на главную страницу

10 Июля 2008 года

Армия и общество

Четверг

ИСПЫТАНИЕ НОЧНЫМ НЕБОМ

Михаил ЧЕВЫЧЕЛОВ.



     Сегодня в отдельном противолодочном авиационном полку полеты. Дневное и ночное небо над аэродромом и за его пределами будет отдано на этот раз летчикам вертолетной эскадрильи. Кроме одного вылета: на разведку погоды только что ушел могучий Ил. И повел его командир полка полковник Валерий Власенко. Конечно, можно было бы и на вертолете разведать погоду, но для этого понадобится столько времени! А стартовыми часами и минутами теперь приходится особенно дорожить. Не за горами время всевозможных итоговых учений, проверок. И естественно, авиаторам хочется выглядеть достойно. А для этого надо летать, тренироваться, учиться работать в небе и днем, и ночью. И не только над сушей, родным аэродромом, но и над морем, водной стихией. Ведь здесь базируются морские, более того – корабельные летчики!
     Предстоящая летная смена начнется во второй половине дня и к вечеру плавно перейдет к ночным условиям. Так что будет возможность сегодня вдоволь потренироваться молодым пилотам и тем, кто уже начал осваивать ночную подготовку. Однако что скажет только что вернувшийся с задания разведчик погоды полковник Валерий Власенко?
     На предполетных указаниях командир полка был краток: погода в районе аэродрома и за его пределами вполне благоприятная для полетов, облачность – 6-7 баллов, высота – 1.200 метров, видимость до 10 километров, слабая дымка. Однако за облачностью придется внимательно следить всем экипажам, пребывающим в воздухе. К ночи она может понизиться и закрыть аэродром. А это небезопасно для летчиков, которые только что начали осваивать сложные погодные условия.
     У командира экипажа капитана Романа Пухова сегодня особая миссия: в предстоящих контрольных полетах ему предстоит доказать, что он готов пилотировать винтокрылую машину в ночном небе самостоятельно. Проверять его будет начальник отдела безопасности полетов ВВС и ПВО ТОФ опытнейший первоклассный летчик полковник Владимир Вологжанин.
     В ожидании вылета капитан Пухов немного волновался. Впрочем, пока не оказался в привычных объятиях пилотского кресла и привязных ремней, притороченных к нему. А дальше, при запуске двигателей вертолета Ми-8, выруливании на предварительный старт и особенно во время взлета, командир экипажа, кажется, уже не замечал, кто там исподволь следит за каждым его движением в правом кресле пилота. Действовал спокойно, уверенно.
     Так же спокойно и уверенно пилотировал летчик по приборам и в зоне, на высоте около 3 тысяч метров. Развороты влево, вправо, виражи и снижение на минимальных оборотах двигателей за счет авторотации (самовращения) винта он выполнил почти безукоризненно. Правда, при заходе на посадку по «большой коробочке» после четвертого разворота летчик выдерживал очень пологую глиссаду снижения. А следовало бы ее выполнять покруче. На что и обратил внимание контролировавший полет капитана Пухова полковник Владимир Вологжанин. Во втором контрольном полете летчик исправил свою ошибку и был допущен к самостоятельным полетам ночью.
     Непростую задачу предстояло выполнить в ту ночь командиру авиационного отряда майору Владимиру Щербинину и его штурману майору Игорю Голубеву – на вертолете Ка-27 пройти по маршруту над морем на предельно малой высоте. Казалось бы, ну что тут особенного – вышел в район полетов, снизился на заданную высоту и лети себе с богом. Но вокруг темень, пилотировать приходится только по приборам, и ошибиться нельзя: под тобой совсем рядом бездна океанская. Чуть зазевался – и... Я уже не говорю о том, как должны надежно, слаженно и четко работать в таком полете не только пилоты, но и все приборы, системы и агрегаты. Конечно, продержаться над морем на заданной высоте минуту-другую хоть и трудно, но вполне возможно для любого летчика, начинающего осваивать ночные полеты. Но когда полет длится целых 60 минут – это уже серьезное испытание, которое под силу выдержать только очень и очень подготовленным летчикам и штурманам.
     Экипажу майора Владимира Щербинина предстояло ровно час пилотировать над морем на предельно малой высоте противолодочный вертолет. Контролировал полет и, конечно же, где-то и помогал экипажу строго выдерживать все необходимые параметры на маршруте заместитель главного штурмана ВВС ТОФ подполковник Андрей Пидопригора.
     Позже, расспрашивая опытного навигатора-вертолетчика о том полете, я пытался выяснить, что чувствуют и переживают летчики в такие экстремальные минуты. Андрей Викторович уклончиво ответил, что полет обычный, ничего особенного. Главное – строго выдерживать все параметры и следить за работой техники не только командиру, но и всему экипажу.
     Поскромничал штурман, поскромничал. Впрочем, авиаторы не любят распространяться о том, каково им приходится порой там, в небе морском. Только один мой знакомый журналист-газетчик был буквально шокирован, когда увидел однажды, как, вернувшись из аналогичного ночного полета, авиаторы переодевались в специальной комнате и, сняв морские спасательные костюмы, буквально выливали из них воду.
     - Откуда вода? – ошарашенно спросил мой коллега.
     - Над морем ходили, вот и набралась водица, – насмешливо ответил один из пилотов.
     Коллега мой так, видимо, тогда и не понял, что полеты над морем ночью на предельно малых высотах требуют от летчика полной отдачи моральных и физических сил...
     Успешно отработали в ту летную смену экипажи майора Владимира Щербинина, капитанов Романа Пухова и Андрея Шкулипы. А всего за часы и минуты, отведенные для полетов, в дневное и ночное небо морского аэродрома поднималось более десяти воздушных экипажей. И это радует. Летный состав противолодочной вертолетной эскадрильи заметно продвинулся в своем боевом совершенствовании.
     На снимках: штурман отряда майор Игорь Голубев; Ка-27ПС в полете над морем; руководитель полетов подполковник Сергей Кочетов.Фото Виталия Анькова.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex