на главную страницу

15 Июля 2008 года

Армия и общество

Вторник

Здесь становятся на крыло

Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда».
Фото автора и Сергея Пятакова.



Изматывающий график: по три, а то и по четыре летные смены в неделю. Несмотря на это, изо дня в день группа руководства полетов с особой тщательностью готовится к каждой. Организация полетов должна быть на высоте, доклад любой службы обеспечения - максимально точным. Ведь за штурвалом не обычный летчик, а курсант Центра боевого применения и переучивания летного состава (ЦБП ПЛС) военно-транспортной авиации.

     На сегодняшний день это единственный учебный центр, в котором готовят молодой летный состав и повышают квалификацию опытные командиры 61-й воздушной армии Верховного Главного Командования (Военно-транспортной авиации). Попасть на курсы центра удается далеко не каждому - обучению в ЦБП ПЛС предшествует серьезный отбор. Только в этом году для подготовки командиров кораблей из 18 молодых летчиков были отобраны всего 10. Благодаря жесткому отбору в центр попадают лучшие.
     На вступительных испытаниях кандидаты - выпускники военных авиационных училищ сдают теорию, а также проходят проверку техники пилотирования на тренажере. Кроме того, проводятся психологическое тестирование и сдача зачетов по физической подготовке.
     Отобранные кандидаты в течение месяца изучают курс теоретической подготовки, после чего проходят десятидневную наземную стажировку. И только когда есть полная уверенность в том, что слушатель готов к практическому применению знаний и навыков, наступает наиболее ответственный этап подготовки командиров кораблей.
     

     НАША СПРАВКА. В задачи Центра боевого применения и переучивания летного состава входит подготовка летного и штурманского состава для Военно-транспортной авиации. На сегодняшний день в центре внимания - обучение и повышение квалификации молодого летного состава армии: подготовка командиров кораблей из числа молодого офицерского состава армии и курсантов военных авиационных училищ в качестве помощников командиров кораблей. На базе центра также действуют курсы повышения квалификации опытного летного состава: готовят командиров отрядов, командиров эскадрилий, руководителей полетов. Таким образом, ЦБП ПЛС обеспечивает подготовку всего комплекса специалистов для военно-транспортной авиации. Кроме того, центр занимается обучением специалистов в рамках программы подготовки к полетам по бюджетным воздушным линиям на самолетах Ил-76, Ан-124.
     

     Летная подготовка в Центре боевого применения и переучивания летного состава ВТА заключается в практической отработке различных полетных заданий на военно-транспортных самолетах Ил-76: сначала под руководством инструктора, затем самостоятельно. Всего за полгода в центре должны полноценно подготовить командира корабля. При этом общий налет каждого из них должен составить не менее 50 часов, в том числе около 15 часов самостоятельных полетов. За весь период обучения молодым авиаторам предстоит освоить программу одиночного боевого применения с десантированием.
     - Сейчас работаем очень напряженно. Летные смены организуем три-четыре раза в неделю - готовим молодой летный состав. На сегодняшний день все командиры кораблей пилотируют самолеты самостоятельно, и нам есть чем похвалиться, - отметил начальник Центра боевого применения и переучивания летного состава ВТА Герой Российской Федерации полковник Андрей Зеленко.
     Как объяснил начальник центра, такая интенсивность полетов связана с тем, что еще в начале 1990-х годов образовался серьезный провал в подготовке молодого летного состава, последствия которого стали остро ощущаться сегодня. Все, кто тогда составлял основу летного корпуса, достигли предельного возраста 45-50 лет. Сейчас идет очень быстрое омоложение летного состава, и заменять опытных командиров просто некем. Даже утвержденный на 2008 год план по подготовке командиров экипажей для Военно-транспортной авиации был увеличен в связи с возрастающими потребностями армии. Уже в сентябре этого года состоится дополнительный набор еще шести кандидатов на должности командиров экипажей самолетов Ил-76.
     Помимо подготовки командиров кораблей на базе Центра боевого применения и переучивания летного состава ВТА ежегодно проходят стажировку курсанты летных и штурманских училищ. В настоящее время 24 курсанта Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков и 38 штурманов Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов проходят курс теоретической подготовки - переучиваются на Ил-76. По словам начальника Ивановского центра, за последние пять лет контингент обучающихся в военных летных училищах заметно изменился. Если буквально несколько лет назад курсанты приходили неподготовленными не только к полетам, но и к службе в военной авиации вообще, то сегодняшние стажеры гораздо серьезнее относятся к службе и более подготовлены в профессиональном плане. Однако и они временами заставляют руководство понервничать.
     - Особенность обучения пятикурсников в том, что летчики только начинают выполнять полеты на данном типе самолетов. В период организации любого полета постоянно нужно быть начеку, - поделился опытом начальник центра руководства полетами подполковник Алексей Кузнецов. - В любой момент может возникнуть непредвиденная ситуация - молодой летчик может что-то не так сделать. Особенно в первом своем самостоятельном полете.
     В условиях интенсивных курсов подготовки обучать и руководить курсантами и слушателями должны настоящие профессионалы. Возможно, именно поэтому руководство центром доверено Герою Российской Федерации полковнику Андрею Зеленко. Он один из немногих, а точнее, из трех офицеров во всей военно-транспортной авиации награжден звездой Героя России. Событие, послужившее проверкой на прочность для командира корабля, тогда еще подполковника Зеленко, произошло в конце июня 2000 года. В этот день экипаж Ил-76 выполнял обычный рейс - вез молодое пополнение к новому месту службы из Астрахани на аэродром Дальнего Востока. Однако в полете произошло возгорание левого крыла. На тот момент на борту находился 221 пассажир из числа новобранцев. В считаные секунды командир экипажа принял решение на посадку, несмотря на значительное превышение взлетно-посадочного веса и «голое» крыло.
     В сложной обстановке без выпуска механизации крыла и с аварийным выпуском шасси на скорости 390 км/ч, вдвое превышающей нормальную посадочную скорость, экипаж выполнил посадку на аэродром вылета. Выкатившись за пределы взлетно-посадочной полосы, самолет загорелся. Благодаря четким действиям экипажа удалось эвакуировать всех пассажиров и спастись самим. Самолет после посадки полностью сгорел.
     Такое событие не могло пройти незамеченным: 221 спасенная жизнь - такова цена профессионализма настоящего летчика. Указом Президента Российской Федерации от 19 августа 2000 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, подполковнику Андрею Зеленко было присвоено звание Героя Российской Федерации, а члены экипажа награждены орденом Мужества и медалью Нестерова.
     Таким летчикам есть что передать своим ученикам - они знают истинную цену профессионализму. А молодым нужно успеть перенять от своих наставников качества и навыки настоящих асов. Ведь от того, насколько профессионально будет подготовлено молодое поколение авиаторов, во многом зависит будущее Военно-воздушных сил России.
     На снимке: Легендарный советский военно-транспортный самолет Ли-2 в музее ЦБП ПЛС под открытым небом


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex