным и политическим: слишком многим князь перешел дорожку, да и строгая монашеская дисциплина не всем нравилась. Личности и национальная принадлежность убийц князя достаточно хорошо описаны, кроме одного - Анбала ключника - «яссина». Некоторые исследователи называют его кавказцем, но нет на Кавказе имени Анбал. Да и вообще нет такого имени. Есть прозвище Ганнибал (так обычно на Руси в то время называли африканцев или темнокожих арабов-мавров). Выходит, ключником князя мог быть один из мавров-ассасинов, противостоявших крестоносцам в Палестине...
     Но убийство Андрея Боголюбского не остановило начатого им дела строительства централизованного государства. Святой князь уже успел подготовить последователей.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex